Технология преподования физического и валеологического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я попробую раскрыть технологию преподавания методики физического и валеологического воспитания. Попробую раскрыть основные понятия, методы принципы и задачи. Данная тема является довольно актуальной в наши дни. Ведь малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Технология преподавания методики физического воспитания………………………………………………………………………..4
Глава 2. Технология преподавания методики валеологического воспитания………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..36
Список источников………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

заказ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наука валеология, в наше время, играет огромную роль в жизни  человека. Она находится в тесной взаимосвязи с такими науками, как педагогика, медицина, психология. Следовательно, мы можем сделать вывод, что валеологическое воспитание человека является очень актуальным.

На формирование у ребенка позиции  признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение здоровья, ориентирована воспитательно – оздоровительная система по валеологии.

Наибольшая зависимость определяется рядом факторов: какие существуют возможности по передаче знаний, навыков, ценностей для современного поколения. По тому, как подготовлены воспитанники самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей, происходит оценка воспитательной системы

Таким образом, обязательно, нужно учитывать субъективные «свойства» воспитанников и особенности  концепции воспитания, в ходе выбора концепций воспитания, которые помогли  бы решить вопросы валеологического воспитания. 

Но при этом, необходимо помнить, что любая концепция, представляет собой лишь ориентир, опираясь на который, педагог сможет проанализировать свою деятельность, а, соответственно, и  сможет увидеть, что необходимо изменить, от каких действий отказаться.

Начиная с младших  классов возникает становление  всей оздоровительной работы. Именно в школьные годы происходит наиболее активное становление личности. Ведь, безусловно, школьный период является наисложнейшим этапов жизни человека. 

А потому, создание наилучших  условий для развития школьника  необходимо и важно. Поэтому  надо  создавать  на уроках,  занятиях, мероприятиях  условия интереса, новизны, потребности в  познаниях нового,  изучения известного материала, их значимости в жизни ребенка, семьи, общества и т.д., построенные  на уважении к ребенку со стороны взрослого  человека  и на собственном уважении ребенка к себе как личности.

Чтобы ребенок ощущал себя хорошо, спокойно и уютно во время воспитательного – образовательного процесса по валеологии необходимо соблюдать следующие условия, которые мы рассмотрим на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2. Условия, требующие необходимого соблюдения в процессе валеологии

 

     Формирование личности происходит на основе всех аспектов воспитания: физического, нравственного, трудового, умственного,  а так же духовного развития человека.  И должно быть связано с системой валеологического воспитания, которая  не возможна без использования   следующих педагогических подходов. Рассмотрим их на рисунке 3.

         Рисунок 3. Педагогические подходы, без которых невозможна система валеологического воспитания

 

        Итак, рассмотрим данные подходы более подробно. Деятельный подход. Он позволяет проявить воспитанникам свои способности во время спортивных занятий, трудовой деятельности, игровой деятельности. Возрастной подход позволяет учитывать особенности возраста при разработке занятий и мероприятий в смешанной разновозрастной группе детей. Отношенческий подход помогает выстраивать взаимоотношения сначала через знакомство в новом коллективе, затем через общение и отношение воспитанников   друг к другу, воспитанника и воспитателя, используя различные игры, позволяющие узнать характер, способности, особенности ребенка и определить потенциал  его интересов. Рассмотрим основные направления системы работы по воспитательно – образовательному процессу оздоровления ребенка.   Любая воспитательная работа  представляет собой совокупность воспитательных мероприятий, направленных на решение поставленных задач. Система валеологического воспитания, по моему мнению,  состоит из следующей последовательности действий. Отразим их на рисунке 4 .

 

 

      Рисунок 4. Действия из которых состоит система валеологического воспитания

 

      Говоря о системе валеологического воспитания, нам необходимо рассмотреть важные моменты в решении вопроса о здоровье ребенка. Для более наглядного представления, соотнесем данные моменты на рисунке 5 .

 

Рисунок 5. Важные моменты в решении вопроса о здоровье ребенка

 

           На  мой взгляд, именно данные моменты  занимают существенное место  в технологии преподавания методики  валеологического воспитания. Рассмотрим  их более подробно.

        Итак, режим  дня. Режим дня представляет собой определенный распорядок дня. Правильный режим дня имеет целый ряд положительных факторов: 1) облегчает, ускоряет работу нервных клеток мозга; 2) охраняет их от быстрого истощения; 3) предохраняет нервную систему от переутомления.

          Очень  важное значение представляет  правильное спланированное время  учащихся. Нужно правильно спланировать  время учащихся на обучение, питание,  отдых. Ведь только правильное  чередование этих компонентов,  сможет положительно влиять на умственное, физическое развитие детей. Сможет положительно влиять на работоспособность, успеваемость и состояние здоровья ребенка.

