Технологии учебного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 15:30, статья

Описание работы

В основе проектирования как особого способа познания и преобразования действительности лежит ряд идей: идеи опережения, «разности потенциалов», пошаговости, совместимости, кооперации.
Цель данного проекта - привлечь внимание учащихся и их родителей к проблемам загрязнения окружающей среды, сокращению видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурских тигров.

Файлы: 1 файл

Технологии учебного проектирования Koroleva_7-02-2012.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

Проблемы с которыми сталкивается учитель, реализующий технологии учебного проектирования и исследования в рамках создания международного ученического проекта.

Королева Светлана Игоревна заслуженный учитель РФ, учитель биологии ГОУ ЦО № 1454  города Москвы

 

 

….На том, к кому приходит подросток и вопрошает; - Кто я? Кем буду? – лежит огромная ответственность. Каждое его слово может оказать  такое же влияние, как прикосновение  руки скульптора к комку глины, из которого может возникнуть шедевр, а может получиться уродец, место  которому на свалке.

 

                                                                           Лью Уиллис.

 

Эта мысль американского  писателя, высказанная в девятнадцатом  веке, кажется, прямо адресована учителю. Человеку, который старается помочь ребенку понять себя, увидеть свое место и осмыслить свое назначение в человеческом обществе, распознать общечеловеческие ценности, разобраться  в них и решить -  кем и  каким быть и что значит достойно шагать по намеченному пути.

В настоящее время процесс  воспитания и обучения начинается в  раннем детстве, и ребенок приходит в школу  с определенным багажом  знаний. И от того, как будет организован  этот процесс в дальнейшем, будет  зависеть результат обученности и воспитанности молодого человека.

Детская потребность в  исследовательском поиске обусловлена  биологически, ребенок рождается  исследователем. Неутомимая жажда новых  впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Главная задача современной  школы - раскрыть способности каждого  ученика, воспитать личность, живущую  в конкурентном мире и способную  ставить перед собой цели и  достигать их, сказал глава российского  государства Д.Медведев. Он также  отметил, что при обучении в российских школах необходимо особое внимание уделять  старшеклассникам, образование которых  связано с выбором их будущей  профессии. Школа должна стать "центром  творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью".

Для достижения этих целей  начинать надо с самого начала - с  воспитания новой личности уже в  школе. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы  выпускники могли самостоятельно ставить  и достигать серьёзные цели, уметь  реагировать на разные жизненные  ситуации.

Задача педагога –  дать ученику возможность развивать  интеллект в самостоятельной  творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

Использование разных форм обучения  на уроках и во внеурочной деятельности способствует повышению  эффективности образовательного и  воспитательного процессов. Одной  из форм этой совместной работы и является проектная деятельность, в которую  одновременно могут быть включены ученики, родители, учитель и другие заинтересованные люди. Этот вид деятельности позволяет обучать ребят навыкам  исследовательской работы, в результате которой они самостоятельно осуществляют поиск необходимой им информации, обрабатывать ее, учатся составлять вопросы для социологических опросов (исследований), проводить их, ставить  эксперимент, анализировать полученные данные, обобщать их, делать определенные выводы.

Проектирование представляет собой коллективную форму деятельности, в ходе которой ребята учатся слушать  друг друга, принимать совместные, правильные решения, но возможен вариант и индивидуальной работы над темой.  Учитель выступает в роли партнера, который предлагает, советует как сделать лучше, при этом подчеркивая роль каждого участника проекта.

Этот вид коллективной деятельности дает ребенку возможность  почувствовать свою значимость в  коллективе, понять, что для реализации общего дела важна совместная деятельность и результат зависит от вклада каждого участника проекта.

Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся   школы подготовили  и защитили с 2006 по 2010 годы различные проекты экологической направленности, в которых прослеживалась интеграция биологии, экологии и природоохранной деятельности.

