Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:12, реферат
Респу́блика Ко́ми - входит в состав Российской Федерации. Столица — город Сыктывкар.
Республика расположена на северо-востоке Европейской части Российской Федерации, в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).
Сразу после родов
коми-зыряне окуривали женщину
и ребенка дымом от
Сведения о послеродовой помощи женщине незначительны. Обычно повитуха тщательно растирала ей живот, поясницу, ноги; в целях предупреждения появления грыжи, опущения органов брюшной полости накладывала на живот тугую повязку сроком на 2-3 недели. Послеродовые кровотечения пытались остановить, сажая роженицу в холодную воду, отвары можжевельника, тысячелистника, ромашки, зверобоя. Зимой накладывали на живот компрессы из снега. В качестве противовоспалительных и кровоостанавливающих средств давали пить отвары подмаренника цепкого, зверобоя, венерина башмачка, корня горца большого. При мастите женщину ограничивали в питье и прикладывали к груди компрессы из распаренного льняного семени, подорожника, заячьей или оленьей шкуры. Но в серьезных случаях повитухи не могли оказать действенной медицинской помощи, и графа "замучилась родами" в рубрике причин смертности среди женского населения занимала одно из первых мест.
В течение трех-семи дней, видимо, до отпадения пуповины, символизировавшей особую связь младенца с иным миром, роженица и ребенок считались "нечистыми" и жили в бане. Подчёркивая нечеловеческую природу, ребёнка называли чудин (чудь - мифологические первопредки), коктöм сёкур (безногий мерин). Табуировалось обращение к нему андел (ангел). До процедуры крещения ребенок лежал голым, укрытым лишь старой пеленкой. У коми старообрядцев бытовал запрет на кормление некрещеного ребенка грудью (Шарапов 1998, С. 136). При контакте с роженицей защищались от пеж, набрав в рот воды или прикусив сосновую лучину (Налимов 1991, С.15). Новорожденного и мать старались не оставлять без присмотра, поскольку считалось, что в этот период ребенка особенно легко могут подменить нечистые духи (в первую очередь пывсян айка, а также дзидзи, омöль, олыся, вöрса, шувгей,) - подложить вместо человеческого младенца своего или деревянную чурку, которой придавали человеческий облик, а настоящего же ребенка забрать в потусторонний мир. Как правило, подменой объясняли рождение неполноценных, с явными физическими недостатками детей, а также отставание некоторых детей в физическом и умственном развитии (Янович 1903, С. 150; Белицер 1958, С. 319).
Грудных детей и детей постарше довольно часто парили в бане. “Когда в бане моют грудного ребенка, сажают себе на колени, ножки парят и приговаривают:
Ножка, ножка, бегай,
В морошковое болото,
В черничную рощу,
В грибной лес.”
Так рассказывали А.Панюкову и Г.Савельевой женщины в с.Аныб Усть-Куломского района. В селе Галово они записали, как бабушка парила и мыла своих внуков, а ополаскивая водой произносила молитву:
“Во имя Отца и Сына и Святого духа
Раба божья (называют имя) -
Йи кодь ён да ва кодь визув.
(Крепкая как лед да быстрая как вода)”.
Информация о работе Традиции и обычаи воспитания у народа Коми