Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 08:11, курсовая работа
Согласно ГОС СПО по специальности «Профессиональное обучение» выпускник колледжа должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, позволяющую заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Волжский
Факультет среднего профессионального образования
Кафедра педагогики
Курсовая работа
«Требования к личности мастера производственного обучения»
Дисциплина: Организация и методика профессионального обучения
Нижний Новгород.
2010г.
1.1.Виды деятельности мастера профессионального обучения.
Согласно ГОС СПО по
специальности «
К основным видам деятельности выпускника относятся:
- учебно-воспитательная - осуществление целостного учебного производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих) и профессиональной ориентации обучающихся, формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего), создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения, личностно ориентированный подход к обучающимся;
- учебно-методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся), изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности;
- организационно-управленческая – организация учебно-производственного и воспитательного процесса , практики обучающихся, руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива- исполнителей, выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях, обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах: учёт, отчётность и анализ учебной и производственной деятельности;
- производственно-
Выпускник среднего профессионального образования по квалификации
« мастер профессионального обучения» должен
уметь:
* формировать и развивать профессиональные умения и навыки обучаемых;
* проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;
* организовывать и осуществлять образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;
* обеспечивать связь теории с практикой;
* разрабатывать планирующую
и учебно-методическую
* формировать профессионально
важные качества личности
* использовать достижения
профессиональной педагогики и
психологии при
* пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;
* разрабатывать планы
размещения оборудования, технического
оснащения и организации
* нормировать и организовывать
производственные и учебно-
* вести учёт, отчётность
и на их основе проводить
анализ, оценку и корректировку
учебно-производственной
* внедрять инновационные
технологии профессионального
* применять в профессиональной
деятельности информационно-
знать:
отраслевых министерств, Минобразования и Минтруда по вопросам кадровой политики и профессионального образования;
подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);
деятельности предприятия;
сертификации;
санитарии и противопожарной защиты.
Умения и знания
выпускника по квалификации
1.2. Особенности профессии
мастера профессионального
Мастер профессионального обучения выполняет различные выды деятельности в рамках общей профессионально-педагогической деятельности. Рассмотрим её особенности.
Двойственный
характер труда мастера
Профессия мастера профессионального обучения является педагогической и относится к группе профессий, предметом которых служит другой человек. Педагог выделяется среди различных специалистов не только повышенным чувством долга и ответственности, но и классом решаемых задач. Имея в качестве цели своей деятельности становление, формирование и преобразование личности, мастер профессионального обучения призван также управлять процессом ее развития.
Особенность профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда .С одной стороны , главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – эта профессия всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Для мастера профессионального обучения это знания и умения по конкретному виду профессиональной (отраслевой) деятельности.
Кроме того, мастер профессионального обучения должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, их возрастные и психологические особенности. То есть профессия мастера профессионального обучения требует двойной подготовки: человековедческой и специальной (отраслевой).
Мастер профессионального
обучения, таким образом, должен
обладать определёнными социально-
Деятельность мастера профессионального обучения в процессе подготовки будущих рабочих в значительной степени определяется и требованиями потенциальных работодателей, конкретных производств.
Современный рынок труда достаточно динамичный, и работодатель в зависимости от уровня развития конкретного производства предъявляет требования, связанные с знанием как технико-технологических, социально-экономических возможностей и перспектив в производственных отношениях, так и характера взаимоотношений между людьми. Одно из условий выполнения данных требований заключается в умении мастера профессионального обучения хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей , что обеспечивает высокую эффективность подготовки будущих рабочих.
Следовательно, мастер профессионального обучения готовит своих воспитанников, исходя из нужд конкретного времени, с учётом определённой социальной и профессиональной ситуации и требований общества. И в то же время он является проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор, имея в качестве цели развитие личности как синтез её общечеловеческих качеств и работая, таким образом , на будущее.
Коллективный, творческий и гуманистический характер деятельности мастера профессионального обучения.
В отличие от других представителей профессии «человек- человек», где результат является продуктом деятельности одного человека( например, врача, продавца и т.п.), в педагогической профессии трудно определить вклад конкретного педагога, семьи и других социальных структур на воспитанника.
Чаще всего в педагогической науке используют понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, понимая под ним коллектив учебного заведения.
Уровень творчества в деятельности мастера профессионального обучения отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности также является важнейшей её особенностью, поскольку её продуктом всегда остаётся развитие личности. Творчески работающий мастер профессионального обучения с течением времени создаёт свою педагогическую систему, которая служит средством достижения наилучшего результата в воспитании.
Творческий потенциал мастера профессионального обучения формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, позволяющих находить и применять новые, оригинальные решения, новаторские формы и методы, совершенствуя тем самым свои профессиональные функции.
В современной науке
Опыт творческой деятельности мастера профессионального обучения не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание его профессиональной подготовки, но тем не менее при систематическом выполнении творческой деятельности у него формируются личностные качества, характеризующие такое свойство личности, как креативность.
Информация о работе Требования к личности мастера производственного обучения