Проект «Защитим и сохраним Амурского тигра» является примером сотрудничества на региональном и международном уровнях. В нем приняли участие 250 учащихся ГОУ Центра Образования №1454 города Москвы,  101 учащийся  школы №1 города Канаш Чувашской Республики под руководством Софроновой Светланы Андреевны и 58 учащихся  SPORTGYMNASIUM  города  SCHWERIN     (Шверин) Германии под руководством Марлене Пайтц. Совместно были проведены социологический опрос, конкурсы рисунков, сказок, уроки в которых принимали активное участие учащиеся разных возрастных групп. Созданы презентации для начальной школы и средней школы, которые могут быть использована на уроках природоведения и биологии; организована выставка с рисунками детей. Учащиеся проявляли интерес к работе Всемирного фонда дикой природы, участвовали в акциях, регистрировались на сайте WWF , голосовали за внесение кедра корейского в Красную книгу Приморского края, собирали подписи в защиту тигра. Проблема, поднятая нами важна не только для жителей Дальнего Востока, но и для всех нас. Так как амурский  тигр это редкий, находящийся под  угрозой исчезновения подвид, занесён в Красную книгу России, в Красную книгу МСОП, внесён в Приложение 1 Конвекции СИТЕС.

В основе проектирования как особого способа познания и преобразования действительности лежит ряд идей: идеи опережения, «разности потенциалов», пошаговости, совместимости, кооперации.

Организация исследовательской  деятельности учащихся на региональном и международном уровне в области интеграции биологии, экологии и природоохранном движении в рамках учебного проектирования начинается с того, что учитель помогает определить тему, поставить цели и задачи  каждой группе.

В настоящее время острейшей проблемой является то, что уровень экологической воспитанности населения достаточно низок. Современный педагог получал образование, базирующееся на постулатах антропоцентрической парадигмы. Сегодня ему приходится самостоятельно    пересматривать подходы к ряду принципиальных предметных положений и корректировать на этой основе образовательно-воспитательный процесс.

Таким образом, для современного педагога как никогда возрастает потребность:

  • в повышении уровня своей профессиональной квалификации
  • в постоянном самообразовании
  • в освоении педагогических технологий, способных обеспечить реализацию деятельностного  содержания образования (подхода)
  • в профессиональном контакте с представителями природоохранных учреждений

Педагог обязан установить и постоянно поддерживать на своих  занятиях высокий этический уровень  межличностного общения.

Наибольший воспитательный эффект обеспечивает принцип практического  применения полученных знаний.

Необходимо определить посильную задачу  каждому участнику проекта.

Педагог должен критически оценить сложившиеся противоречия, свои  личные возможности и четко  представлять себе конечную цель.

 Цель данного проекта - привлечь внимание учащихся и их родителей к проблемам загрязнения окружающей среды, сокращению видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурских тигров.

 Задачи, которые ставились: а) Исследовать, что знают учащиеся о таком животном как Амурский тигр, для этого разработать вопросы для социологического опроса и провести его; б) По результатам опроса, на основе полученных данных, провести разъяснительную работу среди учащихся школы о том, что Амурского тигра надо защищать; в) Провести среди учащихся начальной школы уроки, конкурсы рисунков, писем, сказок, посвященные Амурскому тигру – животному, занесенному в Красную книгу; г) Привлечь внимание к тигру учащихся из различных регионов, стран с целью сохранения его в природе; д) Воспитывать бережное отношение к природе.

Остановимся на основных этапах работы  над проектом:

  1. Обсуждение с учащимися проектной деятельности по биологии, экологии.
  2. Определение состава проектных групп, консультантов, природоохранных организаций, с которыми будем сотрудничать.
  3. Помощь в выборе тем проектов.
  4. Определение целей и задач каждого проекта.
  5. Разработка плана работы по каждому проекту.
  6. Обсуждение с учащимися литературы по проекту и анализ литературных источников
  7. Разработка вопросов для анкетирования.
  8. Опрос, анализ и обработка полученных данных.
  9. Поиск информации в Интернете
  10. Составление таблиц, графиков фотографирование результатов работы на определенных этапах, анализ данных и обобщение полученных результатов, а также самоанализ проектной деятельности
  11. Составление мультимедийной  презентации
  12. Подготовка учащихся к выступлению на  школьной и окружной конференциях по биологии и экологии
  13. Выступление, защита проектов по биологии и экологии
  14. Составление аннотации по проектам, подготовка статей по проектной деятельности к публикации.
  15. Обсуждение с ребятами результатов работы и сферы применения результатов: экологическая, краеведческая, экономическая

