Технология опережающего обучения С.Н.Лысенковой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:12, реферат

Описание работы

Трудную тему надо долго выращивать, и придет время, когда даже самый слабый ребенок ответит успешно. Софья Николаевна догадалась ввести в школу будущее. На каждом уроке, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями дается труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или даже сто пятьдесят уроков. Это называют "большой перспективой". Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса. "Отстающих в классе Лысенковой не может быть, как говорится, по определению", – писал Симон Львович Соловейчик в журнале "Новое время" в 1989 г., объясняя суть педагогического открытия Лысенковой.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………............................3
2.Основное содержание программы…………………………………………..5
3.Этапы, особенности, методические приемы программы………………….7
Заключение…………………………………………………………………….11
Литература.………………………

Файлы: 1 файл

технология лысенковой.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация 
Министерство образования и науки 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Тюменский государственный университет 
Институт психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Технология опережающего обучения С.Н.Лысенковой

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка 2 курса гр. 29ПО116

Федотова Диана

Работу проверила 

Терехова Н.В.

 

 

Тюмень 2012 

Содержание

1.Введение……………………………………………………............................3

2.Основное содержание  программы…………………………………………..5

3.Этапы, особенности, методические  приемы программы………………….7

Заключение…………………………………………………………………….11

Литература.…………………………………………………………………….12 

Введение

Опережающее обучение - вид  обучения, при котором краткие  основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как  тезисы при рассмотрении смежной  тематики, так и представлять собой  ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее  обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее  обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.

Много учителей прошли через  ее курсы, многие используют эту методику, но говорить о ней, видимо, надо еще  и еще, потому что ее педагогическая система – реальное средство для  того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от отстающих.

В том сумасшедшем числе  беспризорников, о котором сегодня  говорят, Лысенкова видит не только социальные причины, но и очень реальную вину школы. Из-за того что учителя не владеют методиками, стали чуть ли не в каждой школе делать один класс напоказ, а другой – на выброс.

Трудную тему надо долго  выращивать, и придет время, когда  даже самый слабый ребенок ответит  успешно. Софья Николаевна догадалась ввести в школу будущее. На каждом уроке, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями дается труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или даже сто пятьдесят уроков. Это называют "большой перспективой". Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение; а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса. "Отстающих в классе Лысенковой не может быть, как говорится, по определению", – писал Симон Львович Соловейчик в журнале "Новое время" в 1989 г., объясняя суть педагогического открытия Лысенковой.

Работая по системе опережения, учитель не может приходить на урок неподготовленным, ведь он одновременно управляет приводными ремнями нескольких ближайших месяцев и даже лет  обучения – это вдумчивая работа.

 

Основное содержание программы

Основное содержание программного материала по развитию речи, русскому языку, математике соответствует углубленному расширенному варианту государственной  программы начальной школы как  базовой.

В освоении программ заложено открытие автора: перспективно опережающее  обучение. В программу каждого  класса включен дополнительный материал, назначение которого:

– обеспечить преемственность  между годами обучения. Так, в программе 1-го класса есть материал 2-го и даже 3-го. В программе 2-го активен материал 3-го. А материал 3-го класса основан  на материале 5-го;

– предоставить возможность  детям, способным к раннему усвоению учебного материала, реализовать свою познавательную потребность;

– cоздать для менее способных или менее подготовленных детей реальные условия усваивать материал без спешки и напряжения, вводя его малыми дозами за гораздо более длительный период, чем отведено по программе.

Благодаря авторской системе  освоение как базово- 
го, так и дополнительного компонента программного  
материала идет без перегрузок, без дополнительных учебных часов. Это возможно лишь при особом планировании. Вместо линейной последовательности изложения материала используется сложная динамика наложения тем, позволяющая растянуть, увеличить время работы при прохождении трудных тем от первого класса к пятому. Большие, особенно сложные, темы разбиты на этапы и вводятся постепенно.

В содержании программ материал ближайшей перспективы выделен курсивом, глубокой перспективы – полужирным шрифтом. Материал для перспективной подготовки берется из учебника этого же класса (вторая закладка) или из учебника следующего класса и дополнительных пособий. Задания, подготовленные учителем, конкретизируют, развивают тему.

Важнейшая особенность этой программы – экономия учебного времени  и на этом фоне прочное усвоение материала, выработка надежного  навыка практических действий.

Формирование навыков  идет в тесной взаимосвязи с развитием  мышления детей, их познавательной самостоятельности.

Реализации данной программы  помогают особые методы и приемы работы, изобретенные автором: комментированное письмо, постоянная работа с наглядными схемами-опорами, перспективная подготовка. В целом этот комплекс находок  составляет систему опережающего обучения.

Каждый шагает по жизни  со своей скоростью, этого не изменить. Для школы главное – не убить  человеческое в человеке. Не озлобить, не отбить желание учиться, не притушить  интерес к познанию и к жизни, не разрушить веру в успех, веру в  себя.

 

Этапы, особенности, методические приемы программы

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а немного раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема дается на каждом уроке малыми дозами. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

 

Таким образом, усвоение материала  происходит в три этапа:

 

1) предварительное введение  первых порций будущих знаний,

 

2) уточнение новых понятий,  их обобщение, применение и

 

3) развитие беглости мыслительных  приемов и учебных действий.

 

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод  знаний в долговременную память.

 

Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива ; ею оканчивается и начинается каждый учебный год.

 

Подход к структуре  материала обусловлен задачами опережающего введения я последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.

 

Особенности методики:

 

Вторым базис, на котором  основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление:

 

Методический прием «комментируемое  управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что  делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную  обратную связь со всем классом.

 

Метод комментирования был  в 60-х годах широко распространен  как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

 

С помощью комментированного  управления:

 

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

 

• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность  мышления;

 

• ученик ставится в положение  учителя, управляющего классом.

 

И, наконец, третий базис  системы С.Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

 

Очень важное условие в  работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю  лучше учить, а детям легче  учиться.

 

Первоклассники - вчерашние  малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких  картинок-игрушек, иллюстрирующих решение  математических заданий, к условному  наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию  от конкретных предметов.

 

Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой , снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

 

Все эти "базисы" Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов:

 

• В первом классе - без  домашних заданий.

 

• Домашнее задание по новой  теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.

 

• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.

 

• Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в  «его время» - когда он может ответить.

 

• Воспитание организованности в ребенке.

 

• Взаимодействие с родителями.

 

• Связь между годами обучения - преемственность.

 

• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.

 

Заключение

Важнейшая особенность этой программы – экономия учебного времени  и на этом фоне прочное усвоение материала, выработка надежного  навыка практических действий.

Формирование навыков  идет в тесной взаимосвязи с развитием  мышления детей, их познавательной самостоятельности.

Реализации данной программы  помогают особые методы и приемы работы, изобретенные автором: комментированное письмо, постоянная работа с наглядными схемами-опорами, перспективная подготовка. В целом этот комплекс находок  составляет систему опережающего обучения.

Каждый шагает по жизни  со своей скоростью, этого не изменить. Для школы главное – не убить  человеческое в человеке. Не озлобить, не отбить желание учиться, не притушить  интерес к познанию и к жизни, не разрушить веру в успех, веру в  себя.

 

Литература

 

http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200201307

 

http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/486-ped-tech9

 

http://inform.74444s021.edusite.ru/p103aa1.html

http://festival.1september.ru/articles/314398/

http://www.profile-edu.ru/texnologiya-sn-lysenkovoj-perspektivno-operezhayushhee-obuchenie-page-3.html

 


Информация о работе Технология опережающего обучения С.Н.Лысенковой