Теория и методика развития элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Современная математика достигла очень высокого уровня развития. Сегодня насчитывается несколько десятков различных областей этой науки, каждая из которых имеет свое содержание, свои методы исследования и свои сферы применения. Во второй половине 20в. появились математическая экономика, математическая биология и лингвистика, математическая логика, теория информации, кибернетика и др.

Содержание работы

I.Введение 3стр
II.Методика формирования элементарных математических представлений как научная область 4стр
III. Связь теории и методики формирования элементарных математических наук с другими науками 14стр
IV.Литература 18стр

Файлы: 1 файл

контрольнаяпоматем .doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

По мнению А.М. Леушиной, особо важное место в развитии личности отводится умственному  развитию, овладению приемами и способами умственной деятельности, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Рассматривая вопросы умственного  воспитания в плане общего интеллектуального образования дошкольников,  А.М. Леушина установила важные закономерности развития представлений о множестве, числе и операции счета. Ее исследование «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе», проводилось в середине 50-х годов, когда перед образованием ставилась задача  повысить теоретический уровень математических знаний учащихся, а это значило-  наилучшим образом подготовить детей дошкольного возраста к усвоению математики  в школе. В этот период А.М. Леушина ставит задачу: пересмотреть средства и содержание обучения, исследовать в целом умственное и математическое развитие детей в процессе обучения.

Методика формирования элементарных математических представлений в педагогическом творчестве А. М. Леушиной получила теоретическое и психолого-педагогическое обоснование. Принципы и методы формирования элементарных математических представлений, предложенные ею, стали основой для математического развития дошкольников.

Труды А. М. Леушиной и ее последователей определили новый  этап в развитии методики формирования элементарных математических представлений, отличительными особенностями которого стали углубление, конкретизация и расширение содержания предматематической подготовки детей в детском саду.

В исследованиях  Н. Г. Белоус и Р. Л. Березиной показано, что от практического сравнения  различных видов протяженности  и массы предметов, оценки «величин» на основе чувственного восприятия дети постепенно переходят к количественной оценке на основе измерения.

На данном этапе  становления и развития методики математической подготовки детей дошкольного  возраста особое внимание уделялось  содержанию и методам формирования у них математических представлений. Это объяснялось, с одной стороны, происходящей в 70-е годы кардинальной перестройкой школьного обучения, с другой — накапливающимися знаниями об огромных возможностях дошкольного возраста, осознанием необходимости более широкого и направленного их использования, что, разумеется, не означает механического перенесения части школьного материала в программу обучения дошкольников. Хотя, как отмечали методисты в 60-80-е годы, в определенной мере это, по-видимому, возможно. Главная задача педагога состоит в том, чтобы отобрать и передать дошкольнику такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям данного учебного предмета, было бы простым, доступным и соответствовало особенностям деятельности и развития ребенка дошкольного возраста. 

На третьем этапе становления и развития  математического развития детей дошкольного возраста решались следующие задачи:

- формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

-   развитие широкой ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков счета, вычислений, измерения, моделирования, общеучебных умений;

- овладение математической терминологией;

-  развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие детей (А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербакова и др.)

Третий этап развития методики обучения математике дошкольников стал этапом обобщения  и систематизации принципов построения программ знаний, умений и навыков, среди которых выделены наиболее значимые для математического развития детей.

Математика, которая возникла из практических потребностей человека, преобразовалась в комплексную  науку, которая обеспечивает дальнейшее развитие современного общества.

Методика формирования элементарных математических представлений  в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей  дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала  самостоятельной научной и учебной  областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Основой развития ребенка является воспитание - целенаправленное организуемое в соответствии с программой и стандартами в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен: 
— научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

— определение содержания фактического материала для подготовки ребенка в детском саду к усвоению математики в школе; 
— совершенствование содержания образования в программных материалах детского сада;

— разработка и внедрение  в практику эффективных дидактических  средств, методов и разнообразных  форм организации процесса развития элементарных математических представлений;

— реализация преемственности  в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;

— разработка содержания подготовки высококвалифицированных  кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений  у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

— разработка на научной  основе методических рекомендаций родителям  по развитию математических представлений  у детей в условиях семьи.

