Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:53, курсовая работа
Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Со временем у ребенка накапливается достаточно большой объем знаний о природе, в том числе и о животных.
В начальном естествознания применяются следующие виды карт — физические карты своей местности, России, полушарий и карта природных зон России, планы местности, а также атлас «Мир и человек». Использование приема сравнения плана местности и карты по таким признакам, как величина изображаемой территории, масштаб, способы определения сторон горизонта и условные обозначения, помогут школьникам выявить специфику карты, а следовательно, понять ее сущность.
Следующим этапом является формирование умения читать карту. Для формирования этого умения используются многочисленные и разнообразные методические приемы, например сопоставление условного знака и его изображения, привлечение впечатлений детей от наблюдений за соответствующими объектами природы, показ различных объектов на карте по заданию учителя и одноклассников, рассказ о них. Например, при знакомстве с условными цветами, обозначающими горы, учитель показывает таблицу «Горы» и их обозначение на шкале высот, после чего дети находят горы на карте. Использование карты в качестве источника информации предполагает, что дети уже владеют определенными знаниями о карте. Другой пример. При знакомстве с картой полушарий учитель предлагает сравнить масштаб физической карты России (в 1 см — 50 км) и масштаб карты полушарий (в 1 см - 220 км). Школьники устанавливают, что второй масштаб мельче, поэтому на карте полушарий показан весь земной шар, а на физической карте России — только наша страна. Объемные средства обучения. К ним относятся модели, муляжи, макеты. Модель — это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. В начальном естествознании используются различные модели. Они бывают статичные, динамичные, разборные. На динамичных моделях можно показать принцип работы, движение. Например, движение Земли вокруг Солнца. Муляжи — это трехмерные пособия, точно передающие форму, цвет, величину предметов природы. Для курса природоведения выпускают муляжи овощей и фруктов. Их используют при знакомстве с культурными растениями в качестве иллюстрации к рассказу учителя или как источник информации.
Аудиовизуальные средства обучения.
О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вахтеров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты; изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи; аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи. ЭС), экранно-звуковые (ЭЗС) и звуковые (ЗС). В основе выделения этих групп лежит способ передачи информации. Экранные средства обучения включают диапозитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика. Диапозитивы — цветные или черно-белые фотографии на пленке, реже на стекле. Диапозитивы были первым экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко использующееся в практике. Это объясняется рядом причин. В первую очередь тем, что изображение объектов природы на фото передается без искажений. Л. П. Прессман выделяет три этапа этого процесса. Первый — целостный охват всего диапозитива. Учитель называет кадр и дает учащимся возможность рассмотреть его, на что отводит 1—1,3 мин. После этого он комментирует детали диапозитива. Второй этап работы — рассматривание. Следует учесть, что глаз ребенка будет постоянно и непроизвольно совершать частые движения, сопоставляя детали с целым. Поэтому важен третий этап — синтез деталей, возвращение к целостному охвату после анализа. При подготовке к уроку учитель не только подбирает диапозитивы, исходя из его темы и цели, определяет последовательность их демонстрации, но и составляет задания для наблюдения зрительного ряда таким образом, чтобы дети «считали» всю информацию. Диапозитивный фильм, или диафильм, — это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров). Диапозитивный фильм, или диафильм, — это тоже диапозитивы, но расположенные в определенной последовательности на кинопленке, объединенные общей темой. Информация в диафильмах передается двумя путями — с помощью изображения (зрительный ряд) и короткого текста (субтитров). Транспаранты для графопроектора также относятся к статическим средствам обучения. Однако эта статичность в значительной мере условна. За счет постепенного наложения одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Дети становятся свидетелями развивающегося процесса, могут обсудить каждый новый этап в ходе подачи учебного материала. Транспаранты используются в различных учебных ситуациях: при объяснении нового материала, при его закреплении, для проверки самостоятельной работы учащихся. Экранно -звуковые средства обучения отличаются динамичностью в подаче материала и звуковым оформлением. К ним относятся кинофильмы, кинофрагменты и видеофильмы. Ценность учебных фильмов в том, что они позволяют познакомить школьников с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно увидеть в природе: распускание почек на ветках деревьев, замерзание реки, морской прибой и т. д. Учебные фильмы как средства обучения имеют некоторые особенности (Карпов Г. В., Прессман Л. П., Романин В. А.): 1) динамичность изображения — наиболее значительная в дидактическом отношении особенность учебных фильмов. Она позволяет рассматривать явления в процессе движения, развития, то есть наиболее правдиво, жизненно; 2) возможность рассматривания явления в целом и по частям, что способствует формированию полных и четких представлений: 3) передача большого объема информации за короткое время; 4) использование мультипликации, с помощью которой можно показать объекты и процессы, которые нельзя наблюдать (работа органов тела человека; жизнь внутри улья, муравейника), а также то, чего нет в действительности, но создано воображением человека (жизнь в отдаленные времена). Из всех видов учебных фильмов наиболее эффективным является кинофрагмент. В нем информация передается в краткой, сжатой форме, что делает кинофрагменты не только эффективными, но и удобными в использовании. В настоящее время кинофильмы постепенно заменяются видеофильмами. Фонд видеофильмов пока невелик, идет работа над их созданием. В практике работы широко применяются самодельные видеофильмы.
