Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:30, контрольная работа
Современная математика достигла очень высокого уровня развития. Сегодня насчитывается несколько десятков различных областей этой науки, каждая из которых имеет свое содержание, свои методы исследования и свои сферы применения. Во второй половине 20в. появились математическая экономика, математическая биология и лингвистика, математическая логика, теория информации, кибернетика и др.
I.Введение 3стр
II.Методика формирования элементарных математических представлений как научная область 4стр
III. Связь теории и методики формирования элементарных математических наук с другими науками 14стр
IV.Литература 18стр
По мнению А.М. Леушиной, особо важное место в развитии личности отводится умственному развитию, овладению приемами и способами умственной деятельности, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Рассматривая вопросы умственного воспитания в плане общего интеллектуального образования дошкольников, А.М. Леушина установила важные закономерности развития представлений о множестве, числе и операции счета. Ее исследование «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе», проводилось в середине 50-х годов, когда перед образованием ставилась задача повысить теоретический уровень математических знаний учащихся, а это значило- наилучшим образом подготовить детей дошкольного возраста к усвоению математики в школе. В этот период А.М. Леушина ставит задачу: пересмотреть средства и содержание обучения, исследовать в целом умственное и математическое развитие детей в процессе обучения.
Методика формирования элементарных математических представлений в педагогическом творчестве А. М. Леушиной получила теоретическое и психолого-педагогическое обоснование. Принципы и методы формирования элементарных математических представлений, предложенные ею, стали основой для математического развития дошкольников.
Труды А. М. Леушиной и ее последователей определили новый этап в развитии методики формирования элементарных математических представлений, отличительными особенностями которого стали углубление, конкретизация и расширение содержания предматематической подготовки детей в детском саду.
В исследованиях Н. Г. Белоус и Р. Л. Березиной показано, что от практического сравнения различных видов протяженности и массы предметов, оценки «величин» на основе чувственного восприятия дети постепенно переходят к количественной оценке на основе измерения.
На данном этапе становления и развития методики математической подготовки детей дошкольного возраста особое внимание уделялось содержанию и методам формирования у них математических представлений. Это объяснялось, с одной стороны, происходящей в 70-е годы кардинальной перестройкой школьного обучения, с другой — накапливающимися знаниями об огромных возможностях дошкольного возраста, осознанием необходимости более широкого и направленного их использования, что, разумеется, не означает механического перенесения части школьного материала в программу обучения дошкольников. Хотя, как отмечали методисты в 60-80-е годы, в определенной мере это, по-видимому, возможно. Главная задача педагога состоит в том, чтобы отобрать и передать дошкольнику такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям данного учебного предмета, было бы простым, доступным и соответствовало особенностям деятельности и развития ребенка дошкольного возраста.
На третьем этапе становления и развития математического развития детей дошкольного возраста решались следующие задачи:
- формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
- развитие широкой ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков счета, вычислений, измерения, моделирования, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие детей (А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова и др.)
Третий этап развития методики обучения математике дошкольников стал этапом обобщения и систематизации принципов построения программ знаний, умений и навыков, среди которых выделены наиболее значимые для математического развития детей.
Математика, которая возникла из практических потребностей человека, преобразовалась в комплексную науку, которая обеспечивает дальнейшее развитие современного общества.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.
Выделившись из дошкольной
педагогики, методика формирования элементарных
математических представлений стала
самостоятельной научной и
Круг задач, решаемых
методикой, достаточно обширен:
— научное обоснование программных требований
к уровню развития количественных, пространственных,
временных и других математических представлений детей
в каждой возрастной группе;
— определение содержания
фактического материала для подготовки
ребенка в детском саду к усвоению
математики в школе;
— совершенствование содержания образования в программных
материалах детского сада;
— разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
— реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
— разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
— разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков предусмотренных программными требованиями.
Источниками данной науки являются: научные исследования и публикации; программно- инструктивные материалы; теоретическая и методическая литература; история развития теории и методики формирования элементарных математических понятий как науки; передовой педагогический опыт , коллективный, индивидуальный.
