Теоретические основы проблемы повышения мотивации учащихся через применение средств ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 14:59, реферат

Описание работы

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя:
познавательные потребности;
цели;
интересы;
стремления;
идеалы;
мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Файлы: 1 файл

Повышение мотивации.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

    Второй путь заключается в усвоении учащимся предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз". 
          Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у ученика возникает особое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив. 
          Как указывает Л.М. Фридман, учитель в своей работе должен использовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба этих пути. Кроме того, на формирование мотивации оказывают влияние содержание учебных предметов, организация учебного процесса, и многие другие факторы

      Работа  учителя,  прямо   направленная   на   упрочнение   и   развитие

мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

1. актуализация уже сложившейся  у школьника ранее  мотивационных  установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

2. создание условий  для  появления  новых  мотивационных  установок  (новых мотивов,  целей)  и  появление  у  них   новых   качеств   (устойчивости, осознанности, действенности  и др.)

3. коррекция дефектных мотивационных  установок

4. изменение внутреннего отношения ребенка  как  к  наличному  уровню  своих  возможностей, так и к перспективе их развития.

    Формирование включает  несколько блоков –  работу  с  мотивами,  целями,

эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого  из блоков проводится  работа  по  актуализации  и  коррекции  прежних  мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

     Общий  смысл  формирования  состоит  в  том,  что  учителю   желательно переводить учащихся с уровней отрицательного  и  безразличного  отношения  к учению к зрелым формам положительного  отношения  к  учению  -  действенному осознанному и  ответственному.  Воспитанию  положительной  мотивации  учения способствуют  общая  атмосфера  в   школе,   классе;   участие   ученика   в коллективистических формах организации разных видов деятельности;  отношения сотрудничества учителя  и  учащегося,  помощь  учителя  не  в  виде  прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;  привлечение  учителем школьников   к  оценочной  деятельности  и  формирование  у  них  адекватной самооценки. Кроме того, формирование  мотивации  способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала,  вызывающая  удивление  у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация  спора и  дискуссии;  анализ  жизненных  ситуаций. Особое значение  здесь  приобретает  укрепление  всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех  видов  знаний и их применение в новых  условиях,  самостоятельное  выполнение  им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход  от  одного  этапа  учебной работы к другой, включение учащихся  в совместную учебную деятельность.

     Для достижения эффективности образовательного процесса на уроках географии, в частности в плане развития мотивации, могут использоваться различные средства. Одним из средств выполнения вышеперечисленных педагогических условий могут служить образовательные программные средства информационно-коммуникационных технологий (ОПС ИКТ).

         Проанализировав  все вышесказанное, мы пришли  к выводу, что использование информационно-коммуникационных  технологий отвечает всем требованиям, необходимым для повышения учебной  мотивации.

Рассмотрим подробнее информационно-коммуникационные технологии.

 

 

 

 

Общие подходы использования компьютерных средств обучения.

      При использовании ИКТ, или компьютерном обучении, сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы:

  • научности (реализуется в оптимизации процесса отбора учебного материала на основе анализа статистических данных и геоинформационных систем; в улучшении способов изложения основных географических закономерностей),
  • сознательности (обеспечивается возможностью сознательного выбора обучаемых собственной стратегии достижения учебной цели, предоставлением обучаемому широкого спектра программного обеспечения, использование которого способствует повышению осознанности  в действиях учащихся и улучшению качества усвоения материала),
  • доступности (реализуется благодаря широким возможностям компьютера по предоставлению учащимся вспомогательной справочной информации),
  • активности (заложен в процесс компьютерного обучения, так как инициатором работы за компьютером всегда является пользователь),
  • систематичности и последовательности (воплощается посредством управления учебной деятельностью через определенную , предусмотренную программой последовательность подачи системно организованного учебного материала),
  • прочности усвоения (реализуется благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку, расширению возможностей самостоятельной работы для ликвидации пробелов в знаниях);
  • наглядности ( компьютер позволяет в рамках одного средства обучения реализовать практически все виды вербальной и невербальной наглядности за счет использования

статистических визуальных средств (тексты, фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы);

динамических визуальных средств (мультипликации, видеодорожка);

аудитивных средств (музыкальное, шумовое, текстовое сопровождении);

Их сочетаний (озвучивание предъявляемого на дисплее текста, видеофильм)

   Все эти принципы в  конечном итоге способствуют  более высокому осознанному уровню  усвоения предмета, повышению мотивации  обучения, усилению интереса учащихся к урокам географии.

   В настоящее время в  методической литературе приводятся  многочисленные типологии компьютерных  средств обучения. Различия в  этих классификациях обусловлены  аспектом рассмотрения компьютеризации  учебного процесса (дидактический, методический, психологический и т.д.) и выбором объектов классификации (педагогические программные средства, автоматизированные учебные курсы, автоматизированные обучающие системы, компьютерные обучающие программы и т.д.).

   С точки зрения обучения географии  наиболее важной является классификация компьютерных средств обучения на основе возможностей и целей использования  в учебном  процессе,  в соответствии с которыми  целесообразно различать:

1. Компьютерные средства общего  назначения, которые создаются для иных целей, но могут использоваться в процессе обучения географии в трех вариантах:

Без дополнительной доработки, но с сопроводительным заданием либо комментарием преподавателя (например, игровые программы);

С адаптацией для конкретных целей обучения (например, учебные версии электронных словарей, дидактические варианты  текстовых редакторов);

С дополнительными дидактическими модулями ( например, геоинформационные системы с прилагаемыми сериями упражнений на их основе).

