Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….2
Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………3
Методы и формы экологического воспитания……………………………………...…….5
Требования к организации, озеленению участка ДОУ………………………………….11
Экологическая тропа, ее использование в экологической работе с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………..………14
Заключение…………………………………………………………………………………………16
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

экология 2014.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экологическая тропа, ее использование в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста

 
            Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.  В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки (настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослых и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку). Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы - учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. 

Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Экологическая тропа как одна из нестандартных игровых форм работы проводится с детьми старшей подготовительной группы. Количество детей зависит от интереса к этому виду деятельности. Итогом прогулки является посильный труд детей. 

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. 

Занятия на экологической тропе проводятся 2 - 3 раза в месяц с сентября по май. Длительность занятия зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, мотивировать познавательную активность детей с целью поиска ответа на поставленные вопросы, а также от степени подготовленности каждого ребенка к беседам на различные экологические темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Важность  экологического воспитания детей в  современном мире переоценить невозможно. Главная задача его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Программа экологического воспитания должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие этического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Весьма  значительную роль по формированию экологического отношения к природе играют различные игры экологического содержания. Маршруты, тропы, огороды – разновидность работы по наиболее интересным объектам природы для проведения внеурочной работы. Если она правильно организована, то позволяет детям многогранно раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд, развивать социальную активность.

Экологическое воспитание дает возможность моделировать жизненные различные ситуации, решение которых требует творческого подхода, активной деятельности. Задание по оценке состояния окружающей среды в зоне экологической тропы побуждают использовать свои знания. В итоге воспитывается важнейшее качество личности – убежденность, которое опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт. Особенно ценным является то, что дети получают возможность вносить свои предложения и участвовать в разработке природоохранных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии. 1997.
  2. Бобылева Л.Д. Экологические знания - дошкольникам // Дошкольное воспитание. 1997.
  3. Вересов Н. «Мы - земляне»: Прогр. по экол. воспитанию ст. дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994
  4. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993.
  5. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб.М.:Просвещение,1989.
  6. Марковская , М. М. Уголок природы в детском саду: кн. для воспитателя дет.сада / М.М.Марковская.-2-еизд.,дораб.-М.:Просвещение,1989. 
  7. Наблюдения и труд детей в природе: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А.Ф. Мазурина.-3-еизд.,перераб.и испр.-М.:Просвещение,1976. 
  8. Организация работы методиста детского сада: спецкурс / В.Я. Волобуева, О.М. Газина, В.Г. Фокина ; [ В. Я. Волобуева, О. М. Газина, В. Г. Фокина]. - М.: Ассоц. "Проф.образование",1994. 
  9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
  10. Серебрякова Т.А Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/Т.А.Серебрякова.-2-е изд. , стер.- М.: Издательский центр«Академия»,2008.  
     

 


 



Информация о работе Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста