Технологии социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Молодёжь как особая социальная группа 5
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью 5
1.2. Социально демократический портрет молодёжи 6
1.3. Социальные проблемы и потребности молодежи 12
Глава II. Роль социальных служб в решении проблем молодежи 18
2.1. Социальные службы в решении молодежных проблем 18
2.2. Структура и задачи социальной службы для молодежи 22
2.3. Технологии социальной работы с молодежью 24
2.4. Опыт Сахалинской области в сфере социальной работы
с молодежью 25
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Технологии социальной работы с молодежью.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Проблема безработицы также  немаловажна. Найти работу, которая станет источником основного дохода — это очередная трудность, которую необходимо преодолеть. В мегаполисах сделать это легче, а в других городах России, ситуация намного хуже.

Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две своих  проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние. Начиная работать, он думает, что будет делать через  год-два, какую работу сможет получить в будущем. И для него очень важно понимать, что он будет получать опыт и практические знания, которые сделают из него более дорогого, более востребованного рынком специалиста.

С другой стороны, человек, начинающий самостоятельную жизнь, требует от своего работодателя такой оплаты труда, которая соответствует его уровню жизни. В России очень трудно найти работу молодым специалистам. Приходится писать правильно составленные резюме, рассылать его по компаниям, проходить собеседования, выдерживать испытательные сроки.

Особенности положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов –  многие работодатели негативно  оценивают такие качества молодых  работников, как отсутствие навыков  трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что по данным статистики, 25 % безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Современный российский рынок труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной, на получение значительной материальной выгоды.

Молодежь сегодня не имеет тех  четких ориентиров в жизни, которые  были у наших отцов и матерей. Молодому человеку необходимо иметь представление о жизни и окружающем мире. Ему нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему нужно знать законы того мира, в котором он живет. Вся эта информация поступает к ребенку от родителей, друзей, педагогов, из сказок, мультиков, песен и кинофильмов. А молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта.

Глава II. Роль социальных служб в решении проблем молодежи

2.1. Социальные службы в решении молодежных проблем

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может  быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации  деятельности социальных служб для  несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса  специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Для детей и  подростков, испытывающих жестокое обращение  в семье и насилие, создаются  социальные приюты.

Ещё в 90-х годах  ХХ века на базе приемников-распределителей для несовершеннолетних были созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организовывались приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Сейчас ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в  ряде регионов созданы Центры социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы: малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица, психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная  работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

  • возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);
  • семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
  • психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
  • консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в области  социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными  принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале  семейного психологического консультирования. Он выделял следующие принципы:

1. Принцип анализа подтекста  (требование различать несколько  слоев в запросе-жалобе клиента  и выделение способов работы  с этими слоями).

2. Принцип отказа от конкретных  рекомендаций (ибо человек сам  должен принять решение о своей  собственной судьбе).

3. Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).

4. Принцип системности (выделение  системной единицы анализа, будь  то индивидуальное сознание, или  же семья как целое, или же  индивидуальный жизненный путь как целое).

5. Принцип уважения личности  клиента (отказ от установки  на переделывание, перевоспитание  личности, установка на приятие,  понимание клиента).

6. Принцип профессиональной направленности  и мотивированности консультанта  (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек )

Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих  помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "риск-группы" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями.

Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую  отрицалось взрослыми, заставляет сегодня  медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости, через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатолог, и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и СПИДа.

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают  консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Активно формируются и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием  семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

Как свидетельствует опыт, в развитых странах Запада реализуются две основные модели молодежной политики.

Во-первых, неконсервативная, характерна для США и некоторых других стран. Она предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее защищенным и "неблагополучным" категориям молодежи при жесткой регламентации порядка расходования средств и категорий получаемой помощи;

Во-вторых, социал-демократическая, характерная  для ряда стран Центральной и Северной Европы. Она исходит из признания ответственности государства за интеграцию всей молодежи в обществе, и предусматривает переход от помощи отдельным категориям молодежи к социальным программам, доступным для всех желающих молодых людей.

В штатные расписания многих школ введена должность социального педагога. Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании». В отличие от учителя – предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей – аутсайдеров, с девиантным поведением и других испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им.

2.2. Структура и задачи социальной службы для молодежи

В Федеральном законе "Об основах  социального обслуживания населения  РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

  • центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
  • центр социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
  • социальная гостиница;
  • социальный приют для детей и подростков.
  1. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
  • центр психолого-педагогической помощи;
  • центр экстренной психологической помощи по телефону;
  • реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями

(в том числе для детей и подростков);

комплексные молодежные центры военно-патриотической, культурно-досуговой и спортивной направленности.

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
  • общежития для лиц с ограниченными возможностями.

При организации социальных служб  для молодежи очень важно Четко  определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение  диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью