Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:51, контрольная работа
Цель работы - выяснить, какими способами можно формировать креативное мышление у персонала. Задачи, решаемые в ходе исследования: дать понятие креативности;
охарактеризовать процесс креативности;
рассмотреть методики развития креативного мышления персонала предприятия;
креативность способность мышление.
Введение
1. Понятие креативности
2. Характеристика процесса креативности
3. Развитие креативного мышления
Заключение
Список использованной литературы
Любая сложная задача в терминологии ТРИЗа содержит в себе системное противоречие, его надо преодолеть или обойти. Вот, скажем, прием № 26: если найденное решение слишком сложно, дорого и неудобно, его надо заменить на ослабленную копию.
Шаблоны для ума. В основе второй модели также лежит идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления. И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец, генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые участник так же последовательно примеряет на себя. Самый популярный тренинг этого типа - «Шесть шляп» Эдварда де Боно.
Левые и правые. Далеко не все тренеры требуют от участников мыслить рационально. Не менее сильный метод - погружение человека в нестандартные ситуации. Источник креативности заключается в умении переключаться с первичных познавательных процессов (сновидения, мечты, образы), которые рождают новые и неожиданные мысли, на вторичные (логическое мышление, тексты). Чтобы научиться мыслить творчески, нужно максимально разбудить воображение. Например, начать рисовать, лепить из пластилина, больше фантазировать, а затем попытаться рассказать о полученных впечатлениях в письменной форме. Многие тренеры называют это «правополушарным переоформлением». Считается, что именно правое полушарие отвечает за образное мышление: следуя данной теории, чем слаженнее взаимодействуют полушария, тем богаче понимание реальности - и тем больше новых идей может придумать человек.
Креативный оркестр. Один из самых
перспективных методов - развитие креативности
у целых команд. Тренинги такого
типа чаще всего приобретают форму
групповой импровизации. Например,
один креативный директор агентства
любит проводить со своими сотрудниками
одно несложное упражнение. Люди встают
в круг, ведущий начинает рассказывать
какую-нибудь выдуманную историю, а
затем кидает мяч наугад другому
игроку. И так по очереди все
придумывают продолжение
А другой генеральный директор компании как-то привез группу сейлз менеджеров мебельной компании в курортный город и за два часа до начала тренинга развесил по городу объявления, что в местном клубе состоится концерт приезжих «звезд». Только после этого участникам тренинга объяснили, что их ждет. После бури возмущений они начали готовиться и в итоге поставили хороший спектакль. «Этот эксперимент мы повторяли четыре раза с разными группами,- говорит генеральный директор. И каждый раз участники справлялись».
В основе импровизационных техник лежат идеи Джона Као, гарвардского профессора, музыканта, основателя нескольких компаний и продюсера фильма «Секс, ложь и видео». Као считает, что главным фактором преуспевания в бизнесе сегодня является постоянное творчество. Компании должны превратиться в «фабрики идей», состоящие из креативных сотрудников и руководителей, интенсивно обменивающихся информацией друг с другом. Деятельность компании, по мнению Као, превращается в джемминг - музыкальную импровизацию.
Конечно, ни один тренинг не способен научить человека придумывать гениальные идеи. Но главный плюс таких программ состоит в том, что они устраняют препятствия, мешающие развитию креативного мышления, главное из которых - страх творчества. Раскрепостив свое сознание, люди уже не боятся провала или насмешки и предлагают свои идеи более активно.
Приведем пример 10 самых популярных методик для поиска новых идей.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
Методика позволяет
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
Гордон считает, что основной источник
креативности - в поиске аналогий. Сначала
нужно выбрать объект и нарисовать
таблицу для его аналогий. В
первый столбец записывают все прямые
аналогии, во второй - непрямые (например,
отрицание признаков первого
столбца). Затем нужно сопоставить
цель, объект и непрямые аналогии. Скажем,
объект - карандаш, задача - расширение
ассортимента. Прямая аналогия - объемный
карандаш, ее отрицание - плоский карандаш.
Результатом будет карандаш-
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
Объект нужно разложить на компоненты,
выбрать из них несколько существенных
характеристик, изменить их и попытаться
соединить снова. На выходе получится
новый объект. Например, нужно придумать
визитную карточку для парфюмерной
компании. Если изменить классическую
прямоугольную форму и
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
Существуют и многие другие техники,
которые можно использовать как
индивидуально, так и в группах.
Многие из таких упражнений могут
показаться банальными, но они помогают
перестроить мыслительную деятельность.
Примерно так же, как новый вид
физических упражнений позволяет размять
мышцы, о существовании которых
человек даже не подозревал. Ниже кратко
описаны некоторые техники
Что, если бы...
Это упражнение полезно тем, что
позволяет выйти за привычные
рамки и не ограничиваться так
называемыми правильными
Тесты дивергентных способностей
В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.
Усовершенствование
Данный тест сходен с предыдущим:
испытуемым требуется найти пути
усовершенствования обычных предметов,
таких, как электрический тостер,
садовая лопата или чайная чашка.
Можно расширить рамки
Тесты креативности
Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.
·Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.
Заключение
После технологического бума 90-х наступило сравнительное затишье. В то время компании участвовали в своего рода «гонке технологических вооружений»: новые технологии стремительно осваивались буквально по мере появления - это был вопрос конкурентоспособности. В тех условиях огромным плюсом была способность максимально быстро обучать персонал, чтобы эти технологии использовать.
Сегодня, когда развитие IT-технологий несколько замедлило шаг, организации не столько гонятся за новинками, сколько стараются отобрать лучшие технологии. Подход к развитию и поддержке креативности персонала стал более гибким и творческим.
Существует множество
Список использованной литературы
1.Дорфман Л. Я. Основные
2.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.
.Душков Б. А. Психология
.Либина А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. - 2-е изд., перераб. - М.: Смысл, 2000.
.Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 123 - 132.