2. Компьютерные обучающие средства, специально создаваемые для целей обучения, которые бывают нескольких видов:

Универсальные, которые могут быть использованы при обучении географии;

Специализированные, ориентированные на формирование конкретных умений и навыков;

Вспомогательные, предназначенные для оказания поддержки преподавателям и учащимся в процессе обучения.

   Преимуществом универсальных  средств является их способность  реализовать многообразные  цели  и задачи обучения за счет  совмещения возможностей различных  интегрированных  в единую систему  компьютерных обучающих программ, а также средств расширения дидактической базы данных.

  Специализированные компьютерные  средства обучения рассчитаны  на реализацию узких конкретных  целей обучения и применяются  преимущественно для овладения небольшим по объему учебным материалом с целью формирования прочных навыков.

   Основными типами специализированных  учебных компьютерных программ, критерием для выделения которых  выступает вид учебной деятельности (обучение, тренировка, контроль), являются:

Обучающие;

Тренировочные;

Контролирующие;

Комбинированные.

   Обучающие компьютерные  программы содержат помимо тренировочных  упражнений информационные кадры  презентации нового учебного  материала и средства поддержки  обучения  в виде подсказок, ключей и правильных ответов. К обучающим программам можно отнести также программы исследовательского типа, позволяющие моделировать определенные процессы и действия.

   Тренировочные компьютерные  программы, используемые преимущественно  в режиме индивидуальной самостоятельной работы обучаемых, представляют собой объединенные в учебные блоки серии упражнений для выработки прочных навыков владения определенным учебным материалом. К тренировочным программам относится подавляющее большинство игровых обучающих программ.

   К комбинированным компьютерным  программам относятся, как правило, обучающие либо тренировочные  программы, содержащие модуль контроля.

   Описанная типология специализированных  компьютерных программ по виду  учебной деятельности не является  единственной. Например, в зависимости от этапа работы над учебным материалом можно выделить компьютерные программы следующих типов: для презентаций учебного материала, для тренировки и закрепления материала, для соревновательного этапа контроля.

   Специфичной для обучения географии является классификация специализированных учебных компьютерных программ, содержащих картографический материал и не содержащих его.

   Наиболее общей является  классификация компьютерных средств  обучения по типу воспроизводимой  в них модели деятельности и функциям, выполняемым в учебном процессе, в соответствии с которой компьютерные средства обучения делятся на средства, выступающие в роли:

Преподавателя;

Партнера по коммуникации и совместной деятельности;

Обучаемого;

Инструмента деятельности.

Влияние компьютерных средств обучения на мотивацию учебной деятельности затрагивается в работах Короткова А.М., Синельникова Б., Обуховой Л.Ф., Беспалова П.В., Илькевича В.М. и др. Авторы рассматривают отдельные условия повышения эффективности усвоения учебного материала за счет стимулирования познавательных потребностей при помощи средств ИКТ, формирование позитивной эмоциональной атмосферы на занятиях с использованием ИКТ, использование информационных ресурсов сети Интернет как средства усиления познавательных мотивов школьников.

   Теоретический анализ позволил  выделить ряд технических требований, учет которых при использовании компьютерных средств обучения, будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности учащихся.

1. Использование гипертекстового представления информации, которое позволяет оптимально перемещаться по информационным разделам, обеспечивает удобный доступ к справочным данным, глоссарию, анимационным приложениям, к интересующей пользователя именно в данный момент информации, обеспечить возможность выбора учащимся собственной траектории и темпа изучаемого  материала, что позволяет в большей мере осознать свою самостоятельность и независимость.

2. Использование технологий моделирования, так как визуализация и применение  моделей дает возможность заглянуть вглубь таких процессов, которые в реальной жизни могут протекать или слишком быстро, или слишком медленно, при особых, трудно осуществимых условиях.

3. Организация эффективной обратной  связи на основе интерактивного  диалога через мгновенную реакцию компьютера на действия пользователя, организуемую в виде констатации успеха либо неправильного результата решения, обеспечивает возможность в реальном времени оценивать уровень своих знаний и степень своего прогресса, возможность возврата к необходимому для повторения учебному материалу.

4. Обеспечение возможности адаптивности  компьютерных средств обучения, что позволяет создать комфорт  при использовании данных программных  средств в образовательном процессе. Предоставление пользователю возможности изменения цветового оформления, параметров вывода информации на экран (масштаб, размер, возможность детализации) позволит школьнику не отвлекаться на различные неудобства или несоответствия, и, таким образом, обеспечить более полную концентрацию на изучаемом материале, будет способствовать появлению ощущения новизны восприятия. Это, в свою очередь обеспечит осознание собственной компетенции в изучаемом предмете, уверенность в собственных силах и будет способствовать развитию познавательных мотивов. Другими словами, необходимо учитывать модальность восприятия, а также психологические особенности пользователя при помощи преобладания визуальной или аудиальной формы подачи учебного материала.

5. Наличие в в компьютерных  средствах гиперссылок на ресурсы Интернет, так как ознакомление учащихся с информацией практического, развлекательного, информирующего характера будет способствовать повышению их интереса к изучаемому предмету и к изучаемой теме в частности, интенсификации интеллектуальной работы и развитию познавательной мотивации. Кроме того, будут созданы условия развития мотивов самообразования.

Информация о работе Теоретические основы проблемы повышения мотивации учащихся через применение средств ИКТ