      Очень важно суметь превратить в единый гармоничный процесс учебно – воспитательной работы, труда и отдыха. Следовательно, необходимо учитывать ряд требований: 1) возрастные особенности младших школьников;   рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, внеклассных мероприятий; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, четкую организацию работы детского коллектива, единство предъявляемых к детям требований и контроль за их деятельностью.

        Говоря о технологии преподавания методики валеологического воспитания, я не могу обойти стороной гигиеническую разработку режима . Ведь просто необходимо   учесть многие гигиенические требования. Правильная организация питания выделяется среди них наиболее явно. Соответствие количества и качества пищи потребностям организма, является основным требованием к рациональному питанию. Пища должна содержать все вещества, необходимые для нормального роста и развития, покрывать энергетические потребности организма. Нельзя допускать длительного перерыва между приемами пищи. Данные перерыв должен составлять не более 4 часов. Но необходимо учесть, что это, безусловно, негативно влияет на состояние всего организма ребенка. Процесс питания должен длиться общей сложности 50 минут. Из которых, 30 минут идут на обед и 20 минут на завтрак или полдник.  Обед лучше всего организовать после отдыха  на улице. Главным же при организации и проведении обеда, я считаю, объяснение детям необходимости полного употребления пищи для хорошего физического и умственного развития. Необходимо так же выделить время для пребывания на свежем воздухе. Наибольший эффект при проведении  1-1,5ч   оздоровительного отдыха на свежем воздухе в период от 11 до 12ч. Организацию отдыха на воздухе обеспечивают разнообразные занятия на воздухе: физический труд, спортивные, игровые,  прогулка-экскурсия, наблюдения.

          Говоря о технологии преподавания методики валеологического воспитания, следует рассмотреть организацию подготовки школьниками домашнего задания. Специальными медико-педагогическими  исследованиями установлено, что приступать к их выполнению следует не ранее, чем    через    1,5 –2 ч. после окончания уроков в школе. Необходимо учитывать динамику работоспособности школьников. Известно, что наибольшего пика она достигает в утренние часы с 9 до 11ч. А с 11 до 14 часов работоспособность у детей снижается (причем, чем младше школьник, тем  ниже уровень эффективной работы). Второй, относительно меньший подъем работоспособности наблюдается в 15-17ч., после следует  интенсивный её спад. Наиболее целесообразно заканчивать выполнение домашнего задания к 16 часам. Дальнейшее время необходимо предоставить учащемуся, для общего развития.    Продолжительность всех видов внеклассной деятельности не  должна превышать 1- 1,5ч.  Так же необходимо устраивать 10 минутный перерыв. Необходимо переключать один вид занятий на другой через 35 – 40 минут. Так же необходимо проводить 1 занятие на воздухе, с интервалом в 1 – 1,5 часа.Необходимо проводить различные занятия, например, игровые и развлекательные упражнения, различные по темам беседы. Составляя план общеразвивающих занятий, необходимо учитывать колебание работоспособности на протяжении недели. Следует учитывать, что  в понедельник дети только начинают постепенно вливаться в школьный ритм. И только к среде или четвергу детский организм приходит в оптимальное состояние. В пятницу же, работоспособность детей резко падает, в следствие со значительным накоплением утомлением.  Именно поэтому, целесообразно в среду проводить тематические занятия, в четверг – предметные часы и в пятницу занятия по ИЗО. Необходимо помнить о том, что при смене занятий детям необходимо выделять примерно 10 минут, на неорганизованный отдых. Данные перерывы назначаются для осуществления санитарно – гигиенических норм. Ведь всякое отсутствие правил гигиены может обернуться неприятностями для здоровья учащегося.

          Правильно спланированный режим – это только часть воспитательно– образовательного процесса  и, в основном,  он  направлен на правильную организацию работы воспитателя  по принципу «Не навреди», позволяет создать  благоприятные условия.  Но для большинства детей не совсем понятно, почему нужно поступать именно  так , а не по другому:  хочется  еще  гулять, а  нужно учить уроки; хочется смотреть телевизор, а необходимо ложиться спать, т.е. ребенок не осознает важность значения режима   для воспитания в себе самодисциплины и самоорганизации, и прежде всего  для своего здоровья.    Конечно, основная работа по воспитанию выполнения основных  пунктов режима  должна лежать на семье,  но многие родители не признают важность режима. Они забывают, или, что больше соответствует  истине, не знают физико-психологических возрастных особенностей ребенка младшего возраста  и разрешают ребенку нарушать режим, что приводит к снижению работоспособности,  повышению усталости  и в последствии может привести сначала к эмоциональному срыву, а затем и серьезным заболеваниям.      Поэтому  необходимо проводить работу и среди родителей. Во время личных  бесед не навязчиво  рассказывать о необходимости правильно   организованного режима  именно для их ребенка, делая акцент   на улучшение достигнутых результатов в учебном процессе.  Например,  напоминать, что хорошо выспавшийся ребенок лучше усваивает новый материал и спокойнее переносит изменения в жизни связанные со школой,  (а ученик 1-4 классов должен спать не менее 10 часов).    Но если родители все–таки мало обращают  вниманием на режим и не  считают его   важной основой оздоровления, то необходимо полностью взять на себя роль пропагандиста важности  режима для  роста организма ребенка, его физико-психического и умственного  развития.  В начале учебного года целесообразно проводить анкетирование с целью  узнать, что ребенку известно о режиме,  как он выполняет режим,  помогает ли режим ему в жизни.

