Технология формирования и коррекция звука Рь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

Звук р - согласный, твердый, дрожащий.
Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.
Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:
губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
зубы - разомкнуты;
язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
голосовые связки - вибрируют, давая голос;

Содержание работы

Описание правильной артикуляции звука.
Характеристика звука по месту и способу образования.
Виды нарушений звука ( фонетическое нарушение, фонетико-фонематическое нарушение). Причины нарушений.
Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования артикуляционного уклада.
Основные способы постановки звука.
Речевой материал:
автоматизация в слогах;
в словах;
во фразах;
в предложениях;
в текстах;
Игры и упражнения на закрепление звука в самостоятельной речи.
Литература.

Файлы: 1 файл

эльза. логотехнология.docx

— 870.53 Кб (Скачать файл)

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка  может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

Внимание! В ряде случаев  считается, что для постановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса cпециальных упражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает.

В помощь упражнениям можно  растянуть подъязычную связку специальным  массажем. Ухватите «уздечку» в самом  низу под языком двумя пальцами (большим  и указательным) и тянущим движением  ведите пальцы по ней к кончику  языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень  быстро Ваши пальцы станут чувствовать  возможности «уздечки», и эта  процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 - 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длинне.

Звук Pь.

После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

Горловое произношение звука P и его коррекция

Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого  можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно.

Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов.

Подготовительный  этап.

Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в  речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука.

Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш и ж, нужно сразу приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука).

P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

Носовое произношение звука P и его коррекция

Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут в глубь рта.

Подготовительный  этап.

Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и  через рот. Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделать так же. Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе).  

Затем сравнивают звуки, которые  произносятся с выдохом через  рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильный образец.

Постановка звука  и автоматизация проводится в  обычном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Речевой материал: автоматизация в слогах;  в словах;  во фразах; в предложениях;  в текстах.

7. Игры и упражнения на закрепление звука в самостоятельной речи.

  1. Артикуляция звука.

- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться  петь песенку самолета. Он улыбнулся,  показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открыл  домик, включил голос, быстро  подбросил хвостик к верхней  дверке и пустил холодный ветерок.  Язычок запел “ р-р-р” и  почувствовал, что у него задрожал  хвостик (показ). Язычок подставил  бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споем вместе песенку самолета: “ р-р-р”!

  1. Узнавание звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

  1. Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь- арь- арь- новый букварь; ри –  ри – ри – горят фонари; ре –  ре – ре – санки на горе; ра –  ра – ра – высокая гора; ро –  ро – ро – новое перо; ру –  ру – ру – коза грызет кору; ры –ры  – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

  1. Скороговорки: Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Фрол Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

Образец работы над дифференциацией звуков л - р, ль-рь

    1. Выделение звуков л-ль, р-рь.

Дети, вспомните, как Язычок поет твердую  песенку индюка, повторим. (“Л-л-л”.) А теперь вспомним псенку мотора (“Р-р-р”.)

- Я вам  покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки л-ль, р-рь.

2) Шутки-чистоговорки:

Ло-ол-ор-у Ромы топор; ло-ло-ро-у  Лены перо; ал-ар-ал - темный подвал; ри-ри-ри - купили сухари; ли-ли-ли - мы улицу мели; ре-ре-ре - метель в январе; ле-ле-ле - катались на осле.

Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.

3) Работа над предложением.

Дети слушают и запоминают предложения: Суп надо солить. На пол не надо сорить. Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до кого дотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…

  1. Скороговорки.

Лара  у Вали играет на рояле. Морская волна  сильна и вольна. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.

  1. Определение слов со звуками л-ль, р-рь в тексте.

Дети слушают рассказы, потом  находят слова с указанными звуками.

Лыжи.

Была зима. Выпало много  снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава  взяла лыжи, взяла палки и пошла  в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.

Верный  друг.

Рома и его собака Трезор - большие  друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.

 

После чтения всего рассказа учитель  читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.

Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Прежде, чем приступить к автоматизации  произношения звука Р в словах и предложениях, нужно добиться правильного изолированного произношения этого звука, а затем автоматизировать звук в слогах.

Следует организовать автоматизацию  звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей  до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать  возникновения утомления у малыша.

На первых порах рекомендуется  произносить звук Р в словах долго, раскатисто, особенно в середине слова.

«Открытые» слоги.

Напоминаю, что «открытыми» называются слоги  типа «согласный+гласный».

Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» - кому как больше нравится) развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает.

1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

начинается  игра.

Я прошу  со слогом ра

Повторить за мной слова:

И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.

2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

продолжаем  мы игру:

ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза

3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Много слов со слогом ро:

ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры -

вот слова  со слогом ры.

За мною слова повторяй,

но не зевай:

Как промолвишь слово «рысь»,

Так выходишь из игры.

Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.

5. Слово  повтори тогда, когда названа  еда: метро, горох, порог, пирог,  творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок,  сурок, ворона, дорога.

Отгадай загадку - назови отгадку. Загадки  развивают логическое мышление и  расширяют кругозор.

Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет  разгадать загадку.

1. Четыре  грязных копытца залезли прямо  в корытце. (Поросенок)

2. Непоседа  пестрая птица длиннохвостая.  Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

3. В лесу  у пня суета, беготня. Народ  рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).

4. На  полянке возле ёлок дом построен  из иголок. За травой не виден  он, а жильцов в нем - миллион. (Муравейник).

5. Заплелись  густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)

6. Он  ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что  гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф)

7. В воде  она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

Повтори предложения.

Вот Вера и Мара.

У Веры шары и у Мары шары.

Рома  идет на урок.

Ира пасет  корову.

У Тамары карандаш.

В ручке  старое перо.

Автоматизация звука в «обратных» слогах (гласный + согласный).

Чистоговорки:

Ар-ар-ар, вот идет пар.

Ор-ор-ор, это поет хор.

Ир-ир-ир, я люблю кефир.

 

 

 

 

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.     Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - С.П., 2004 с.20-47; 100-132.
  2. Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112
  3. Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54
  4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 337
  5. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995. С. 86
  6. Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова.– М., 1997. С. 55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приложение.

 

Артикуляционный уклад «Кто дальше загонит мяч»

 

  Артикуляционный уклад  «Чьи зубы чище»

Артикуляционный уклад «Маляр»

Информация о работе Технология формирования и коррекция звука Рь