У видеофильма есть свои характерные особенности: 1) возможность остановить кадр и подробно проанализировать его содержание, сравнить с наблюдениями детей или другими изобразительными средствами; 2) вернуть запись для уточнения, конкретизации, сравнения; 3) снять звук и вместо дикторского текста составить свой (составлять могут и учителя и дети); 4) простота и удобство в обращении. Звуковые средства обучения — это грамзаписи голосов птиц, млекопитающих, шума леса, прибоя. Кроме этого, на уроках используются записи рассказов ученых, путешественников и др.
Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. По мнению исследователей, компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе.
Вспомогательные средства обучения.
О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: А. Л. Герд, В. П. Вахтеров, Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой вербальные — учебники, учебные пособия для учащихся;натуральные — коллекции, гербарии, живые объекты; изображения предметов и явлений природы: плоскостные — таблицы, картины, карты; объемные — модели, муляжи; аудиовизуальные — диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи. оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках природоведения. В начальной школе следует иметь набор пробирок, штатив для них, стаканы тонкого стекла, гвоздик или стеклянную пластинку для определения твердости минералов, подставку для демонстрации горения, проволочную асбестированную сетку, лабораторный штатив, воронки, наборы фильтров, колбы, колбы с пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, демонстрационный столик. Оборудование учитель готовит заранее: до урока он ставит необходимое оборудование на свой рабочий стол. Если опыты проводят учащиеся, то оборудование необходимо раздать на каждое рабочее место. Для проведения экскурсий необходимо иметь экскурсионное оборудование. В него входят: коробки для образцов почв и полезных ископаемых данной местности, совок для выкапывания растений, небольшая (саперная) лопатка с короткой ручкой, сачки воздушные и водные, ведерко, коробки для насекомых, рейка для измерения снежного покрова (для зимней экскурсии). В классе учащиеся обрабатывают принесенные материалы. Для этого нужны пресс, расправилки для бабочек, энтомологические булавки и коробки с дном из торфяных пластинок. В начальной школе экскурсионное оборудование несложно и при необходимости может быть изготовлено своими силами или с помощью учащихся старших классов. Технические средства обучения — это телевизоры, видеомагнитофоны, диа- и графопроекторы, киноаппараты и т. д.
Экскурсии в природу их место в работе по естествознанию.
Урок-экскурсия. «Экологическая тропа», полевые практикумы. В методике природоведения нет устоявшегося мнения о том, чем является экскурсия. Одни авторы считают экскурсию методом. Другие, хотя и относят экскурсию к организационным формам, считают ее особой формой. Мы не разделяем мнение о том, что экскурсия — метод. В самом деле, источником знаний на экскурсии является не сама по себе экскурсия, а наблюдения, которые выполняют дети в природе, в музее, в заповеднике и т. п. Чтобы отличить метод от формы, надо установить, что же является источником знания. Мы не считаем экскурсию и особой формой организации деятельности учащихся. Здесь речь идет об обязательных учебных экскурсиях, определенных программой, направленных на ее выполнение. Такой экскурсии присущи все признаки урока, которые нелишне напомнить здесь: она проводится со стабильной группой учащихся примерно одинакового возраста и одинаковой подготовки, имеет определенную продолжительность, такую же, как все другие уроки в данном классе и в данной школе, она обязана выполнить те же функции, что и другие уроки Кроме того, возникла экскурсия еще в середине XIX века и рассматривалась именно как урок. На экскурсии, как и на предметном уроке, учащиеся имеют дело непосредственно с предметом изучения. Однако на предметном уроке объект изучения полностью или частично изолирован от естественной среды. На экскурсиях объекты изучаются в естественной обстановке или приближенной к ней. Последнее характерно для музеев, некоторых выставок и т. п. В содержание экскурсии необходимо включать лишь то, что дети непосредственно могут изучить на месте ее проведения. Не следует тратить экскурсионное время на рассказы о том, чего дети не могут непосредственно воспринимать на экскурсии. Бывают случаи, когда учитель берет на экскурсию различные наглядные пособия и подменяет непосредственные наблюдения работой учащихся с этими пособиями. Такой вариант работы нельзя назвать экскурсией. Однако возможны случаи, когда учителю необходимо брать с собой какие-то объекты для изучения. Например, на зимней экскурсии в природу учащиеся изучают состояние хвойных растений в это время года. Дети видят на деревьях шишки. Но срывать их с дерева нельзя из соображений охраны природы и охраны здоровья детей. Экскурсии различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся: они могут быть либо иллюстративными, либо исследовательскими. Возможно сочетание обоих этих типов. Каждая экскурсия должна быть определенным образом подготовлена. Прежде всего, следует определить и изучить место экскурсии. Если экскурсия проводится в