Технология развития креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - выяснить, какими способами можно формировать креативное мышление у персонала. Задачи, решаемые в ходе исследования: дать понятие креативности;
охарактеризовать процесс креативности;
рассмотреть методики развития креативного мышления персонала предприятия;
креативность способность мышление.

Содержание работы

Введение
1. Понятие креативности
2. Характеристика процесса креативности
3. Развитие креативного мышления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

технология развития креативности.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Ивановский государственный  университет»

Шуйский филиал ИвГУ

 

 

Контрольная работа

«Технология воспитания»

 

ТЕМА: «Технология развития креативности»

 

 

Выполнила:

Мереуца Е.В.

студентка 2 курса

Направление подготовки: 050400.62.

Психолого-педагогическое образование

Проверила: доцент, канд. пед. Наук

Кузьменко И.В.

 

 

 

Иваново 2014 год

 

Содержание

 

Введение

1. Понятие креативности

2. Характеристика процесса креативности

3. Развитие креативного мышления

 Заключение

 Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нельзя не согласиться с тем, что креативность играет значительную роль в бизнес-процессах и во многом может стать залогом успеха той  или иной компании. Мир бы стоял  на одном месте, если бы никогда не принимались креативные и инновационные  решения.

Существует тонкая грань между  умением думать нестандартно и креативно  мыслить. Нестандартность чаще всего  предполагает просто какое-то отличие, вариацию существующего метода и  способа работы. Креативность должна содержать абсолютно новый и, главное, эффективный подход к решению  задачи.

Каждая сфера деятельности имеет  свои ограничения в плане создания и реализации креативных идей. Точно  так же и люди имеют разные способности  и предрасположенность к креативному  мышлению.

Например, банковская сфера традиционно  очень консервативна. Все банки  предлагают одно и то же в немного  различных вариациях. И специфика  как раз в том и заключается, чтобы предоставить потребителю  качественный классический продукт  и убедить его в том, что  он уникален. С другой стороны, в  части принятия управленческих решений  и продвижения услуг потребность  финансовых структур в креативности все-таки возрастает. По этой причине  ряды сотрудников банков все активнее пополняют не только люди с аналитическим  мышлением, но и люди творческие, во многом руководствующиеся не стандартной, а ассоциативной, латеральной логикой. А развитие творческих способностей у сотрудников становится одной  из важных задач.

В большей или меньшей степени  каждый человек обладает задатками, необходимыми для поиска креативных идей. И свой потенциал в этой области мы используем не в полную силу. У каждого есть своя планка, и к ней можно и нужно  стремиться. Поэтому креативные тренинги, на которых можно с помощью  специальных технологий и методик  обнаружить в себе уже имеющиеся  скрытые творческие способности, могут  быть полезны и, однозначно, будущее  у них есть.

Объект исследования - креативность как способность к умственным преобразованиям и творчеству. Предмет  исследования - пути формирования креативности у персонала.

Цель работы - выяснить, какими способами  можно формировать креативное мышление у персонала. Задачи, решаемые в ходе исследования:

дать понятие креативности;

охарактеризовать процесс креативности;

рассмотреть методики развития креативного  мышления персонала предприятия.

креативность способность мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о креативности

 

Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень  близко по смыслу к понятию «творческое  мышление». Креативность включает в  себя прошлые, сопутствующие и последующие  характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей  создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание Креативности характеризуется  необычайно широким диапазоном точек  зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже  имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию.

В психологии выделены два основных направления изучения креативности Во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблем;

- способность к генерированию большого количества проблем;

- семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

- оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

- способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.

Первоначально креативность рассматривалась  как функция интеллекта, и уровень  развития интеллекта отождествлялся с  уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью  лишь до определенного предела, а  слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время  креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.

Ученые Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

- Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

- Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

- Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

- Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, экономике, свежее решение социальных проблем и др.

