Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 12:04, курсовая работа
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Введение
Глава 1. Теоретические основы народных игр как средства воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Исторический обзор по проблеме исследования
1.2Современное состояние проблемы воспитания детей дошкольного возраста посредством народных игр
1.3 Ключевые понятия темы «Народные игры как средство воспитания детей дошкольного возраста»
Глава 2. Практические материалы по проблеме исследования
2.1 Использование народных игр в практике дошкольных учреждений
2.2 Методика проведения народных игр
Заключение
Список использованной литературы
Воспитательное
значение народных подвижных
игр огромно. К.Д. Ушинский писал,
что воспитание, созданное самим
народом и основанное на
По мнению А.П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг у друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярило и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.
Е.А. Покровский подчеркивал, что народные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил. С ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
На основе анализа народных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.
Горячо отстаивая идею о народном характере детских игр, Е.А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа. Именно народные детские игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.
Оздоравливающее, гигиеническое значение игры зависит еще от одного фактора, на значение которого непременно указывали все выдающиеся педагоги и философы, начиная с Платона, — это интерес и чувство удовольствия, радости, сопровождающие игру.
П.Ф. Лесгафт указывал, что в народных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал народные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П.Ф. Лесгафт предложил использовать народные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и, приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию».
На большое значение игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, А.Н. Соболев (священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии) отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».
На необходимость
обратить внимание на народные
игры в воспитании детей
Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А.П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
В украинских
селах и городах среди
Бытовавшие в народе подвижные
игры возникали свободно, продолжительность
их не была регламентирована. Элементарные
правила между играющими, требования к
выполнению двигательных заданий складывались
по общему уговору участников игры, которые
всякий раз сами устанавливали, где и как
будут играть, куда можно убегать, сколько
человек надо поймать водящему, как можно
выручать пойманных. Устанавливались
и правила выбора водящих (назначение
по желанию играющих, с помощью считалок
и т. п.), а также придумывались наказания
проигравшему (часто довольно трудные
и с современной точки зрения недопустимые).
С развитием педагогической
мысли происходит постепенный отбор из
числа народных наиболее целесообразных
в воспитательном отношении игр. В процессе
длительной практики определилось их
содержание, были сформулированы правила.
Создавались и новые игры, преследующие
специальные педагогические цели.
Наряду с творческими играми,
возникающими в самостоятельной двигательной
деятельности детей («Салки», «Прятки»,
«Казаки-разбойники» и др.), выделялись
так называемые организованные, педагогически
наиболее целесообразные подвижные игры
с готовым зафиксированным содержанием
и определенными правилами. Такие игры
удобны для проведения их с группами детей
на занятиях или в свободное время под
руководством воспитателя.
Передовые русские ученые
П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский,
учитывая важную роль народных игр в развитии
физических сил ребенка, в приобретении
им определенных навыков, уделяли много
внимания сбору и изучению таких игр. Они
разъясняли их значение для физического
развития детей и пропагандировали практическое
внедрение их в систему воспитания подрастающего
поколения. В дальнейшем эти прогрессивные
идеи нашли свое отражение в трудах ученых,
разрабатывавших вопросы теории и методики
подвижных игр в разных звеньях системы
физического воспитания.
Народные игры разнообразны
по своему содержанию и организации. Одни
игры имеют сюжет, роли и правила, тесно
связанные с сюжетом; игровые действия
в них производятся в соответствии с требованиями,
заданной ролью и правилами. В других играх
сюжет и роли отсутствуют, предложены
только двигательные задания, регулируемые
правилами, которые определяют последовательность,
быстроту и ловкость их выполнения. В третьих,
сюжет, действия играющих обусловлены
текстом, определяющим характер движений
и их последовательность.
При отборе игр, способствующих
физическому воспитанию детей дошкольного
возраста, целесообразно ориентироваться
на особенности их содержания, под которыми
понимается, прежде всего, сюжет, тема
игры, ее правила и двигательные действия.
Именно содержание игры определяет ее
образовательную и воспитательную значимость,
игровые действия детей; от содержания
зависит своеобразие организации и характер
выполнения двигательных заданий.
Все игры для детей дошкольного
возраста, построенные на движении, можно
разделить на две большие группы: сюжетные
и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую
группу составляют игры, разные по содержанию,
по организации детей, сложности правил
и своеобразию двигательных заданий. В
младших группах детского сада наибольшее
применение имеют сюжетные подвижные
игры, а также простейшие игры без сюжета
типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные
игры с элементами соревнования еще не
доступны малышам. Вместе с тем в работе
с детьми младшего дошкольного возраста
широко применяются игровые упражнения,
занимающие как бы промежуточное место
между гимнастическими упражнениями и
подвижными играми.
