1.Требования к психодиагностическим
методикам
Короче говоря, нарушение
психической совместимости наступает
тогда, когда ты начинаешь сообщать другим
людям правду о том, что ты о них думаешь.
В. Конецкий. Начало
конца комедии
выделены
следующие типы методик:
1) объективные тесты,
в процессе выполнения которых
испытуемый должен дать правильные
ответы на предлагаемые задания.
Как правило, это методики, направленные
на оценку способностей (интеллект,
память, внимание и пр.);
2) стандартизованные
самоотчеты: тесты-опросники, открытые
опросники и шкальные опросники;
3) проективные методики;
4) аппаратурные
методики;
5) диалогические
методики.
Рассмотрим эти типы методик более подробно.
1. Объективные
тесты
Наиболее часто используются
тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый
должен решать логические, арифметические,
пространственные задачи. Время выполнения
заданий в большинстве объективных тестов
ограничено.
2. Стандартизованные
самоотчеты
1) Тесты-опросники
более часто используются в кадровой работе.
Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные)
позволяют оценить сразу несколько психологических
черт. В многомерном опроснике каждая
измеряемая черта представлена группой
вопросов (обычно семь и более). В качестве
примера многомерных стандартизованных
опросников можно привести знаменитые
MMPI, тест Кэттела 16PF, CPI. По своему содержанию
опросники — это списки вопросов или утверждений
(«стимульных ситуаций») с заданными вариантами
реакций (ответов) испытуемого на них.
Возможные варианты ответов:
• «верно» или «неверно»
(опросник MMPI);
• «да», «иногда», «нет»
(опросник 16 PF).
2) Открытые опросники
представляют собой анкеты, списки вопросов
или неоконченных предложений, для которых
предусмотрена особая форма обработки
— контент-анализ (т.е. отнесение ответов
к определенным стандартным категориям).
3) Шкальные техники.
В некоторых опросниках испытуемому
предлагается оценить себя по одной или
нескольким шкалам.
Как любой
измерительный инструмент стандартизованные
опросники имеют сильные и слабые стороны.
Преимущества:
• удобны в использовании
при групповом обследовании (легко тиражируются,
имеют четкие письменные инструкции по
заполнению, обработке и интерпретации
результатов); легко компьютеризируются:
• проводить тестирование
может сотрудник кадрового подразделения,
не имеющий специального психологического
образования;
• обработка и интерпретация
результатов проста, не требуют значительных
временных затрат и длительной специальной
подготовки. Многомерные личностные опросники,
как правило, позволяют получить целостный
психологический портрет испытуемого.
Недостатки:
• опросник не предоставляет
об испытуемом информации больше, чем
предполагает шкальная структура теста;
• если результат испытуемого
находится в пределах средних значений,
возникают проблемы с содержательной
интерпретацией. Поэтому иногда «не работает»
более половины из 16 шкал опросника Кэттела;
• многомерные личностные
опросники требуют значительных временных
затрат на проведение, так как включают
в себя несколько сотен вопросов;
• известность и популярность
некоторых стандартизованных опросников
привела к снижению их валидности.
3. Проективные
методики. Эти методики задействуют
в испытуемом процессы воображения. Инструкции
проективных тестов предлагают человеку
«спроецировать» себя в заданную стимульную
ситуацию и создать на ее основе некоторый
индивидуальный продукт в виде текста,
рисунка, рассказа, эмоционального состояния
и пр. Предполагается, что подобный продукт
несет в себе особенности характера и
мотивационно-ценностной сферы испытуемого.
4. Аппаратурные
методики. Предполагают использование
специальной аппаратуры для изучения
индивидуально-психологических особенностей
испытуемого. Как правило, с помощью аппаратурных
методик оцениваются особенности высшей
нервной деятельности (скорость реакции,
динамические характеристики нервной
системы) и высшие психические функции
(особенности памяти, внимания, восприятия).
5. Диалогические
методики. Предполагают непосредственный
контакт психодиагноста и испытуемого.
Эти техники требуют высокой коммуникативной
компетентности. Вариант диагностической
техники — собеседование по результатам
психологического обследования, в котором
уточняются результаты и проверяются
гипотезы, высказанные по результатам
ранее выполненных тестов.
Правила
применения психодиагностических методик
1) в отношении
используемых тестов присутствуют
данные о валидности, надежности,
существуют статистические нормы для
предполагаемых категорий испытуемых;
2) имеются методические
материалы (стимульный материал, бланки,
ключи, описание методики, описание процедуры
тестирования, алгоритм обработки результатов,
текст интерпретации результатов и рекомендации
по составлению заключения на их основе;
3) использование
методики оправдано с точки
зрения критериев отбора (оценки)
персонала, финансовых и временных
затрат;
4) имеется квалифицированный
консультант, который может предоставить
экспертное заключение в отношении данного
теста и целесообразности его использования;
5) конфиденциальность
персональной информации гарантируется
в том числе и процедурно (создается специальный
документ, в котором уточняется порядок
хранения, передачи и использования информации,
вводится специальная кодировка первичных
результатов с ограниченным доступом
к ключу).
Полноценное использование
психодиагностических методов, необходимое
для получения достоверных результатов,
а также соображения профессиональной
этики предполагают, что консультант и
представители заказчика в своей работе
будут придерживаться ряда правил.
Правила
использования психодиагностических
тестов:
• обязательно соблюдать
профессиональную тайну, как в отношении
технологии тестирования, так и по поводу
диагностической информации, полученной
об испытуемом;
• строить отношения
с обследуемыми на партнерской основе.
Это означает, что: нельзя злоупотреблять
их доверием; следует обязательно предупреждать
о том, как будет использоваться диагностическая
информация и кто будет иметь к ней доступ;
необходимо создавать условия для получения
испытуемым информации по данным тестирования;
• при запросе со стороны
испытуемого о результатах тестирования
предоставлять информацию в позитивном
виде, делая ударение на потенциальных
возможностях испытуемого и избегая негативных
оценочных суждений;
• заранее согласовывать
с испытуемым дату, время обследования,
обязательно сообщать о его продолжительности;
• тестирование следует
проводить в отдельном помещении, с соблюдением
необходимых санитарно-гигиенических
норм (площадь на одного испытуемого не
менее 3 м2, наличие вентиляции, окон, приятный
интерьер и пр.), при отсутствии телефонов
и других отвлекающих моментов;
• не следует сообщать
испытуемому подробности об интерпретации
результатов — это может повлиять на уровень
их достоверности и будет способствовать
девалидизации методики;
• в отношении испытуемого
следует занять партнерскую позицию («Мы
делаем с вами общее дело, мы заинтересованы
в получении достоверной информации и
будем вам благодарны за нее»), взаимодействие
с позиции силы («Сейчас мы все про вас
узнаем!») недопустимо;
• во время психодиагностического
обследования следует быть приветливым,
вежливым и проявлять готовность прийти
на помощь в случае необходимости;
• во время тестирования
следует предусмотреть 10-минутные перерывы
через каждый час работы;
• при интересе со
стороны испытуемого к результатам тестирования
следует выразить готовность предоставить
эту информацию в устной конспективной
форме и сообщить, когда это может быть
сделано;
• при завершении обследования
следует проинформировать испытуемого
о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма
и пр.) и обязательно поблагодарить за
проделанную работу.
Поведение испытуемого
во время выполнения тестов может служить
дополнительным источником информации
о его индивидуально-психологических
особенностях.
2Стандартизация психодиагностических
методик
Диагностическая методика отличается
от любой исследовательской тем, что она
стандартизирована.
Стандартизация (по Анастази) – это единообразие процедуры проведения
и оценки выполнения теста. Таким образом,
стандартизация рассматривается в двух
планах: как выработка единых требований
к процедуре эксперимента и как определение
единого критерия оценки результатов
диагностических испытаний. Стандартизация
процедуры эксперимента подразумевает
унификацию инструкций, бланков обследования,
способов регистрации результатов, условий
проведения обследования.
Требования к проведению эксперимента:
1. инструкции следует сообщать
испытуемым одинаковым образом,
как правило, письменно; в случае
устных указаний они даются
в разных группах одними и
теми же сло-вами, понятными для всех,
в одинаковой манере;
2. ни одному испытуемому не
следует давать никаких преимуществ
перед другими;
3. в процессе эксперимента не
следует давать отдельным испытуемым
дополнительные пояснения;
4. эксперимент с разными группами
следует проводить в одинаковое
по возможности время дня, в
сходных условиях;
5. временные ограничения в выполнении
заданий для всех испытуемых
должны быть одинаковыми и
так далее.
Другим наиболее важным этапом в стандартизации
методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение
результатов диагностических испытаний,
поскольку диагностические методики не
имеют заранее определённых стандартов
успешности или неудачи в их выполнении.
Стандартизация методики осуществляется
путем ее проведения на большой репрезентативной
выборке такого типа, для которого методика
предназначена. Относительно этой группы
испытуемых вырабатываются нормы, указывающие
не только средний уровень выполнения,
но и относительную вариативность выше
и ниже среднего уровня.
Для выполнения статистической нормы применяются приемы математической статистики
х ± s (х – среднее арифметическое, s - станд. отклонения). Х ± 5s
Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки
стандартизации.
Под руководством Гуревича разрабатываются
тесты, в которых в качестве точки отсчета
выступает независимый от результатов
испытания, объективно заданный социально-психологический
норматив. Он реализуется в совокупности заданий
составляющих тест. Сам тест в полном его
объеме и является таким нормативом.
При разработке и применении любой точки
отсчета следует обратить внимание на
выборку испытуемых. В математической
статистике различают генеральную совокупность
(популяция) и выборку. Всякая большая
совокупность людей относительно которой
мы собираемся делать выводы называется
генеральной совокупностью.
Выборка – это часть, или подмножество, совокупности.
Проводить исследования для популяции
не принято. Обычно из нее выделяется группа
людей – выборка стандартизации, которая
реально подвергается тестированию, и
с ее помощью оценивается генеральная
совокупность. Чтобы оценки носили достоверный
характер выборка должна быть репрезентативна,
представительна для рассматриваемой
популяции, то есть ее вероятные свойства
должны совпадать или быть близкими к
свойствам генеральной совокупности.
Один из способов обеспечения репрезентативности
выборки является ограничение популяции
(пол, возраст, профессия, здоровье, социально-эконом.
статус и др.). Такая популяция определяется
как специфическая.
1. Отбор испытуемых в выборку
стандартизации
2. Определение популяции с выделением
в ее структуре переменных
значимых, малозначимых (возраст, пол)
3. Популяция делится на части
в зависимости от значимых
переменных.
4. Испытуемые отбираются в случайном
порядке и пропорционально численности
каждой значимой части совокупности.
Минимальный порог выборки –
200 человек.
Статистическая норма – критерий, по которому проводят сравнение
результатов диагностических методик.
Возрастная норма – как показатель, который появляется
в тестах Бене-Симона (норма – сделать
все задания).
Внешний критерий – критерий выполнения.
Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки
стандартизации, первичный результат
которому ниже данного первичного показателя.
Процентили указывают на относительное
положение индивида в выборке стандартизации.
Чем ниже процентиль, тем хуже позиция
индивида. Процентили нельзя смешивать
с обычными процентными показателями,
которые являются первичными показателями
и представляют собой процент правильно
выполненных заданий, тогда как процентиль
– это производный показатель, указывающий
на долю от общего числа членов группы.
3. Правила формирования
выборки стандартизации:
- выборка стандартизации должна
состоять из респондентов, на которых
в принципе ориентирован данный тест, то есть если
создаваемый тест ориентирован на детей
(например, тест Амтхауэра), то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста;
- выборка стандартизации должна
быть репрезентативной, то есть представлять
собой уменьшенную модель популяции по
таким параметрам, как возраст, пол, профессия,
географическое распределение и т.д. Под популяцией
понимается, например, группа дошкольников
6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.
Распределение результатов,
полученных при тестировании испытуемых
выборки стандартизации, можно изобразить
с помощью графика – кривой нормального
распределения.