Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

Файлы: 1 файл

клубные и досуговые мероприятия для школьников.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Задачи формирования всесторонней развитой личности младшего подростка, комплексного подхода к постановке всего дела организации досуга требует, чтобы внеурочная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Система организации досуга представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включая множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонической развитой личности, ее активной позиции.

Организация досуга строится на основе определенных принципов.

Принцип преемственности предполагает создание и развитие умений организовать свой досуг, помогающий формировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильности и возможность совершенствования различных видов деятельности.

Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочной работе.

Принцип последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания.

Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряженностей и спадов в работе, равномерность ее времени, ее насыщенность ее во времени, ее насыщенность.

Содержание системы внеурочной досуговой деятельности включает в  себя единство умственной, нравственной, трудовой, эстетической, физической работы учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов. Это содержание реализуется многообразными формами и методами.

Система внеурочной досуговой деятельности имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирование, организация деятельности.

Все элементы внеурочной организации  досуговой деятельности младших  подростков должны обеспечивать достижение поставленной перед ней единой цели. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Внеурочной организации досуговой деятельности свойственно сочетание управления самоуправления: главными задачами, самим существом педагогического руководства является развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности младшего подростка. Осуществлять эффективное управлением организации досуга социальны педагог может лишь тогда, когда у него есть четкое и правильное представление о ней.

Существенный недостаток - неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель-содержание-форма» или «планирование-организация-анализ», а также отсутствие необходимых связей между этими звеньями.

Социальный педагог должен, прежде всего, четко определить цели своей  работы и ее содержание. Формы же необходимо отобрать те, которые соответствуют данному содержанию, они являются производными, а не исходными. Другой недостаток - интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. Любое направление помогает одновременно решать разные воспитательные задачи, односторонность содержание работы или сосредоточение ее только школе или преимущественно приводят к разрушению системы. Еще один существенный недостаток- формализм, слабая идейная и нравственная направленность многих досуговых мероприятий.

Система внеурочной организации досуга обеспечивается комплексностью, тесной взаимосвязью целенаправленных воспитательных воздействий с самовоспитанием  младшего подростка, педагогически  оправданной требовательности к  подросткам- с гуманизмом, уважение к личности каждого ученика, опорой, прежде всего на положительные качества личности, обязанности необходимо с заинтересованностью в деятельности.

Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной организации досуговой деятельности служит система деятельности самого социального педагога.

Организаторские функции по организации  досуга реализуется в ряде элементов:

-анализ состояния вопроса предусматривает  изучение того, что уже сделано  к началу работы по организации досуговой деятельности, факторов, влияющих на нее, выявление условий успеха и причин неудач.

-постановка цели по организации  досуговой деятельности позволяет  определить, для чего организуется  то или иное дело, мысленно  предположить конечные результаты, создать своеобразную идеальную модель предстоящей работы;

-определение рабочих задач по  организации досуга призвана  выявить конкретные пути к  достижению поставленной цели;

-планирование подготовки и проведение  дела по организации досуговой деятельности, мероприятия предусматривают распределение заданий по времени, месту последовательности для наилучшего решения поставленных задач;

-разработка содержания досуговой  деятельности, форм и методов  предстоящей деятельности означает  определение объема работы, приемов и способов, которые будут использоваться при реализации того или иного дела;

-анализ хода и результатов  деятельности по организации  досуговой деятельности включает  соотношение того, что предполагалось  сделать, оценку итогов. На основе анализа формируются задачи и условия дальнейшей деятельности.

Конечная цель организованной работы по организации досуговой деятельности - обеспечить эффективность дела или  комплекса дел. И что бы ни делал  социальный педагог, он должен ясно представлять конечную цель, видеть пути к ее достижению, понимать, приводят или не приводят к ней его действия.

Правильное планирование - одна из важнейших предпосылок эффективности  системы внеурочной работы.

Для практической деятельности социального  педагога важное значение имеет и еще одно обстоятельство: выполнение правильного, продуманного плана - важнейшая предпосылка планомерности работы в целом. Целенаправленное и четкое планирование по организации досуговой деятельности у младших подростков предполагает хорошие результаты воспитательной работе, по тому, что позволяет избежать многих ошибок.

Досуг - возможность подростку заниматься в свободное время разнообразной  деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам:

-   отдых;

-   развлечения;

-   праздники;

-   самообразование;

-   творчество.

Отдых снимает усталость и восстанавливает  физические и духовные силы младших  подростков. Пассивный отдых снимает  напряжение расслаблением, созерцанием  природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают младшему подростку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют учащемуся ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей и подростков к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Подростковый досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

Самой распространённой формой проведения досуга у младших подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или  иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение  младших подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую  специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид  механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический вид  эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости .

Общение выступает как деятельность, сфера, где младший подросток  может реализовать себя. Для социализации общение играет одну из важных ролей - это реализация коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с целью формирования его образа жизни;

Подводя итог сказанному, можно смело утверждать: в настоящее сложное время у младших подростков необходимо воспитывать умение организовать свой досуг, способных не только занять себя, но и других за собой. Только правильное и грамотное занятость подростка снизит рост преступности и повысит культурную составляющую часть общества.

Главным новообразованием подросткового  возраста является чувство взрослости. Интересы подростков становятся более  устойчивыми, разнообразными, связанными с их деятельностным отношением к  окружающему, выраженной потребностью участвовать всех видах общественно - полезного труда.

 

2.2 Формы и методы  социального педагога по организации  досуга у младших подростков

В процессе прохождения практики в  Муниципальном учреждении психологической  помощи и поддержки молодежи «Социум» нам представилась возможность выявить проблемы занятости младших подростков, так как основная цель данного учреждения - организация досуга и занятость подростков, а также профилактическая работа. Основными задачами МУ «Социум» является оказание информационной, консультативной и психолог – педагогической помощи детям, молодежи, родителям, педагогам по вопросам развития и воспитания молодежи, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адаптация детей и молодежи к жизни в обществе. Также дополнительные направления МУ «Социум»- оказание юридической, психологической помощи и поддержки подростков; организация временных рабочих мест для несовершеннолетних; работа по профилактике ВИЧ/СПИДа.

На этом этапе исследования мы изучали  деятельность социального педагога по занятости младших подростков во внеурочное время. В данном учреждении используются формы работы по организации досуговой деятельности подростков.

Словесно - логические формы, где основным средством воздействия являлось - слово (убеждение словом), вызывающие ответные реакции у детей. К такому типу форм относятся беседы на профилактические темы: классные часы, собрания, мероприятия, проводимые социальным педагогом, где главным было обмен информацией, обсуждение проблем.

Образно - художественные формы - они объединяли в себе такие дела, где главным средством воздействия являлось совместное переживание, вызвать - сильные, глубокие и обладающие коллективные эмоции, подобные тем, которые испытывают подростки на праздниках. Благодаря художественным образам, социальный педагог может настроить детей на восприятие материала, что вызывает у подростков заинтересованность. Большой потенциал имели такие формы, как классные часы, игры - экскурсии, уроки – тренинги.

Школе в незначительной мере сохранила систему организации внеурочной работы. Большую часть в этой работе играет секции по футболу, волейболу и различным видам спорта. Подростки, посещающие данные секции в дальнейшем посещают соревнования. Это оказывает широкие возможности для грамотной занятости времени подростка.

Трудовые формы внеурочной работы - положительно воздействовало на младший подростков совместная работа, любой труд. Это разные виды работ в школе, например помощь ветеранам Вов, разная помощь нуждающимся.

Игровые формы работы - в этой работе социальный педагог использует познавательные, соревновательные, конкурсные игры. Эти игры были направлены на развитие у подростков сплоченности, чувства толерантности, потому что они важны для воспитания молодого поколения.

Особое внимание уделяется психологическим формам. В формах работы этого типа основными средствами воздействия являлись элементы психологического тренинга. К ним относились: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения.

Для успешного дела разных форм работы с младшими подростками, социальный педагог раскрывал их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально организовал их. В любой форме работы педагог опирался на воспитание организации своего досуга, развивала у них ответственность, прививала культурные ценности. Это требовало постоянной работы социального педагога, а также каждодневных усилий семьи, школы и общества.

Успешной работе также способствует составление различных планов: перспективные (на длительное время, например на год) и рабочие (на месяц, неделю), программирующие воспитательную деятельность в школе и ее собственную.

Перспективный план внеурочной работы, есть составная часть общешкольного плана учебно-воспитательной работы на год. План своей работы по организации культурно - досуговой деятельности младших подростков социальный педагог составляет на четверть или месяц, не прибегая к какой- либо строго регламентированной форме. В нем перечислены наиболее важные мероприятия по основным разделам работы. Указываются примерные сроки их проведения и лица ответственные за исполнения. Таковы, к примеру, годовые планы работы школы, объединения клубного типа.

Календарный план разрабатывается обычно на месяц или на учебную четверть. Его основной становится не направления работы, а календарный сроки, то есть намечаются конкретные даты и предлагаемые для проведения мероприятия.

План-график – разновидность календарного плана предусматривает проведение тех или иных мероприятий, отдельных работников. Важно отметить, что данный вид плана помогал распределению запланированных мероприятий между классными руководителями, что в дальнейшем способствовало слаженной работе педагогического коллектива в целом.

Информация о работе Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков