Теоретическая и практическая деятельность А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:31, реферат

Описание работы

Когда я училась в школе, то моей любимой книгой была «Республика ШКИД». Я восхищалась терпению и выдержке педагогов, их искренней любви к этим трудным подросткам, их стремлению помочь им стать достойными людьми. Эта книга повлияла на моё желание стать педагогом, а примером для подражания я считаю Антона Семёновича Макаренко. Антон Семёнович в 1921 году, по поручению Полтавского Губнаробраза, создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, а с октября 1927 до июля 1935 года он был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Дзержинского. Макаренко выступал против тюремного режима для детей, утверждал, что общевоспитательные методы и трудовая деятельность способствуют достижению больших результатов в исправлении несовершеннолетних нарушителей закона. Благодаря своей любви к детям, он стал одним из известных деятелей русской и мировой педагогики.

Содержание работы

1 Введение……………………………………………………………………….стр.3
2 Биография А.С. Макаренко…………………………………………………...стр.4
3 Суть коллективной теории и метода коллективного воспитания………….стр.5
4 Применение метода Макаренко в современности…………………………..стр.8
5 Заключение…………………………………………………………………….стр.9
6 Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

Перетятько А.В. Теоретическая и практическая деятельность А.С. Макаренко.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

Московский институт имени С.Ю. Витте

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «История педагогики и образования »

на тему:

«Теоретическая и практическая деятельность А.С. Макаренко»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Перетятько А.В.

 

Проверил:

Быков А.К.

 

 

 

 

 

г. Чита, 2013

 

                                           Содержание.

1 Введение……………………………………………………………………….стр.3

2 Биография А.С. Макаренко…………………………………………………...стр.4

3 Суть коллективной теории и метода коллективного воспитания………….стр.5

4 Применение метода Макаренко в современности…………………………..стр.8

5 Заключение…………………………………………………………………….стр.9

6 Список используемой литературы………………………………………….стр.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Введение.

     Когда я училась в школе, то моей любимой книгой была «Республика ШКИД». Я восхищалась терпению и выдержке педагогов, их искренней любви к этим трудным подросткам, их стремлению помочь им стать достойными людьми. Эта книга повлияла на моё желание стать педагогом, а примером для подражания я считаю Антона Семёновича Макаренко. Антон Семёнович в 1921 году, по поручению Полтавского Губнаробраза, создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, а  с октября 1927 до июля 1935 года он был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Дзержинского. Макаренко выступал против тюремного режима для детей, утверждал, что общевоспитательные методы и трудовая деятельность способствуют достижению больших результатов в исправлении несовершеннолетних нарушителей закона. Благодаря своей любви к детям, он стал одним из известных деятелей русской и мировой педагогики.

     Еще при жизни Макаренко подвергался жесткой критике, а сейчас его методы коллективного воспитания считаются неприемлемыми, из-за ограничения прав личности на самореализацию и коммунистической идеологии. Я же считаю, что Антон Семёнович был во многом прав, если не во всём, а его методика актуальна и для современного образования. Цель моей работы: проанализировать его теорию коллектива и практику коллективного воспитания и доказать, что некоторые её компоненты вполне можно использовать для воспитания в наши дни, а так же рассказать о жизни и деятельности этого замечательного человека.

 

 

 

 

                       2. Биография Антона Семёновича Макаренко.

Макаренко Антон Семёнович родился 13 марта 1888 года  в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. Окончил Кременчугское училище и педагогические курсы при нём. В 1917 окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью. Примечательно, что тема его дипломной работы была: «Кризис современной педагогики». Как было сказано в первой главе, в 1921 году он создал трудовую колонию, которой было присвоено имя М.Горького. В 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом, и Антон Семёнович заведовал ей до 1928 года. В 1934 году он стал членом Союза советских писателей. В детской трудовой коммуне имени Дзержинского, находящейся под Харьковом, Антон Семёнович применял свою воспитательно-педагогическую систему до июля 1935 года.  А 1 июня 1935 года его перевели в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где он работал помощником начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936.  До переезда в Москву (март 1937) руководил педагогической частью трудовой колонии №5 расположенной в Броварах под Киевом. После переезда полностью посвятил себя писательской деятельности, как литературной, так и публицистической. Его знаменитые труды: «Марш 30 года», «ФД-1»  (1932год), «Педагогическая поэма» (1925-1935 год), «Флаги на башнях» (1938), «Честь» (1937-1938). А так же  «Методика организации учебного процесса» (1937), «Книга для родителей». И публицистические статьи «Воля, мужество, целеустремленность», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение». В своих произведениях Макаренко раскрывает процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие в обществе новых норм поведения, процесс накопления морального опыта. Литературной дар Макаренко тесно переплетался с педагогическим талантом, как писатель он развивался под воздействием личности и творчества М.Горько.      Антон Семёнович Макаренко награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1958 учреждена медаль Макаренко «за заслуги в области преподавания и педагогической науки».