Общая задача методики —  исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Процесс формирования элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста –  это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков  предусмотренных программными требованиями.

Источниками данной науки  являются: научные исследования и  публикации; программно- инструктивные  материалы; теоретическая и методическая  литература; история развития теории и методики формирования элементарных математических понятий как науки; передовой педагогический опыт , коллективный, индивидуальный.

Методологической основой  данной науки  является философия, педагогика, психология, математика и другие науки.

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

 

    1. Связь теории и методики формирования элементарных математических наук  с другими науками

 

Методика формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду связана со многими науками, но прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребенка-дошкольника, процесса воспитания и обучения.

Наиболее тесная связь существует у нее с дошкольной педагогикой. Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т. д. Связь эта по своему характеру взаимная: исследование и разработка проблем формирования элементарных математических представлений у детей в свою очередь совершенствовать педагогическую теорию, обогащая ее новым фактическим материалом.

Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких  детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического воспитания и др.

Подготовка детей к  усвоению математики в школе не может  осуществляться успешно без связи  с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой  математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объем и содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в детском саду и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности. 
Реформой общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача повышения качества обучения всем общеобразовательным предметам, в том числе и математике. Общеизвестно, что при усвоении математических знаний у многих учащихся возникают серьезные затруднения, причиной которых, как правило, бывает недостаточная математическая подготовка в дошкольном возрасте.

Совершенствование содержания и методов обучения математике в  школе предполагает новое отношение  к подготовке детей в период, непосредственно  предшествующий школьному обучению. В настоящее время уже внесены  существенные изменения в программу  развития математических представлений у дошкольников (увеличение объема устного счета, счет групп предметов, обучение измерению отдельных величин, расширение геометрических знаний и др.); найдены и апробированы более эффективные методы и средства обучения (моделирование, проблемные задачи и ситуации, развивающие и обучающие игры и т. д.). Связь с методикой обучения математике в начальной школе позволяет верно определить основные пути дальнейшего совершенствования методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. 
Обучение должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.

Психологические особенности  и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков, которые не являются чем-то застывшим и меняются в зависимости от типа обучения. Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представлениями велики и до конца еще не раскрыты, полностью не изучены.

Рациональное построение процесса обучения связано с созданием  оптимальных условий на основе анатомо-физиологических  особенностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологических процессов у дошкольников служат основой для определения  
длительности занятий по формированию элементарных математических представлений для каждой возрастной группы детского ем. обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов 
деятельности (включение физкультминуток, дозирование учебно-позновательных задач и т. д.).

Методика формирования элементарных математических представлений  относительно молодая научная педагогическая дисциплина, Однако она имеет давние истоки. Исторический экскурс показывает как постепенно изменялись концепции первоначального обучении математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований. В марксистско-ленинской теории она находит прочную логическую основу, которая обеспечивает всестороннее и глубокое рассмотрение явления в его развитии, соблюдение принципа объективности, конкретности, единства теории и практики. 
Связь с различными науками создает теоретическую базу методики формирования математических представлений у детей в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Литература:

 

1. Баряева Л.Б. Формирование  элементарных математических представлений  у дошкольников (с проблемами  в развитии): Учебно-методическое  пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.  Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.

2. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина . Брест: Издательство БрГУ, 2006.

3.    Метлина Л.С. Математика в детском саду.М., 1984

4. Михайлова З.А., Носова Е.Д., Столяр А.А., Полякова М.Н., А.М.Вербенец. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста . Издательство «Детство -пресс». Санкт- Петербург.

5. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. «Просвещение». 1988

6.  Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

Информация о работе Теория и методика развития элементарных математических представлений