Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 15:53, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса о развитие памяти учащихся младших классов на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы развития памяти младших школьников.
Определить особенности развития памяти младших школьников и определить уровни его развития.
Выявить и проверить психолого-педагогические методы и приемы, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка.
Введение
Современная школа требует ориентации учащихся на усвоение большого объема разнообразного материала, прочного хранения его в памяти, быстрого и эффективного использования в решении учебных и практических задач. Неотъемлемая часть всей учебной работы составляет осмысливание и закрепление в сознании учащихся изученного на уроке материала. Учителю принадлежит важная роль в развитии памяти школьников. На уроках английского языка у многих детей возникают трудности при первичном восприятии, последующем запоминании и воспроизведении иностранных слов и текстов.
Объект
исследования – процесс обучения иностранному
языку в школе.
Предмет
исследования – развитие памяти у
учащихся младших классов на уроке иностранного
языка.
Цель
исследования заключается в теоретическом
и практическом обосновании вопроса о
развитие памяти учащихся младших классов
на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи исследования:
Для решения поставленных
Гипотеза исследования: развитие памяти младших школьников на уроках английского языка будет осуществляться эффективно, если:
- обеспечивается
многочисленность и
- используются
на уроках английского языка
различные средства обучения, способствующие
развитию памяти младших
Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.
Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века положили начало экспериментальному изучению памяти. В своих опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удерживания и воспроизведения последовательностей, состоящих из бессмысленных слогов.
В дальнейшем этот подход был продолжен в бихевиористских исследованиях.
Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил «Памяти привычке», которая формируется в результате механического повторения, «Память духа», фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта.
Гештальтпсихология подчеркивала роль организации материала при запоминании. В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс.
В России эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками А.Н. Леонтьевым и Л.С. Лурией. А.Н. Леонтьев выделил этапы фило- и онтогенетического развития памяти человека, ее постепенного превращения из «натуральной» (непосредственной) в «культурную» (опосредствованную). Нейропсихологические исследования, проведенные А.Р. Лурией и под его руководством, позволили описать физиологические механизмы памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в регуляции высших мнемических процессов.
П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком. В своих исследованиях А.А. Смирнов показал, что действия лучше запоминаются, чем мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга (у правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.
Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено в русле исследований, авторы которых руководствовались гешталь - теорией памяти. Один из них был открыт Б. В. Зейгарник и получил название эффект Зейгарник.
Этот эффект состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и позволить одни из них довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что испытуемые впоследствии почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется данное явление следующим образом. При получении задания у испытуемого возникает потребность его выполнить. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
Проведя соответствующие эксперименты, Б.В. Зейгарник отметила еще один любопытный факт: «Преобладание незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания при опросе, В первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания». Из этого замечания можно сделать вывод, что человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным, действующим в данный момент и не вполне удовлетворенным его потребностям.
Таким образом, при осуществлении деятельности по развитию памяти необходимо выполнять общие условия успешного запоминания:
1. Материал должен быть
2. У запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал;
3. У запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания;
4. Материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации;
5. При заучивании материала до 1000 слов (3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений;
6. Число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений);
7. Между отдельными повторениями
вводится пауза
8. Процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.
Таким образом, можно сделать вывод, что память может быть содержательно определена как психологический механизм (совокупность психических процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.
Информация о работе Теоретические основы развития памяти младших школьников