Технология развития креативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - выяснить, какими способами можно формировать креативное мышление у персонала. Задачи, решаемые в ходе исследования: дать понятие креативности;
охарактеризовать процесс креативности;
рассмотреть методики развития креативного мышления персонала предприятия;
креативность способность мышление.

Содержание работы

Введение
1. Понятие креативности
2. Характеристика процесса креативности
3. Развитие креативного мышления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

технология развития креативности.docx

— 33.87 Кб (Скачать файл)

Любая сложная задача в терминологии ТРИЗа содержит в себе системное противоречие, его надо преодолеть или обойти. Вот, скажем, прием № 26: если найденное решение слишком сложно, дорого и неудобно, его надо заменить на ослабленную копию.

Шаблоны для ума. В основе второй модели также лежит идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако систематизировать нужно не решение  задачи, а сам процесс мышления. И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец, генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые участник так же последовательно примеряет на себя. Самый популярный тренинг этого типа - «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

Левые и правые. Далеко не все тренеры  требуют от участников мыслить рационально. Не менее сильный метод - погружение человека в нестандартные ситуации. Источник креативности заключается в умении переключаться с первичных познавательных процессов (сновидения, мечты, образы), которые рождают новые и неожиданные мысли, на вторичные (логическое мышление, тексты). Чтобы научиться мыслить творчески, нужно максимально разбудить воображение. Например, начать рисовать, лепить из пластилина, больше фантазировать, а затем попытаться рассказать о полученных впечатлениях в письменной форме. Многие тренеры называют это «правополушарным переоформлением». Считается, что именно правое полушарие отвечает за образное мышление: следуя данной теории, чем слаженнее взаимодействуют полушария, тем богаче понимание реальности - и тем больше новых идей может придумать человек.

Креативный оркестр. Один из самых  перспективных методов - развитие креативности у целых команд. Тренинги такого типа чаще всего приобретают форму  групповой импровизации. Например, один креативный директор агентства  любит проводить со своими сотрудниками одно несложное упражнение. Люди встают в круг, ведущий начинает рассказывать какую-нибудь выдуманную историю, а  затем кидает мяч наугад другому  игроку. И так по очереди все  придумывают продолжение истории.

А другой генеральный директор компании как-то привез группу сейлз менеджеров мебельной компании в курортный город и за два часа до начала тренинга развесил по городу объявления, что в местном клубе состоится концерт приезжих «звезд». Только после этого участникам тренинга объяснили, что их ждет. После бури возмущений они начали готовиться и в итоге поставили хороший спектакль. «Этот эксперимент мы повторяли четыре раза с разными группами,- говорит генеральный директор. И каждый раз участники справлялись».

 

В основе импровизационных техник лежат  идеи Джона Као, гарвардского профессора, музыканта, основателя нескольких компаний и продюсера фильма «Секс, ложь и видео». Као считает, что главным фактором преуспевания в бизнесе сегодня является постоянное творчество. Компании должны превратиться в «фабрики идей», состоящие из креативных сотрудников и руководителей, интенсивно обменивающихся информацией друг с другом. Деятельность компании, по мнению Као, превращается в джемминг - музыкальную импровизацию.

Конечно, ни один тренинг не способен научить человека придумывать гениальные идеи. Но главный плюс таких программ состоит в том, что они устраняют  препятствия, мешающие развитию креативного  мышления, главное из которых - страх  творчества. Раскрепостив свое сознание, люди уже не боятся провала или  насмешки и предлагают свои идеи более  активно.

Приведем пример 10 самых популярных методик для поиска новых идей.

  • Мозговой штурм. Автор - Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в  том, чтобы развести во времени генерацию  идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

  • Шесть шляп. Автор - Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить  творческий процесс с помощью  мысленного надевания одной из шести  цветных шляп. Так, в белой человек  беспристрастно анализирует цифры  и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

  • Ментальные карты. Автор - Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана  с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

 

  • Синектика. Автор - Уильям Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности - в поиске аналогий. Сначала  нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В  первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - непрямые (например, отрицание признаков первого  столбца). Затем нужно сопоставить  цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

  • Метод фокальных объектов. Автор - Чарльз Вайтинг.

Идея состоит в том, чтобы  объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли  обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется  с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести  на свечу. Если бенгальскую свечу  стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

  • Морфологический анализ. Автор - Фриц Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится  новый объект. Например, нужно придумать  визитную карточку для парфюмерной  компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие  на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом  парфюма.

  • Непрямые стратегии. Авторы - Брайан Эно и Питер Шмидт.

Берется колода карт, на которых записан  набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время  создания новой идеи нужно вытаскивать  карту и пытаться следовать ее указаниям.

  • Автобус, кровать, ванна. Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.
  • Расшифровка. Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
  • Ловушка для идей. Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям.

Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как  индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут  показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид  физических упражнений позволяет размять  мышцы, о существовании которых  человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Что, если бы...

Это упражнение полезно тем, что  позволяет выйти за привычные  рамки и не ограничиваться так  называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая  работу мысли, например следующие:

  • Что если бы люди вели ночной образ жизни?
  • Что если бы свиньи могли летать?
  • Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Тесты дивергентных способностей

В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.

Усовершенствование

Данный тест сходен с предыдущим: испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также  судебных или почтовых учреждений.

Тесты креативности

Французские математики Пуанкаре и  Адамар выделили четыре этапа творческого  процесса.

  • Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.

·Инкубационный период: обычные  способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.

  • Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.
  • Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

После технологического бума 90-х наступило  сравнительное затишье. В то время  компании участвовали в своего рода «гонке технологических вооружений»: новые технологии стремительно осваивались буквально по мере появления - это был вопрос конкурентоспособности. В тех условиях огромным плюсом была способность максимально быстро обучать персонал, чтобы эти технологии использовать.

Сегодня, когда развитие IT-технологий несколько замедлило шаг, организации  не столько гонятся за новинками, сколько стараются отобрать лучшие технологии. Подход к развитию и  поддержке креативности персонала  стал более гибким и творческим.

Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить  креативное мышление у персонала  предприятия. Одна из основных целей  таких интеллектуальных игр, или  упражнений, состоит в том, чтобы  уйти от общепринятых и привычных  способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить  и отобрать из них наиболее полезные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Дорфман Л. Я. Основные направления  исследований креативности в  науке и искусстве Вопросы  психологии. - 1999. - № 2. - С. 101-106.

2.Дружинин В. Н. Психология  общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.

.Душков Б. А. Психология труда,  профессиональной, информационной  и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б. А. Душкова. - 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

.Либина А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. - 2-е изд., перераб. - М.: Смысл, 2000.

.Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 123 - 132.


Информация о работе Технология развития креативности