Теоретические основы развития памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса о развитие памяти учащихся младших классов на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы развития памяти младших школьников.
Определить особенности развития памяти младших школьников и определить уровни его развития.
Выявить и проверить психолого-педагогические методы и приемы, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

- Тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.

- Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

- Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

- Составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические.

- Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Эти методы представляются наиболее эффективными так как с развитием словесной увеличивается продуктивность запоминания при опоре на слова.

 

2.3 Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти  младших школьников на уроках  английского языка

 

Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. При обучении детей младшего школьного возраста, так как они соответствуют особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и другие), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными.

Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

Рассмотрев педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка можно сделать следующие выводы:

  1. Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

Если с первых лет обучения в школе использовать уроки, способствующие развитию памяти, использовать методы и приемы, способствующие развитию памяти, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Использование таких уроков как: урок – пресс - конференция, урок-конференция, урок-день рождения, урок-вертушка, позволяет развивать память младших школьников, переводя ее с помощью эмоционального подкрепления в долговременную.

  1. Память подобно любым другим задаткам, развивается одним путем – упражнения. Выделены следующие приемы и методы, содействующие осмысленному пониманию и запоминанию текстов: использование смысловых связей, сравнения, классификация, систематизация.

Применение на уроке английского языка словесных методов таких как: рассказ, объяснение, работа с учебником, беседа, конспектирование, составление плана текста, рецензирование, аннотирование, составление справки; а так же наглядных: метод иллюстраций, метод демонстраций; и практических: упражнения, позволяют развивать память младших школьников. Высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Поэтому лучше запоминается то, что связанно с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений – например, в проблемном обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Если говорить об успеваемости в школе учащихся, память во многом облегчает обучение, поэтому всё же нужно заметить, что развитая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека. Память и интеллект идут параллельно, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов и в том числе от мышления. Именно поэтому вид мышления и памяти зачастую совпадают. Мышление в этом возрасте тесно связано с памятью мыслит, значит – вспоминать, то есть запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

Так у младших школьников преобладающим является образное мышление, а следующим этапом является словесно-логическое, то же самое происходит и с памятью. Поэтому для развития памяти необходимо использовать методы и приемы с использованием наглядности как опоры на характерную для этого возраста особенность.

В конце младшего школьного возраста начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти.

Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух.

Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что в практике учителя существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов развития познавательных процессов учащихся, активизации учебного процесса. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, нашла свое полное подтверждение.

Цель нашего исследования достигнута. Поставленные во введение задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алхазишвили, А.А. Основы  овладения устной иностранной  речью [текст]/ А.А. Алхазишвили// - М., 1998. – с.128.

2. Бабанский, Ю.К. «Оптимизация  учебно-воспитательного процесса  в учебной деятельности» [текст] / Ю.К. Бабанский// - М.: Просвещение, 1999.

3. Блонский, П.П. Память и мышление [текст]: в книге избранные психологические произведения / П.П. Блонский// – М.: Просвещение, 1997.

4. Давыдов, В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» [текст]: журнал Вопросы психологии / В.В. Давыдов// - М., 1997. - №6.

5. Денисова, Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе [текст]: Иностранные языки в школе / Л.Г. Денисова // - М., 1999. - №4.

6. Елухина, Н.В. О включении элементов интенсивного обучения в преподавании иностранного языка в средней школе [текст]: иностранные языки в школе / Н.В. Елухина // - М.,1999.- № 6.- с. 7.

7. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [текст] / П.И. Зинченко// - М., 1998.

8. Зинц, Р. А. Обучение и память [текст] / Р. А. Зинц// – Минск, 1999.

9. Ипполитов, Ф.В. Память и ее воспитание [текст]/ Ф.В. Ипполитов, Е.С. Махлах// – М.: Знание, 1999.

10. Эльконин, Д. Б. Детская психология [текст]: учеб. пособие/ Д. Б. Эльконин.- М.: Академия, 2005.

Интернет-ресурсы

11. Юркина Г. В. Развитие памяти на уроках английского языка: http://festival.1september.ru/articles/592368/

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы развития памяти младших школьников