       Затем организовать ряд игровых упражнений, где необходимо подчеркивать значение основных моментов  режима: сна, гигиены,  питания, прогулки. Так же, в процессе данных упражнений необходимо оговаривать   правила режима, которые мы представим на рисунке 6.

 

 

      Рисунок 6. Правила режима

 

  Но необходимо понимать, что опираясь на возрастные особенности ребенка, нужно осознавать, что далеко не в каждом ребенке развито  чувство времени, и   первоклассник еще не умеет  писать. Следовательно, он нуждается в помощи. Необходимо составить вместе с ним его личный режим, опираясь на рисунки и аппликации.

Приведенная работа, может оказать  положительный результат только в случае того, если школьник сам  выполняет пункты режима. Именно тогда  понимается вся значимость, ведь для  него процесс режима становится важен, что приводит к первым значимым результатам в оздоровительной работе.

Рассмотрим следующий момент в  системе вопроса о здоровье ребенка. Именно двигательная активность оказывает интенсивное воздействие на здоровье младших школьников. Как правило, основная часть детей посещает только уроки физкультуры, которые восполняют лишь 11% двигательной потребности. Для укрепления здоровья необходимый объем двигательной активности в течение недели должен быть равен 10 – 12 часам. Мы можем восполнить данные нормы. Приведем таблицу 3, в которой отразим данные возможности.

                                                                                                      Таблица 3           

    Методы восстановления  норм двигательной активности

    Наименование

Характеристика

1

Физкультурные занятия.

Не повторяет методику и содержание уроков физкультуры. Цель состоит в снятии усталости от малоподвижной деятельности на уроках. Возможность вызвать у ребенка  интерес к отдельных видам  спорта. Длительность 40 – 45 минут. Приведем два примера проведения данного мероприятия. 1) медленный бег чередуем с ходьбой. Длительность 3 – 5 минут. Затем, либо эстафета, либо комплексы с предметами или без них, либо общеразвивающие двигательные упражения. Длительность, примерно 8 – 10 минут. Подвижная игра. Желательно по выбору детей. Длительность 15 – 20 минут. И, в завершении, спокойная малоподвижная игра, для восстановления дыхания. Длительность 5 – 7 минут; 2)  проведение построения, ходьба, медленный бег. Длительность 10 минут. Затем, общие подвижные игры. Например, эстафета, самостоятельные игры небольшими группами детей. Длительность 30 – 40 минут. И, в заключении, спокойная ходьба или упражнение на внимание. Длительностью 5 – 7 минут. Главное нужно учитывать, что необходимо включить всех детей, но при этом понимать и особенности состояния здоровья.

2

Прогулка.

Представляет собой  педагогически организованную форму  активного отдыха. Главная задача – оздоровительная, для восстановления умственной работоспособности и  расширения кругозора детей, А так же, развитие их познавательных интересов и воспитание навыков нравственных взаимоотношений. Длительность прогулки должна варьироваться 1 – 1,3 часа. При планировании прогулки необходимо придерживаться некоторых моментов: 1)организационный момент. Одевание детей, инструктаж по правилам поведения, рассмотрение травмоопасных моментов; 2)основная часть.  Заключается из различной спланированной деятельности по наблюдению и общению. Возможно проведение 2 – 3 игра различного направления; 3) краткое подведение итогов. Возвращение в школу и проведение гигиенических процедур. Основа классификации прогулки – ведущая деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные валеологические воспитательные задачи. Например, спортивные, игровые, маршрутные. В основе спортивной прогулки лежит спортивная игра. Осаночные прогулки закрепляют знания детей о правильной осанке при ходьбе. Игровые – включают в себя элементы поиска. Маршрутные основываются на постоянно меняющихся маршрутах движения. Вольные прогулки проводятся по желанию детей, которые сами выбирают цель, форму организации и темп движения.

Информация о работе Технология преподования физического и валеологического воспитания