природу, то накануне надо побывать на месте экскурсии, наметить объекты для изучения, направления передвижения экскурсантов, определить возможности экскурсионных сборов, продумать, а затем и подготовить оборудование, которое необходимо для работы на экскурсии. Если экскурсию будет вести экскурсовод, необходимо согласовать с ним ее продолжительность, содержание, исходя из учебных целей, некоторые особенности ведения экскурсии, учитывающие возрастные особенности младших школьников. Накануне следует детей предупредить о том, что тогда-то и туда-то состоится экскурсия, посоветовать им, как надо одеться. Часть необходимого для экскурсии оборудования могут подготовить сами школьники, что учитель определяет в каждом конкретном случае. Следующий этап — это сама экскурсия. Она начинается с вводной беседы, в которой сообщается тема экскурсии, ее цель, коротко выясняется, что учащимся известно по данной теме. Последнее важно, так как позволяет установить связь новых знаний с уже известными детям, установить научную точность этих знаний. Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. К такой экскурсии учитель разрабатывает задания для исследований. Он заранее записывает их на карточках или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени. Но учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, этим группам предлагаются для изучения разные растения, но план исследования последних одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Используют также вариант проведения исследовательской экскурсии без деления учащихся класса на группы, когда все дети выполняют одинаковые задания. Возможен и смешанный вариант. Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме.. 1. Учащимся или группам детей указываются объект или объекты для наблюдений. 2. До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов 3. Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. 4. Обсуждение результатов самостоятельной работы. 5. Обобщение и формулировка вывода. Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующие задания в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на месте экскурсии. Если на экскурсии были проведены сборы, то после экскурсии необходимо привести их в порядок. Итак, на экскурсии основным источником информации является метод наблюдений. Возможно применение эксперимента. Из словесных методов на иллюстративных экскурсиях применяется рассказ, на исследовательских — объяснение и беседа.
Методика организации работы по ознакомлению с окружающим миром. Нетепичные уроки по естествознанию.
Урок - гибкая форма организации
обучения. Он включает разнообразное
содержание, в соответствии с которым
используются необходимые методы и
приемы обучения. С помощью нетрадиционных
уроков можно решить проблему дифференциации
обучения, организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся,
физического эксперимента. Эксперимент показал, что учащимся интересны
такие уроки. Они способствуют развитию
инициативы, развивают коммуникативные
навыки, предполагают самостоятельный
поиск средств и способов решения задач,
связанных с реальными ситуациями в жизни,
искореняют такие присущие традиционному
обучению негативные явления, как списывание,
боязнь плохих отметок, закомплексованность.
Сами учащиеся отметили, что такие уроки
привлекают их тем, что вносят в школьные
будни разнообразие, создают в классе
атмосферу праздника, приподнятое настроение.
Учащимся нравятся эти нетрадиционные
занятия, поскольку они не сковывают учебный
процесс, а оживляют атмосферу, активизируя
ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.
Исследования и опыт педагогов-новаторов
показали, что для поддержания плодотворной
и эффективной деятельности учащихся
удачно применение нетрадиционных форм
проведения занятий, например таких, как
видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль,
урок-экскурсия и т.п. Дело в том, что
такие формы занятий поддерживают интерес
учащихся к предмету и повышают мотивацию
к учению. Во время таких уроков
расширяется кругозор учеников, плюс с
увеличением информации. 2. Понятие «урок»
Урок - это основная организационная форма
обучения в школе. Он является не только
важной организационной, но и прежде всего
педагогической единицей процесса обучения
и воспитания, его нравственность, а также
основные принципы, методы и средства
обучения получают реальную конкретизацию
и находят свое правильное решение и воплощаются
в жизнь только в ходе урока и через него.
Каждый урок вносит свой специфический,
свойственный лишь ему вклад в решение
задач. Урок выполняет конкретную функцию,
в которой находит выражение определенная
часть более крупных блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно
занял свое место в школе в качестве основной
организационной формы обучения. Хороший
урок – дело не простое. Искусство проведения
уроков во многом зависит от понимания
и выполнения учителем социальных и педагогических
требований, которые определяются задачами
школы, закономерностями и принципами
обучения. Немаловажным условием проведения
урока является грамотная постановка
задач урока и успешная их реализация.: урок-игра
, урок-эстафета , урок-физический магазин
Информация о работе Теоретические основы изучения животного мира в начальной школе