Традиции и обычаи воспитания у народа Коми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:12, реферат

Описание работы

Респу́блика Ко́ми - входит в состав Российской Федерации. Столица — город Сыктывкар.
Республика расположена на северо-востоке Европейской части Российской Федерации, в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).

Файлы: 1 файл

реферат по этнопедагогике.doc

— 3.79 Мб (Скачать файл)

 Сразу после родов  коми-зыряне окуривали женщину  и ребенка дымом от можжевельника  (Старцев 1929, С. 46), а коми-пермяки  опрыскивали или омывали их  водой, набранной по специальным  правилам: в берестяной сосуд  набирали три-девять горстей воды, ведя счет с отрицанием (не одна, не две, не три и т.д.), воду черпали пригоршней по течению, сливали в сосуд по локтю, приговаривая: "Как вода на локте не задержится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держитесь" (Янович С. 71). Кроме того в первый же день роженицу и ребенка парили в бане. С особой осторожностью мыли и парили ребенка: воду лили горстью так, чтобы она стекала по локтю повитухи на спинку ребенка, лежащего на ее коленях; веник делали из веточек карликовой березки, принесенной с болота. Затем повитуха правила новорожденного: для придания головке "правильной формы" слегка обжимала ее со всех сторон руками; уложив младенца себе на колени, соединяла за его спинкой указательный палец левой руки и правой ноги и то же самое проделывала с правой рукой и левой ногой. Если это не удавалось, то она массировала и растягивала руки и ноги ребенка, добиваясь достаточной гибкости. Вся эта процедура повторялась в течение недели ежедневно, а по некоторым сообщениям - дважды в день.

Сведения о послеродовой помощи женщине незначительны. Обычно повитуха тщательно растирала ей живот, поясницу, ноги; в целях предупреждения появления грыжи, опущения органов  брюшной полости накладывала  на живот тугую повязку сроком на 2-3 недели. Послеродовые кровотечения пытались остановить, сажая роженицу в холодную воду, отвары можжевельника, тысячелистника, ромашки, зверобоя. Зимой накладывали на живот компрессы из снега. В качестве противовоспалительных и кровоостанавливающих средств давали пить отвары подмаренника цепкого, зверобоя, венерина башмачка, корня горца большого. При мастите женщину ограничивали в питье и прикладывали к груди компрессы из распаренного льняного семени, подорожника, заячьей или оленьей шкуры. Но в серьезных случаях повитухи не могли оказать действенной медицинской помощи, и графа "замучилась родами" в рубрике причин смертности среди женского населения занимала одно из первых мест.

В течение трех-семи дней, видимо, до отпадения пуповины, символизировавшей  особую связь младенца с иным миром, роженица и ребенок считались "нечистыми" и жили в бане. Подчёркивая нечеловеческую природу, ребёнка называли чудин (чудь - мифологические первопредки), коктöм сёкур (безногий мерин). Табуировалось обращение к нему андел (ангел). До процедуры крещения ребенок лежал голым, укрытым лишь старой пеленкой. У коми старообрядцев бытовал запрет на кормление некрещеного ребенка грудью (Шарапов 1998, С. 136). При контакте с роженицей защищались от пеж, набрав в рот воды или прикусив сосновую лучину (Налимов 1991, С.15). Новорожденного и мать старались не оставлять без присмотра, поскольку считалось, что в этот период ребенка особенно легко могут подменить нечистые духи (в первую очередь пывсян айка, а также дзидзи, омöль, олыся, вöрса, шувгей,) - подложить вместо человеческого младенца своего или деревянную чурку, которой придавали человеческий облик, а настоящего же ребенка забрать в потусторонний мир. Как правило, подменой объясняли рождение неполноценных, с явными физическими недостатками детей, а также отставание некоторых детей в физическом и умственном развитии (Янович 1903, С. 150; Белицер 1958, С. 319).

Грудных детей  и детей постарше довольно часто  парили в бане. “Когда в бане моют грудного ребенка, сажают себе на колени, ножки парят и приговаривают:

Ножка, ножка, бегай,

В морошковое болото,

В черничную  рощу,

В грибной лес.” 

Так рассказывали А.Панюкову и Г.Савельевой женщины  в с.Аныб Усть-Куломского района. В  селе Галово они записали, как бабушка  парила и мыла своих внуков, а  ополаскивая водой произносила молитву:

“Во имя Отца и Сына и Святого духа

Раба божья (называют имя) -

Йи кодь ён да ва кодь визув.

(Крепкая как  лед да быстрая как вода)”. 

 


Информация о работе Традиции и обычаи воспитания у народа Коми