          3.Суть коллективной теории и метода коллективного воспитания.

Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он установил, что разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть воспитания, по Макаренко, состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом.  Воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистическую атмосферу в коллективе. Им сформулирован "метод параллельного педагогического действия". В противовес "парному воспитанию" (взаимодействие одного наставника и одного ребёнка) он включал в процесс воспитания, как педагогов, так и воспитанников. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она ни обладала. В отношениях с воспитанниками Макаренко опирался на принцип: "Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему". Он называл детей «прекрасными, живыми жизнями» и считал, что к ним нужно относиться как к товарищам и как к гражданам, уважать их права и обязанности. Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребёнка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность - радостью, доставляющей нравственное удовлетворение. Эту диалектическую задачу Макаренко разрешал с помощью метода "перспективных линий" в детской жизни. Он показал, что воспитывать человека - значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждёт "завтрашняя радость". С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели. Этот процесс создаёт новый уровень отношений и деятельности. На смену требованию педагога приходит обществ, требовательность, которая затем перерастает в требование личности к себе самой. Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, направленного к появлению формализма, исчезновению у учащихся интереса к общественным делам и т. п. явлениям застойности. Для преодоления таких явлений Макаренко иногда использовал метод "педагогического взрыва", выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте. Макаренко предупреждал об осторожности в таком маневре, так как он является сильнодействующим средством воспитания и требует большого педагогического мастерства и такта, а также о возможности его применения не только в конфликтных, но и в созидательных ситуациях. Учение Макаренко иногда называют "педагогикой событий", т.е. организацией воспитательный ситуаций в жизни ребёнка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в котором внешне ничего не происходит, в действительности идёт скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий. Макаренко стремился проектировать "лучшее в человеке", обращать внимание в личности ребёнка, прежде всего, на положительные задатки. Ключевыми понятиями его методики являлись: творчество, труд, самостоятельность, в сочетании с дисциплиной и доверием.

      Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:

1 Единство цели и труда членов коллектива. Коллектив должен быть объединён целью, трудом и организацией труда.

2 Большая «связанность» коллектива. Для скрепления отношений Макаренко развивал переменность состава командиров и подчинённых. В результате все члены коллектива вступали в различные виды отношений между собой.

3 «Мажор» (активность). Мажор должен был быть спокойным и крепким, как результат уверенности в своих силах и в силах своего коллектива.

4 Защита. Члены одного коллектива должны защищать друг друга, как члены одной семьи. В своих внутренних делах, они могут применять к одному из челнов такие воспитательные методы как наказание или бойкот, но от внешней угрозы должны защищать его, независимо от его положения в коллективе.

5 Торможение (наказание). Применятся только в том случае, если оно оправдано тем, что принесёт воспитаннику пользу.

       Основными элементами, положенными А.С.Макаренко в основу модели «воспитательного коллектива» являются: самоуправление, конституция коллектива, дисциплина, самоподчинение, ответственность, этика, характер отношений в коллективе, интересы детства.

     Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»; «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике»

 

                       4. Применение метода Макаренко в современности.

В российском образовании все большее внимание уделяется проблеме воспитания, которая к конце ХХ века по идеологическим основаниям была практически вычеркнута, сведена к проблемам профессионального обучения. Но, в начале XXI века, она была осмыслена как важнейшая часть работы образовательных учреждений с молодыми поколениями. В современных детских коллективах при создании органов самоуправления возникают следующие практические проблемы: определения задач, структуры, направлений и видов деятельности органов детского самоуправления, форм его организации и форм педагогического руководства его органами.

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы определила детское общественное движение и ученическое самоуправление как важнейшие факторы социализации ребёнка, являющиеся мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития  демократического государства в новом тысячелетии.

