Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….2
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………3
Методы и формы экологического воспитания……………………………………...…….5
Требования к организации, озеленению участка ДОУ………………………………….11
Экологическая тропа, ее использование в экологической работе с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………..………14
Заключение…………………………………………………………………………………………16
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

экология 2014.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….2

  1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………3
  2. Методы и формы экологического воспитания……………………………………...…….5
  3. Требования к организации, озеленению участка ДОУ………………………………….11
  4. Экологическая тропа, ее использование в экологической работе с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………..………14

Заключение…………………………………………………………………………………………16

Библиографический список…………………………………………………………………….…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.  

Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.  

Воспитание у детей с раннего детства ответственности  за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста

 

 Проблемы  экологического образования находятся  в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.

В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические вопросы  рассматривались в рамках преподавания естествознания. Как показывает исследование истории экологического образования  в России А. Горяшко, «информация  экологического характера сообщалась школьникам, в основном, в связи  с обучением их основам сельскохозяйственного производства» (6, с.5). Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.

По мнению Н. Кондратьевой, целью экологического образования является формирование «экологичной личности» «Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания» (Общей задачей  экологического образования, как считает Н. Кондратьева, является формирование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:

а) формирование адекватных экологических представлений,

б) формирование отношения к природе,

в) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

В сфере  формирования экологических представлений содержание экологического образования базируется на следующих основных положениях:

а) сложность  системы внутренних взаимосвязей в  природе,

б) энергетический обмен между техносферой и  биосферой,

в) мир  природы как духовная ценность,

г) взаимосвязь  природных условий и развития общества.

Содержание  экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.

В сфере  формирования субъективного отношения к природе содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у дошкольников. Критерием сформированности отношения к природе являются высокие показатели всех параметров.

В сфере  формирования стратегий и технологий экологической деятельности содержание экологического образования заключается в овладении дошкольниками умениями и навыками:

а) эстетического  освоения природных объектов,

б) получения  научной информации о мире природы,

в) взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды,

г) природопользования в естественной среде,

д) природоохранной  деятельности.

Как считают  А.Гайдамак, Т. Тийттанен успешность работы по экологическому образованию обусловлена качеством воспитательно-образовательной работы последующим направлениям:

 Соблюдение законодательных актов РФ и других федеральных и муниципальных нормативно-правовых и инструктивных документов по экологическому воспитанию граждан России.

Повышение профессиональной компетенции и квалификации работников дошкольного учреждения.

Образовательно-воспитательная работа с детьми.

Сотрудничество с родителями

Научно-методическое обеспечение эколого-образовательной и эколого-просветительской деятельности необходимо начать с изучения нормативной документации: законов РФ, субъектов РФ, обсуждения программ, информационно-справочной и методической литературы.

Таким образом, существуют образовательные нормативы, которые определяют уровень развития экологических представлений дошкольников в условиях детского сада. На достижение этих нормативов направлены усилия воспитателя  детского учреждения, а также внимание ведущих методистов и педагогов, разрабатывающих новые методики экологического воспитания.

 

2. Методы и формы экологического воспитания

 

Методика экологического воспитания ориентирована на биоэкологию, что выдвигает необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через книги, слайды, картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Можно выделить четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности и развитию у дошкольника интереса к познанию окружающего, а также непосредственно познавательных процессов.

Метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ - главный метод экологического воспитания детей.  Данный метод направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов - результатов выращивания позволяет корректировать складывающиеся навыки и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствует выработке у детей их практических навыков и умений. При использовании данного методы развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое и образное мышление.

Наблюдение - метод чувственного познания природы. Данный метод обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др. 

«Организация длительных наблюдений (циклов) - это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение - это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.

Метод «отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми. При использовании метода, дошкольники у дошкольников также развивается  внимание, при получении  и переработки новой информации – память и мышление.

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный из метода отраженной природы в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания - проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей природы, зависимости от жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый обобщенный уровень понимания явлений природы, приобретают навыки классификации и обобщения. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы. В практике воспитателем они используются в комплексе в рамках той или иной конкретной технологии.

Формы экологического воспитания представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. В настоящее время проводится совершенствование занятий в различных аспектах. Осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск нетрадиционных форм организации детей. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия первично-ознакомительного типа посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и тундры, жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Информация о работе Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста