Теоретические основы музыкального образования в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Содержание работы

Введение
I.Теоретические основы музыкального образования в детском саду
1.1 Музыкальное обучение в детском саду
1.2 Виды музыкальной деятельности
II.Педагогические условия реализации видов деятельности детей в детском саду
2.1 Формы музыкального обучения в детском саду
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Игра на детских музыкальных  инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально – ритмических навыков. Игра на детских музыкальных инструментах - прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.

Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более тонкие способности ребенка. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. «Музыка посредница между жизнью ума и жизнью чувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так и интеллектуальным видом искусства. Занятия музыкой включают в себя не только приобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучение ритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же, обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так же восприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и собранности, проявления волевых качеств и индивидуальности. С развитием всех этих навыков, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Педагогические условия реализации  видов деятельности детей в  детском саду

 

2.1 Методы музыкального обучения  в детском саду.

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно  вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет  познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Большое значение имеет вопросы  и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие  вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три  основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать  ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части  произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление  характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.

Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно  дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно дать детям творческое задание _ передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.

Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

- специально подбирать музыкальный  репертуар и методы работы  с ним;

- использовать на занятиях других  видов музыкальной деятельности  детей: музыкального движения, пения,  игры в оркестре, дирижирования;

- использование на занятиях  произведений других видов искусства,  прежде всего изобразительного  и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное  восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа  музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Примерный репертуар для слушания музыки в подготовительной к школе группе:

1 .Глинка «Детская полька»

2. Чайковский «Зимнее утро».

3.Чайковский «Болезнь куклы».

4. Калинников «Грустная песенка».

5. Моцарт «Романс».

6. Свиридов «Весна и осень».

7. Чайковский «Новая кукла».

8. Чайковский «Камаринская» 

9.Чайковский «Песня жаворонка».

10. Римский-Корсаков «Белка».

11. Римский-Корсаков «Окиян море  синее».

12. Римский-Корсаков «Песня и  пляска птиц»

13. Рахманинов «Итальянская полька».

14. Мусоргский «Рассвет на Москва  реке».

15. Прокофьев «Марш из оперы  Любовь к трем апельсинам»

16. Хачатурян «Танец с саблями»

17. Бах «Токката и фуга ре  минор»

18. Свиридов «Тройка».

19. Свиридов «Попрыгунья»

20. Свиридов «Метель».

21. Шостакович «Вальс шутка»

22. Глинка «Жаворонок».

23. Кабалевский «Кавалерийская».

24. Григ «Шествие гномов».

25. Григ «В пещере горного  короля».

26. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

27. Вивальди «Весна».

28. Вивальди «Зима».

29. Вивальди «Осень».

30. Чайковский «Времена года»  «Апрель Подснежник»

31. Чайковский  «Времена года» «Ноябрь на  тройке»

32. Лист «Кампанелла».

33. Чичков «Ромашковая  Русь».

34. Шостакович  «Шарманка»

35. Шуман «Веселый  крестьянин».

36. Даргомыжский  «Табакерочный вальс».

37. Шостакович  «Танец».

38. Шостакович  «Гавот».

39. Майкапар «Менуэт».

40. Моцарт «Колыбельная»

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).

Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.

С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Хоровое пение  помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя  таким образом формированию мировоззрения  учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает  чувство коллективизма, дружбы.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен.

Искусство пения  требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения.

Вокальная и хоровая техника  совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным  по форме и содержанию песенным материалом.

Что бы работа над музыкальным произведением  приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе с детьми», - говорил В.А.Сухомлинский.

Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.

Именно хоровое пение как  искусство массовое воспитывает  в детях чувство искренне любви  к своей Родине, народу, способствует всестороннему творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:

1. Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат – «инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций.

Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, эффективность их применения в решении заданий.

Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов  высшей нервной деятельности оказывают  положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие "слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Информация о работе Теоретические основы музыкального образования в детском саду