Требования к личности мастера производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Согласно ГОС СПО по специальности «Профессиональное обучение» выпускник колледжа должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, позволяющую заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях.

Файлы: 1 файл

Курсовик по педагогике.docx

— 41.35 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Волжский государственный  инженерно - педагогический университет»

Факультет среднего профессионального образования

 

Кафедра педагогики

 

Курсовая работа

 

«Требования к  личности мастера производственного  обучения»

 

Дисциплина: Организация  и методика профессионального обучения

 

 

                                                                        Выполнил: Студент гр. ТА – 07

                                                                                                                                                                    Проверил: к. п. н., доцент      

                                                                                           Т. С. Юртаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород.

2010г.

1.1.Виды деятельности мастера профессионального обучения.

 

Согласно ГОС СПО по специальности «Профессиональное  обучение» выпускник колледжа должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению  квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях  различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, позволяющую заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях.

К основным видам деятельности выпускника относятся:

- учебно-воспитательная - осуществление целостного учебного производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих) и профессиональной ориентации обучающихся, формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего), создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения, личностно ориентированный подход к обучающимся;

- учебно-методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся), изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности;

- организационно-управленческая – организация учебно-производственного и воспитательного процесса , практики обучающихся, руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива- исполнителей, выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях, обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах: учёт, отчётность и анализ учебной и производственной деятельности;

- производственно-технологическая (конструкторско-технологическая, опытно-эксперементальная и другие виды деятельности) – виды деятельности и их содержание устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Выпускник среднего профессионального  образования по квалификации

« мастер профессионального  обучения» должен

 уметь:

* формировать и развивать профессиональные  умения и навыки обучаемых;

* проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;

* организовывать и осуществлять образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;

* обеспечивать связь теории с практикой;

*  разрабатывать планирующую  и учебно-методическую документацию  по производственному обучению  и практике  обучающихся (студентов);

* формировать профессионально  важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;

* использовать достижения  профессиональной педагогики и  психологии при совершенствовании  процесса профессионального обучения  и воспитания обучающихся (студентов);

* пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и  учебно-методической литературой;

* разрабатывать планы  размещения оборудования, технического  оснащения и организации рабочих  мест в учебно-производственных  мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных  базах;

* нормировать и организовывать  производственные и учебно-производственные  работы, деятельность учебной группы  с соблюдением правил безопасных  условий труда и противопожарной  защиты;

* вести учёт, отчётность  и на их основе проводить  анализ, оценку и корректировку  учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать  мероприятия по повышению эффективности  образовательного процесса и  производства;

* внедрять инновационные  технологии профессионального обучения, передового отечественного и  международного опыта в профессионально-педагогической  сфере;

* применять в профессиональной  деятельности информационно-телекоммуникационные  технологии, автоматизированные средства  обучения и тренажерные комплексы;

знать:

  • основополагающие документы Правительства Российской Федерации,

отраслевых министерств, Минобразования и Минтруда по вопросам кадровой политики и профессионального  образования;

  • государственные требования к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников  учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);

  • учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих);
  • анатомию, возрастную физиологию и гигиену;
  • общую и профессиональную психологию;
  • общую и профессиональную педагогику;
  • основы педагогического мастерства;
  • методику профессионального обучения и воспитания;
  • основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной

деятельности  предприятия;

  • средства информационных технологий и методы работы с ними;
  • государственную систему метрологии, стандартизации и

сертификации;

  • основы рыночной экономики и менеджмента;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной

санитарии и противопожарной  защиты.

   Умения и знания  выпускника по квалификации техника,  технолога и т.д. должны соответствовать  Государственным требованиям к  минимуму содержания и уровню  подготовки выпускников среднего  профессионального образования  по специальности профиля   подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности профессии  мастера профессионального обучения.

 

 

Мастер профессионального  обучения выполняет различные выды деятельности в рамках общей профессионально-педагогической деятельности. Рассмотрим её особенности.

Двойственный  характер труда мастера профессионального  обучения

Профессия мастера профессионального  обучения является педагогической и  относится к группе профессий, предметом  которых служит другой человек. Педагог  выделяется среди различных специалистов  не только повышенным чувством долга  и ответственности, но и классом  решаемых задач. Имея в качестве цели своей деятельности становление, формирование и преобразование личности, мастер профессионального обучения призван  также управлять процессом ее развития.

Особенность профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда .С одной стороны , главное её содержание составляют взаимоотношения с  людьми, с другой – эта профессия всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Для мастера профессионального обучения это знания и умения по конкретному виду профессиональной (отраслевой) деятельности.

Кроме того, мастер профессионального  обучения должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, их возрастные и психологические особенности. То есть профессия мастера профессионального обучения требует двойной подготовки: человековедческой и специальной (отраслевой).

Мастер профессионального  обучения, таким образом, должен  обладать определёнными социально-психологическими качествами, в том числе уметь  общаться. Особенностью данной профессии  является также её гуманистический, коллективный и творческий характер.

Деятельность мастера  профессионального обучения в процессе подготовки будущих рабочих в  значительной степени определяется и требованиями потенциальных работодателей,  конкретных производств.

Современный рынок труда  достаточно динамичный, и работодатель в зависимости от уровня развития конкретного производства предъявляет  требования, связанные с знанием как технико-технологических, социально-экономических возможностей и перспектив в производственных отношениях, так и характера взаимоотношений между людьми. Одно из условий выполнения данных требований заключается в умении мастера профессионального обучения  хорошо ориентироваться в запросах  потенциальных работодателей , что обеспечивает высокую эффективность подготовки будущих рабочих.

Следовательно, мастер профессионального  обучения готовит своих воспитанников, исходя из нужд конкретного времени, с учётом определённой  социальной и профессиональной   ситуации и требований общества. И в то же время он является  проводником  культуры, несёт в себе вневременной фактор, имея в качестве цели развитие личности как синтез её общечеловеческих качеств и работая, таким образом , на будущее.

 

Коллективный, творческий и гуманистический характер деятельности мастера профессионального обучения.

В отличие от других представителей  профессии «человек- человек», где  результат является продуктом деятельности одного человека( например, врача, продавца и т.п.), в педагогической профессии трудно определить вклад конкретного педагога, семьи и других социальных структур на воспитанника.

Чаще всего в педагогической науке используют понятие  совокупного  субъекта педагогической деятельности, понимая под ним коллектив  учебного заведения.

Уровень творчества в деятельности мастера профессионального обучения отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности также является  важнейшей её особенностью, поскольку её продуктом всегда остаётся развитие личности. Творчески работающий мастер профессионального обучения с течением времени создаёт свою педагогическую систему, которая служит средством достижения наилучшего результата в воспитании.

Творческий потенциал  мастера  профессионального обучения формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и специальных знаний, умений и  навыков, позволяющих находить и  применять новые, оригинальные решения, новаторские формы и методы, совершенствуя  тем самым  свои профессиональные функции.

В современной науке педагогическое творчество понимается как процесс  решения педагогических задач в  меняющихся обстоятельствах. При этом педагог строит свою деятельность следующим  образом: анализирует педагогические ситуации, проектирует результат  в соответствии с исходными данными, анализирует имеющиеся средства, оценивает полученные данные и формирует новые задачи.

Опыт творческой деятельности мастера  профессионального обучения не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание его профессиональной подготовки, но тем не менее при систематическом выполнении творческой деятельности у него формируются личностные качества, характеризующие такое свойство личности, как креативность.

Информация о работе Требования к личности мастера производственного обучения