Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:41, курсовая работа
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений старших дошкольников является социометрический. Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие — менее. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, В.С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных.
§2. Организация и ход эксперимента
Для первоначальной диагностики социометрического статуса детей мы использовали методику «Два домика» (см. приложение 1). В диагностике участвовало 16 человек. По ее результатам мы получили:
Имя ребенка |
Количество отрицательных выборов |
1. Алиса Б. |
0 |
2. Настя В. |
0 |
3. Никита Г. |
4 |
4. Соня Г. |
1 |
5. Люба Д. |
1 |
6. Слава З. |
2 |
7. Дима И. |
5 |
8. Катя К. |
3 |
9. Артем К. |
2 |
10. Иван К. |
2 |
11. Даша Р. |
6 |
12. Артем С. |
3 |
13. Никита Т. |
4 |
14. Настя Т. |
0 |
15. Влад Ч. |
7 |
16. Катя Ч. |
1 |
По проведенной диагностике мы получили:
Выводы по первоначальной диагностике: результаты предварительной диагностики подтвердились наблюдением за поведением детей в группе. Влад Ч. получил 7 отрицательных выборов, что подтверждается отношением ребят. Дети избегают общения с ним, так как он сначала «задирает» сверстников, а затем жалуется на них воспитателю. Даша Р. получила, на мой взгляд, 6 отрицательных выборов, потому что пытается командовать ребятами, решить, кто главный и если ей это не удается, она жалуется воспитателю. Дима И. получил 5 отрицательных выборов. Ребята не очень хорошо относятся к Диме, так как считают его плаксой.
В группе также есть 3 популярных ребенка – это Настя В., Настя Т., Алиса Б. Их можно охарактеризовать как девочек, в которых прослеживается лидерское начало, они часто бывают инициаторами и организаторами игр, сверстники нечего плохого не говорят об этих девочках. Надо заметить, что Настя В. и Настя Т. подруги и чаще всего они совместно организовывают игры.
2. Игровые методы
коррекции межличностных
Для коррекции межличностных отношений дошкольников использовалась программа Смирновой Е. О. и Холмогоровой В. М. Программа проводилась на протяжении семи недель на базе МДОУ ЦРР д/с №31.
Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенный цели и задачи.
1 этап. «Общение без слов». Основная задача – отказ от речевых способов общения и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации.
Комментарии по результатам наблюдения: Общим правилом для всех игр этого этапа было запрещение разговоров между детьми. Это и вызывало наибольшие затруднения, так все дети без исключения не могли удержаться от того, чтобы сказать какое-нибудь слово. Но сложнее всего было, на мой взгляд, Владу Ч., так как помимо отказа от слов, надо было использовать жестовые средства и контролировать свои действия, что удавалось ему с трудом. Он постоянно пытался кого-нибудь задеть, помешать кому-нибудь.
2 этап. «Внимание к другому». Основная задача – обучение детей замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих ровесников.
Комментарии по результатам наблюдения: Игры этого этапа требуют от детей пристального внимания к сверстникам. В процессе игры ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Сложности возникали во время игры «Зеркало». Детям было сложно скоординировать движения, повторять за сверстником. Справились с этой игрой без затруднений пары Алиса Б. и Никита Т. и Артем С. И Люба Д. В игре «Переходы» лидерские качества проявила Настя Т.
3 этап. «Согласованность действий». Основная задача – отрабатывать способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.
Комментарии по результатам наблюдения: Игры этого этапа требуют от детей согласованности, ориентации на другого, сплоченности действий. С играми этого этапа успешно справились все дети. Небольшие затруднения возникали в процессе игр у Влада Ч., ему было сложно удерживать статические фигуры.
4 этап. «Общие переживания». Основная задача – погружение детей в общие для всех переживания – как радостные, так и тревожные.
Комментарии по результатам наблюдения: Игры этого этапа объединяют детей не только общими движениями, но и общими переживаниями. Игры прошли удачно, трудностей не возникало. Ребята проявили сплоченность, лидерские качества проявили Настя В. и Настя Т.
5 этап. «Взаимопомощь в игре». Основная задача – оказание друг другу помощи и поддержки в трудных игровых ситуациях.
Комментарии по результатам наблюдения: Игры требуют от детей сопереживания другому, дают возможность помочь и поддержать сверстника. Сложностей во время игры не возникало, ребята проявили артистичность, воображение в игре «Заблудившийся ребенок». Старались помочь друг другу.
6 этап. «Добрые слова и пожелания». Основная задача – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Комментарии по результатам наблюдения: Игры, специально направленные на словесное выражение своего отношения к сверстнику. Сложности возникали при придумывании комплиментов и прозвищ в играх «Комплименты», «Спящая красавица». Были повторы: дружелюбный, добрый, хороший, красивый.
7 этап. «Помощь
в совместной деятельности».
Комментарии по результатам наблюдения: На этом этапе с детьми проводилась совместная продуктивная деятельность. Занятие «Закончи рисунок» очень понравилось детям, они восприняли его как игру, пытались дополнить рисунок так, чтобы его не испортить, а сделать лучше. А занятие «Общая картина» не вызвало никаких споров, так как дети рисовали каждый свое животное.
Игры, используемые на каждом этапе, описаны в приложении (приложение 2).
Для контрольной диагностики социометрического статуса детей мы использовали методику «Два домика» (см. приложение 1). В контрольном обследовании детей участвовало 16 человек. По ее результатам мы получили:
Имя ребенка |
Количество отрицательных выборов |
1. Алиса Б. |
0 |
2. Настя В. |
0 |
3. Никита Г. |
4 |
4. Соня Г. |
1 |
5. Люба Д. |
0 |
6. Слава З. |
1 |
7. Дима И. |
3 |
8. Катя К. |
3 |
9. Артем К. |
2 |
10. Иван К. |
2 |
11. Даша Р. |
2 |
12. Артем С. |
3 |
13. Никита Т. |
4 |
14. Настя Т. |
0 |
15. Влад Ч. |
3 |
16. Катя Ч. |
1 |
По проведенной диагностике мы получили:
Выводы по контрольной диагностике: при проведении контрольного исследования детей было выявлено: изолированных детей нет, появился еще один популярный ребенок, значительно повысилось количество предпочитаемых детей, нет детей с пятью-семью отрицательными выборами. Трудно говорить о том, что Люба Д., которая не получила ни одного отрицательного выбора в контрольной диагностике, получила статус популярного ребенка, но все же ее статус среди ребят повысился. Ребята, получившие при первой диагностике статус непопулярных детей, при повторном обследовании перешли в статус предпочитаемых детей.
Вывода по 2 главе
В процессе проведения эмпирического исследования был использован комплекс игр по коррекции межличностных отношений. В ходе эмпирического исследования была проверена результативность используемого комплекса игр.
Анализ результатов
контрольной диагностики
Как показало осуществленное исследование, система игр, направленных на коррекцию межличностных отношений, оказалась эффективной. Были достигнуты положительные результаты, но, на мой взгляд, для закрепления результата и для его улучшения надо проводить эти игры постоянно, меняя или усложняя сюжет.
Приложение
Приложение 1
Два домика
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Приложение 2
Система игр, представленная в книге Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.
1-Й ЭТАП. ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ
Жизнь в лесу
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».
Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.
Волны
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
Театр теней
«У каждого из вас есть тень, — объясняет взрослый. — Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она — наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.
Информация о работе Теоретические основы проблемы межличностных отношений старших дошкольников