Технология преподования физического и валеологического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я попробую раскрыть технологию преподавания методики физического и валеологического воспитания. Попробую раскрыть основные понятия, методы принципы и задачи. Данная тема является довольно актуальной в наши дни. Ведь малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Технология преподавания методики физического воспитания………………………………………………………………………..4
Глава 2. Технология преподавания методики валеологического воспитания………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………..36
Список источников………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

заказ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

 

Следующий момент в системе вопроса  о здоровье ребенка – оздоровительные  минутки. Данные минуты делятся на два вида. Рассмотрим их на рисунке 7.

Рисунок 7. Виды оздоровительных минуток.

 

Итак, здоровьесберегающие минутки  представляют собой обязательные компоненты режимных моментов работы в помещении  и проводятся во время самоподготовки, часа общения или учебного процесса. Главная функция заключается в своевременной перемени деятельности, снятия утомления. Следовательно, она является либо частью отдыха, либо частью двигательной активности. Рассмотрим целесообразность проведения данного вида минуток: 1)проводятся несколько раз в день, длительностью 5 – 6 минут; 2)могут участвовать все дети, в независимости от заболевания; 3) возможность расслабиться психически и физически после интенсивной деятельности;  4) постоянство в проведении данного вида минуток, вырабатывает привычку к этим упражнениям; 5) способствуют повышению работоспособности, активности, помогают преодолеть усталость и сонливость; 6) не нужно специального оборудования, достаточно мягкого коврового покрытия; 7) можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что, безусловно, помогает развивать интеллектуальную сферу и проводить оздоровление.

Следующий вид – физкультминутки  и расслабляющие оздоровительные  минутки. Представляют собой  комплекс упражнений или специальных зарядок. Упражнения составлены так, чтобы при выполнении были охвачены различные группы мышц, зарядки направлены на   профилактику заболеваний.   Физкультминутки  необходимы для того, чтобы помочь поднять настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статистическое напряжение. Очень важной частью оздоровительной минутки,  особенно  для первоклассников, является работа по развитию мелкой моторики.  Помогают в этом  «пальчиковые игры», они очень эмоциональны, увлекательны, и способствуют развитию правильной речи (что на сегодняшний день очень актуально – 5 - 6 воспитанников произнося многие слова логопедически не верно).  В ходе  таких   упражнений, повторяя движения за взрослым, активизируется  моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.     

           Наблюдения за воспитанниками показали, что после учебного процесса  дети всегда приходят или усталыми, от чего  часто их движения  заторможены,  или сильно возбужденными. Следовательно, чтобы проводить какую либо воспитательную работу или самоподготовку надо, чтобы дети успокоились  и  восстановили  работоспособность. Ведь если бы ребенок находился после школы дома, у него было бы  намного больше возможностей организовать свой отдых после учебы:  это и сон, и различные любимые домашние игры.   Из всего сказанного важным в проведении оздоровительной минутки является заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья, а следовательно, они становятся  важной частью валеологического воспитания.

          Заключительным моментом в системе вопроса о здоровье ребенка - оздоровительно – просветительные занятия  во валеологии.     Полного воспитания не возможно без знакомства  с теоретическими вопросами по здоровью.   И поэтому   еженедельные    занятия по валеологии - «Часы здоровья», помогают решать эту задачу.  Причем,  цель этих занятий совпадает со значением  слова  «валеология», дети  учатся быть здоровыми душой и телом, стремятся творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и  бытия.      Основная оздоровительная идея таких занятий – это достижение состояния  согласия организма между духовным, нравственным и физическим развитием. Здоровый образ жизни понимается как постоянное развитие и совершенствование культуры духа, культуры нравов и культуры тела.  Кроме того, они должны способствовать  формированию мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности  жизни, физического воспитания и обеспечению физического и психологического саморазвития.  При этом  важно   не   забывать, что эта работа длительного характера  и предполагает ежедневное   систематическое  напоминание  некоторых правил, хотя детям это кажется уже естественным, например, мытье  рук перед едой. Но эти напоминания не должны носить характер нотации, а скорее должны быть представлены в виде игры или в форме вопроса -  загадки, который ненавязчиво приучает к основным гигиеническим навыкам. Необходимо всегда помнить, что при формировании основных оздоровительных навыков дети частично   с ними  знакомы, но, попадая в другую среду обитания, часто теряются или  просто забывают.

          Технология   работы с детьми  на этих занятиях   строится в направлении  личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком,  делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, пробуждая их к  творческому отношению при выполнении заданий. Задания  всегда должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими  заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.   Обязательное введение игры в занятие позволяет сохранить  специфику  легкости и доступности, помогает детям  лучше запомнить  относительно сложные вопросы по сохранению своего  здоровья.