 

Вторая  проблема состоит в том, что несмотря на то, что в настоящее время учителя стали активно осваивать исследовательские педагогические технологии, однако они предпочтение отдают проектной, а не исследовательской деятельности, так как не хватает знаний в области частных методик биологических исследований и личного исследовательского опыта, а также школы не имеют необходимой материально – технической базы для проведения исследований.

Учителю, реализующему технологию учебного проектирования и исследования в ходе создания международного ученического проекта необходимо наладить взаимодействие с учителями и учащимися из различных регионов, с различными природоохранными организациями (WWF, Green Peace и другими), направлять и координировать этот процесс.

Третья проблема- сложность в координации работы школьников  с различными природоохранными и научными организациями, так как не всегда удается найти с ними взаимопонимание. Очень часто работа этих организаций совпадает со временем учебного процесса или они достаточно удалены от учебного заведения, или не всегда сотрудники бывают заинтересованы в работе с учащимися, так как к ребятам требуется особый подход.

Четвертая проблема - поиск партнеров, которым был бы интересен данный проект в различных регионах нашей страны и других странах. Чаще всего эта проблема решается за счет личных связей. И от того насколько будут заинтересованы партнеры в других регионах, может получиться или не получиться данный проект.

Результатами нашей работы стали исследования по выявлению влияния абиотического и антропогенного факторов на живые организмы, проведение разъяснительной работы о необходимости защищать животных. Создание в процессе работы модели взаимоотношений старшей и младшей школы, которая позволила показать детям важность сохранения дикой природы и познакомила их с удивительными организмами, ее населяющими. Созданы презентации для начальной школы и средней школы, организованы выставки детских рисунков и сказок в школе, лучшие были отправлены на Дальний Восток. Ребята, участвующие в данном проекте нашли себе друзей в Германии и сейчас с ними переписываются.

Исследовательская и экспериментальная  работа в рамках реализации программы  «Столичное образование -5» способствует: формированию общечеловеческих, социоприродных,  экологоориентированных ценностей, повышению  качества образования, так как в  ходе проектной деятельности личностные ценности осваиваются каждым человеком  при согласовании социального и  индивидуального опыта в процессе экологического образования: любовь к  природе, готовность понимать, сохранять  и защищать окружающую нас среду. Экологическое образование позволяет осознавать свою собственную роль в улучшении состояния окружающей среды, формировать ответственность за результат собственных действий, осуществлять поиск путей безопасного взаимодействия с окружающей средой, наладить контакт с различными общественными природоохранными организациями. В результате:

  • Повышается интерес к изучаемому предмету
  • Происходит развитие научного мышления учащихся, о чем свидетельствует большое количество учащихся, желающих заниматься в кружках по биологии
  • Реализуется дифференцированный и индивидуальный подход
  • Реализуется творческий потенциал, повышается самооценка и оценка окружающих
  • Реализуется практико-ориентированный подход, учащиеся в ходе экспериментальной деятельности определяются с выбором будущей профессии

 

Организация работы над проектом «Защитим и сохраним Амурского тигра» .

Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Основная задача педагога на этом этапе – вывести на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата – продукта учебного проектирования.

Проблема: Сокращения видового разнообразия животных на примере Амурского тигра.

Гипотеза: "Могут ли  учащиеся Москвы что-либо сделать для спасения Амурских тигров?

Цель работы: Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сокращения видового разнообразия животных на планете на примере сокращения популяции Амурского тигра.

Информация о работе Технологии учебного проектирования