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика процесса креативности

 

Исследователи Т. Тардиф и Р. Стернберг выделили два наиболее общих подхода к процессу креативности: как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени (этой точки зрения придерживается большинство исследователей), или как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер, критериев оценок креативного продукта и т.д., т.е. в широком социальном и историческом контексте; при этом процесс креативности не теряет своей связи с индивидуальностью творца, но требует иного подхода к анализу процесса и его созревания.

Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности, либо ставя во главу угла одну составляющую, которая признается центральной, либо выстраивая сложную систему взаимодействующих процессов.

Например, П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов».

Ф. Баррон считает центральным процесс воображения и символизации, который служит критерием креативности, и вводит определение креативности как «внутреннего процесса, спонтанно продолжающегося в действии», утверждая, что с этой точки зрения отсутствие продукта не говорит об отсутствии креативности.

С. Медник постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем.

Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие: 1) рефлективность как основной процесс, отличающий человека от животных, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир; 2) целенаправленность, или интен-циональность, позволяющую организовать переживаемый опыт «внутри и снаружи организма»; вместе с верой в возможность изменений к лучшему позволяет реально изменять среду; 3) владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия.

Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс  независимо от проблемы, на которую  он направлен, необходимо включает следующее:

- Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.

- Постоянное переформулирование проблемы.

- Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.

- Использование невербальной модели мышления.

- Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса.

Что касается специфических сфер, в которых креативность из «общей»  становится специальной, то здесь можно  воспользоваться классификацией, предложенной X. Гарднером. Хотя эта классификация описывает семь видов интеллекта, она «скорее соотносится с видами одаренности», а стало быть, и креативности, поскольку подразумевает под выраженным видом интеллекта творческие достижения в данных областях. X. Гарднер выделил семь относительно независимых интеллектуальных компетенции, определенных как навыки, соответствующие двум базовым стандартам: формулирования и творческого решения проблем или нового подхода к решенным проблемам; широкого использования и высокой оценки обществом.

- Лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти.

- Логическо-математический интеллект - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями.

-  Пространственный интеллект - способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме.

- Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде.

- Музыкальный интеллект - способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку.

- Интраперсональный интеллект - способность понимать и опознавать собственные чувства.

- Интерперсональный интеллект - способность замечать и различать темперамент, мотивацию и намерения других людей.

Часто они выступают вместе, например, кинестетический и пространственный интеллект дают компетентность в  сфере механики.

Компетентность только в одной  сфере - лингвистической или интерперсональной - также может привести в ряде профессий к выдающимся успехам. Существуют убедительные экспериментальные доказательства существования многих видов креативного процесса, в зависимости от сферы приложения.

 

 

 

 

3. Развитие креативного мышления

 

Прежние способы ведения бизнеса  постоянно устаревают, поэтому менеджмент должен искать выход не в переборе известных решений, а в постоянном поиске новых основ успеха. Крупным  корпорациям нелегко устоять  под натиском небольших агрессивных  компаний, предлагающих новые продукты и идеи. Креативность персонала становится не только залогом успеха, но и элементарным условием выживания.

Программы, обучающие креативности, нужны персоналу различных предприятий. Тренинги серьезно изменяют культуру обсуждения идей в компании.

Программы развития креативности поражают экзотическими названиями: тренинги латерального мышления, икаэринг, креатив-практика, «Мата Хари против Штирлица» и т. п. Но на самом деле большого разнообразия нет, каждый метод восходит к какой-то конкретной модели понимания креативности, и таких моделей всего четыре

Алгебра креатива. Многие исследователи  рассматривают креативность не как  интуитивный процесс, а подходят к ней сугубо рационально. Наиболее ярко этот подход воплощен в методе ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). В его основе лежит инженерная теория Генриха Альтшуллера, который считал, что метод проб и ошибок и ожидание творческого озарения неэффективны. По его мнению, изобретение нового - вполне технологический процесс. Проанализировав более 400 тыс. различных изобретений, Альтшуллер установил, что большинство задач решаются всего 40 приемами. Нужно лишь разделить все задачи на типы и применить нужные алгоритмы решения.

Информация о работе Технология развития креативности