Методологической основой данной науки является философия, педагогика, психология, математика и другие науки.
Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду связана со многими науками, но прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесса воспитания и обучения.
Наиболее тесная связь существует у нее с дошкольной педагогикой. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т. д. Связь эта по своему характеру взаимная: исследование и разработка проблем формирования элементарных математических представлений у детей в свою очередь совершенствовать педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим материалом.
Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического воспитания и др.
Подготовка детей к
усвоению математики в школе не может
осуществляться успешно без связи
с методикой начального обучения
математике и теми аспектами самой
математики, которые являются теоретической основой обучения
дошкольников и младших школьников. Опора
на эти науки позволяет, во-первых, определить
объем и содержание знаний, которые должны
быть освоены детьми в детском саду и служить
фундаментом математического образования;
во-вторых, использовать методы и средства
обучения, в полной мере отвечающие возрастным
особенностям дошкольников, требованиям
принципа преемственности.
Реформой общеобразовательной и профессиональной
школы поставлена задача повышения качества
обучения всем общеобразовательным предметам,
в том числе и математике. Общеизвестно,
что при усвоении математических знаний
у многих учащихся возникают серьезные
затруднения, причиной которых, как правило,
бывает недостаточная математическая
подготовка в дошкольном возрасте.
Совершенствование содержания
и методов обучения математике в
школе предполагает новое отношение
к подготовке детей в период, непосредственно
предшествующий школьному обучению.
В настоящее время уже внесены
существенные изменения в программу
развития математических представлений у дошкольников
(увеличение объема устного счета, счет
групп предметов, обучение измерению отдельных
величин, расширение геометрических знаний
и др.); найдены и апробированы более эффективные
методы и средства обучения (моделирование,
проблемные задачи и ситуации, развивающие
и обучающие игры и т. д.). Связь с методикой
обучения математике в начальной школе
позволяет верно определить основные
пути дальнейшего совершенствования методики
формирования элементарных математических
представлений у дошкольников.
Обучение должно строиться с учетом закономерностей
развития познавательной деятельности,
личности ребенка, что является предметом
изучения психологических наук. Восприятие,
представление, мышление, речь не только
функционируют, но и интенсивно развиваются
в процессе обучения.
Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков, которые не являются чем-то застывшим и меняются в зависимости от типа обучения. Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представлениями велики и до конца еще не раскрыты, полностью не изучены.
Рациональное построение
процесса обучения связано с созданием
оптимальных условий на основе анатомо-физиологических
особенностей маленьких детей. Закономерности
протекания физиологических процессов у дошкольников
служат основой для определения
длительности занятий по формированию
элементарных математических представлений
для каждой возрастной группы детского
ем. обусловливают саму их структуру, сочетание
и чередование различных методов и средств
обучения, разных по характеру видов
деятельности (включение физкультминуток,
дозирование учебно-позновательных задач
и т. д.).
Методика формирования
элементарных математических представлений
относительно молодая научная педагогическая дисциплина,
Однако она имеет давние истоки. Исторический
экскурс показывает как постепенно изменялись
концепции первоначального обучении математике
в зависимости от запросов жизни и уровня
развития самой математической науки,
дает возможность критически оценить
богатое наследие, избежать многих ошибок,
учесть положительный опыт прошлого, а
также результаты новейших исследований.
В марксистско-ленинской теории она находит
прочную логическую основу, которая обеспечивает
всестороннее и глубокое рассмотрение
явления в его развитии, соблюдение принципа
объективности, конкретности, единства
теории и практики.
Связь с различными науками создает теоретическую
базу методики формирования математических
представлений у детей в детском саду.
1. Баряева Л.Б. Формирование
элементарных математических
2. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина . Брест: Издательство БрГУ, 2006.
3. Метлина Л.С. Математика в детском саду.М., 1984
4. Михайлова З.А., Носова Е.Д., Столяр А.А., Полякова М.Н., А.М.Вербенец. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста . Издательство «Детство -пресс». Санкт- Петербург.
5. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. «Просвещение». 1988
6. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
Информация о работе Теория и методика развития элементарных математических представлений