Ученическое самоуправление даёт учащимся возможность самостоятельно планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги,  участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела по интересам.

Ученическое самоуправление даёт возможность детям и подросткам проверить себя в различных социальных ролях, испытать ответственность за свои поступки. В образовательных учреждениях оно обеспечивает: 1 участие ученического коллектива в управлении образовательным учреждением; 2 формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции; 3 реализацию социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества; 4  осуществление культурной деятельности школьников.

При организации ученического самоуправления возникают следующие проблемы:

1 Недостаточная активность и инициатива самих учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности;

2 Равнодушие педагогических коллективов к развитию общественного движения и ученического самоуправления, отсутствие доверия и авторитарность педагогов, нежелание поддержать детские инициативы, профессиональная неготовность качественно обеспечивать формирование культуры демократических отношений; недостаточное внимание руководителей органов управления образованием к развитию детского движения и ученического самоуправления, формальный подход к подбору и подготовке координаторов;

3 Негативное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);

4 Формальный, эпизодический характер или подмена игрой подлинного самоуправления учащихся на уровне классов и школ; формальный подход к отбору и реализации программ деятельности;

5 Слабая общественно-полезная направленность в деятельности общественных и самоуправленческих структур;

Эти проблемы можно решить, обращаясь к трудам Антона Семёновича Макаренко, к основным положениям его преподавательской деятельности:

1 Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства – исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт отношений;

2 Школьное самоуправление – не специальная детская деятельность по «управлению», но совместная деятельность детей, которая обеспечивает необходимое развитие демократических, деятельных отношений в детской среде, задающей реальные возможности гражданского и личностного самоопределения детей и подростков;

3 Детское самоуправление как сеть демократических отношений в деятельности вырастает вокруг подготовки и реализации школьных дел;

4 Детское самоуправление является  результатом длительной работы взрослых и детей по созданию системы. Необходимо определить все компоненты системы самоуправления: общее деятельное  поле, единую цель, органы управления, жизненные позиции, как педагогов, так и учащихся. К тому же необходимо ещё раз подчеркнуть, что элементом самоуправления является преемственность органов управления;

5 Педагог должен очень чутко относиться к межличностным отношениям, которые возникают в процессе самоуправления, и помогать детям в укреплении их собственной позиции в процессе самоуправления.

        Обобщив все вышесказанное. Можно сделать вывод, что теория Макаренко о коллективном воспитании может активно применятся на практике и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               5. Заключение.

Многоплановая критика коллективизма в воспитании не сыграла своей преобразующей науку и практику роли. Такие негативные последствия коллективистского воспитания, как зависимое положение личности от коллектива, создающее угрозу ее индивидуальности, невозможность сформировать подлинную нравственную свободу в условиях коллектива, снятие с ребенка напряжения личной ответственности, личного выбора, перенос их на коллективное принятие решении и коллективная безответственность не стало основой для окончательного отказа от идеи коллективистского воспитания. Деятельность А.С.Макаренко является поучительным примером подлинного творческого отношения к воспитанию подрастающего поколения. Анализ его педагогических изобретений показывает, что создание совершенно нового в области воспитания во многом сходно с творчеством в других видах деятельности: оно совершается из тех побуждений и теми же способами, что и в науке, и в технике.  
Своим педагогическим опытом и его теоретическим осмыслением А.С.Макаренко доказал, что успешно воспитывать личность может только тот коллектив, который постоянно развивается, самосовершенствуется. И основой этого процесса совершенствования, его базой является самоактивная, социальноценная деятельность коллектива, организуемая педагогами особым образом: в единстве с жизнью трудовых коллективов, всего общества; с вовлечением каждого члена коллектива и сменности его ролей — от исполнителя до организатора; при интенсивном развитии рефлексии коллектива по поводу его деятельности и отношений. Для выдающегося педагога А.С.Макаренко его воспитательная система была не просто методикой, не просто педагогической технологией, а образом жизни детей и взрослых. Новый человек, новая личность рождались не в результате просто каких-то педагогических воздействий, а в совместном преодолении трудностей, в совместном поиске путей из сложнейших ситуаций, в сорадости, в сопереживании успехов, словом, в совместном проживании неудач и успехов.

Информация о работе Теоретическая и практическая деятельность А.С. Макаренко