      Хочется  обратить  внимание, что система  валеологического  воспитания  включает в себя  не только вопросы физического  здоровья, но и вопросы духовного  здоровья.  Мало научить ребенка,  например,  чистить зубы по  утрам и вечерам,  надо, чтобы он уже с раннего детства  учился любви  и заботе к себе, к людям, к жизни.  Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.  

Говоря о технологии преподавания методики валеологического воспитания, необходимо помнить следующее:

1) использовать различные формы  проведения занятий по валеологии. Например, беседы, игры, упражнения. Завершением  данного процесса является формирование  у воспитанников основных  правил здорового образа жизни;

2) необходимо помнить, что на  занятиях по воспитанию здорового образа жизни отрицательных оценок ставить не  следует, но всегда следует отмечать достижение детей через словесные или призовые поощрения, так как именно это способствует возникновению желания принимать участие в часах общения,  и помогает снять напряженность, тревожность, а иногда и страх, перед ответом на разные по сложности вопросы. Известно, что чувство страха вызывает  скованность, порождает неуверенность,   и снижается  уважение к себе как к личности. А задача воспитания  вызвать после любого занятия у ребенка чувство гордости и уважение к себе, что в будущем и уравновесит соотношение духовного, нравственного и физического развития, следовательно, будет выполнена задача системы воспитания  валеологии.

                                        Заключение

Подводя итог нашей работы, мне хочется выделить то, что является, на мой взгляд, наиболее важным:

1) говоря о технологии преподавания методики физического воспитания, нам необходимо рассмотреть физиологические предпосылки к нормальному уровню физической подготовленности и здоровому образу жизни школьников;

        2) разные возрастные периоды для школьников так же различны, следовательно, и задачи физического воспитания далеко не одинаковы;

       3) в младшем школьном возрасте начитается лишь приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, именно поэтому физическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание;

       4) у школьников-спортсменов и занимающихся физическими упражнениями систематически, эффективность сосудистых реакций с возрастом, а, следовательно, и с улучшением адаптивных способностей организма к мышечной деятельности увеличивается;

        5) физиологические особенности детей, подростков и юношей, должны учитываться при выборе спортивной специализации и профессиональной деятельности;

      6) научно-технический прогресс, экологические факторы, стресс, климато- географические особенности, социально-экономические и политические преобразования являются факторами существенно влияющими на психо- эмоциональное состояние человека, его здоровье и физическую и умственную работоспособность;

     7) одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреакционной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей;

       8) при технологии преподавания методики физического воспитания, необходимо учитывать особенности развития детей, в зависимости от возрастного разграничения;

      9) при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников;

     10) физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, —которые при необходимости приходят на помощь организму;

      11) чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно;

      12) на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение здоровья, ориентирована  воспитательно – оздоровительная система по валеологии;

      13) начиная с младших классов возникает становление всей оздоровительной работы. Именно в школьные годы происходит наиболее активное становление личности;

     14) формирование личности происходит на основе всех аспектов воспитания: физического, нравственного, трудового, умственного,  а так же духовного развития человека;

     15) нужно правильно спланировать время учащихся на обучение, питание, отдых. Ведь только правильное чередование этих компонентов, сможет положительно влиять на умственное, физическое развитие детей;

     16) правильно спланированный режим – это только часть воспитательно– образовательного процесса  и, в основном,  он  направлен на правильную организацию работы воспитателя  по принципу «Не навреди», позволяет создать  благоприятные условия;

     17) двигательная активность оказывает интенсивное воздействие на здоровье младших школьников;

      18) здоровьесберегающие минутки представляют собой обязательные компоненты режимных моментов работы в помещении и проводятся во время самоподготовки, часа общения или учебного процесса. Главная функция заключается в своевременной перемени деятельности, снятия утомления. Следовательно, она является либо частью отдыха, либо частью двигательной активности;

     19) физкультминутки  необходимы для того, чтобы помочь поднять настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статистическое напряжение;

      20) полного воспитания не возможно без знакомства  с теоретическими вопросами по здоровью;

      21) система  валеологического воспитания  включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья.  Мало научить ребенка, например,  чистить зубы по утрам и вечерам,  надо, чтобы он уже с раннего детства  учился любви  и заботе к себе, к людям, к жизни.  Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров;

      22) задача воспитания  вызвать после любого занятия у ребенка чувство гордости и уважение к себе, что в будущем и уравновесит соотношение духовного, нравственного и физического развития, следовательно, будет  выполнена  задача системы воспитания  валеологии.

 

 

 

                               

                                     Список источников:

а) учебники

1. Курамшин Ю.Ф. Теория физической культуры: учеб.– М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

2. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. - 544с.

3.Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 543с.

4. Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 2004. – 107с.

б) учебные пособия

5.Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284с.

6.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001. – 61с.

7.Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264с.

8. Кукушкин  Г.И. Теория физического воспитания: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 458с.

  9. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. - 184с.

10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003. – 81с.

Информация о работе Технология преподования физического и валеологического воспитания