1.2 Современное состояние
проблемы воспитания детей
Народные игры должны обеспечить
разностороннее развитие моторной сферы
детей, а также способствовать формированию
их умений действовать в коллективе, ориентироваться
в пространстве, выполнять действия в
соответствии с правилами или текстом
игры. Поэтому надо использовать народные
игры не только разнообразные по содержанию,
но и по организации детей, по сложности
согласования движений.
Содержание игр должно соответствовать
уровню развития и подготовленности играющих,
быть доступным и интересным для них. Трудность
подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова,
она зависит от насыщенности их различными
моторными действиями. Например, игры
с метанием и прыжками более сложны для
детей этого возраста, чем основанные
на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее
игры, построенные на сочетании нескольких
видов движений (бег и прыжки, ходьба и
перешагивания и т. д.). Поэтому следует
так подбирать игры, чтобы двигательные
задания в них, даже основанные на одном
и том же движении, усложнялись постепенно.
Предположим, детей упражняют в равновесии
( русская народная игра «По ровненькой
дорожке»). Сначала им предлагают ходить,
сохраняя равновесие, между двумя линиями
(по дорожке), затем по доске, лежащей на
полу, по скамье, по наклонной доске, по
доске, приподнятой горизонтально, по
узкой рейке скамьи. Усложнить задание
можно, изменяя характер движений – пройти
быстро, пробежать, пройти на носочках
бесшумно, приняв определенное положение
рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая
система игровых упражнений постепенно
подводит детей к правильному выполнению
основных движений, обеспечивает повторение
и закрепление усвоенных ранее навыков
и умений.
Итак, первое требование,
которым надо руководствоваться при отборе
подвижных игр,– соответствие содержания
игровых действий, правил возрастным особенностям
детей, их представлениям, умениям, навыкам,
знаниям об окружающем мире, их возможностям
в познании нового.
Надо стремиться к тому, чтобы игровые
образы были понятны и интересны детям.
Это могут быть уже знакомые образы (кот,
птичка); с неизвестными персонажами малышей
легко познакомить, используя картинку,
игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса,
заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей
игр были разнообразны, но доступны для
исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо,
чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому
они подражают.
В работе с малышами рекомендуется
использовать и игры с небольшим художественным
текстом, который подсказывает детям движения
и заменяет в игре правила («Зайка беленький
сидит», «По ровненькой дорожке», и др.).
Очень важно иметь в виду, что разнообразие
двигательных заданий обеспечивается
не только тем, что в каждой игре используется
новое по характеру движение, но и тем,
что в нескольких играх одно и то же движение
выполняется при разном построении и в
разных ситуациях. В одной игре дается
ходьба группой, в другой – ходьба по кругу,
взявшись за руки, в третьей игре детей
приучают ходить парами или врассыпную.
Так же можно разнообразить и бег. Дети
могут бегать в одном направлении, врассыпную,
убегать от ловящего на свои места. Выполнение
движений в разных игровых ситуациях имеет
большое значение для развития координации
движений малышей, ориентировки их в пространстве,
а также способствует воспитанию их активности
и самостоятельности.
Педагогический эффект народной
подвижной игры во многом зависит от соответствия
ее определенной воспитательной задаче.
В зависимости от того, какие навыки и
умения воспитатель стремится развивать
у детей в данный момент, он выбирает игры,
помогающие развитию именно этих навыков.
Так, если перед воспитателем стоит задача
научить детей согласованно действовать
в коллективе, двигаться на большой площади,
то для этой цели более всего подойдут
игры сюжетные, такие как «Гуси-лебеди»,
«Филин и пташки». Если же ставится задача
по развитию, например, равновесия у детей,
то в данном случае больше всего подойдут
игровые упражнения «По тропинке», «Через
ручеек» и др.
Подбирая игры, воспитатель
должен учитывать состав группы детей.
В разных детских учреждениях он может
быть различным. Часть детей в начале года
впервые приходит в детский сад. У таких
детей еще нет навыка совместных действий
в группе сверстников, некоторые долго
не могут привыкнуть к режиму. По своему
двигательному опыту эти дети отличаются
от детей, ранее посещавших ясельные группы.
Поэтому в начале года надо организовывать
игровые упражнения для небольшого числа
детей также подвижные игры, более простые
по содержанию и не требующие четкого
согласования движений играющих.
Следует учитывать и общее
состояние группы. Если дети возбуждены,
лучше провести спокойную, малоподвижную
игру, правила которой требуют от них определенного
внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди
тихо» и др.). Если же дети долго сидели
на занятии, им необходимы активные действия.
В этом случае нужно выбрать игру, в которой
движения разнообразны, часто меняются
в соответствии с сюжетом и правилами
(«Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки
и кот» и др.).
Выбор игры зависит также
от времени года, погоды, температуры (в
помещении или на участке), одежды детей,
имеющегося оборудования и т. д.
При выборе игры нужно учитывать, в какое
время дня она проводится. Народные игры
разного характера следует сочетать с
играми и занятиями, которые имеют место
в режиме дня. В конце дня, незадолго до
сна, игры должны быть более спокойными.