Требования к психодиагностическим методикам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 12:50, реферат

Описание работы

Короче говоря, нарушение психической совместимости наступает тогда, когда ты начинаешь сообщать другим людям правду о том, что ты о них думаешь.
В. Конецкий. Начало конца комедии

выделены следующие типы методик:
1) объективные тесты, в процессе выполнения которых испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Как правило, это методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание и пр.);
2) стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники и шкальные опросники;

Файлы: 1 файл

Практическое занятие 3 психология.docx

— 49.98 Кб (Скачать файл)

 

Производные показатели получаются путем математической обработки первичных показателей.

Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надежность, валидность, стандартизированность, репрезентативность.

Надежность психодиагностических методик свидетельствует о повторяемости, стабильности результатов, об их постоянстве и устойчивости.

Надежность теста показывает независимость его результатов от действия разных случайных факторов.

Другим показателем качества методики является ее валидность. Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.

Наиболее распространенным способом нахождения теоретической валидности методики является конвергентная валидность, т. е. сопоставление данной методики с авторитетными родственными методиками и доказательство значимых связей с ними. Сопоставление с методиками, имеющими другое теоретическое основание, и констатация отсутствия значимых связей с ними называется дискриминантной валидностью.

Другой вид валидности - прагматическая валидность - проверка методики с точки зрения ее практической значимости, эффективности, полезности.

Стандартизированное™, психодиагностической методики предполагает, с одной стороны, единую стандартную процедуру ее проведения и обработки результатов, а с другой стороны включает перевод «сырых первоначальных результатов теста» в стандартную шкалу тестовых баллов, в результате чего можно сопоставлять результаты у разных испытуемых в разных тестах. Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется «выборкой стандартизации».

Следует учитывать репрезентативность тестовых норм - правомерность применения тестовых норм а большой группе людей. Если тестовые нормы были вычислены на выборке школьников, то эти нормы нельзя автоматически переносить на студентов.

Кроме статистических тестовых норм, часто используют критериальные нормы, т. е. достиг ли человек критического требуемого уровня развития профессионально важного психологического качества. В критериальных тестах учитывают не степень отклонения баллов от центра шкалы, а достижение или не достижение какого-то критического уровня на шкале.

Следует учитывать и достоверность теста - способность теста защищать информацию от мотивационных (сознательных и бессознательных) искажений и социальной желательности ответов (это достигается через введение в тест проверочной шкалы лжи).

Адаптация содержания теста.

1)Перевод материалов  методики. Знакомство с теоретическими позициями автора (если нет разногласий с автором, можно работать дальше).

Трудности: стоящая за каждым опросником психометрическая проработка оригинала заставляет считать его неприкосновенным.

Два вида перевода (по Кэмпбелл):

а– Симметричный – такой перевод, в котором сохраняются как смысл, так и привычность, разговорность;

б– Асимметричный – сохранение верности одному из языков, обычно языку оригинала.

Сложности: трудно, а порой и невозможно найти эквиваленты слов в другой культуре.

2) Экспертная  оценка перевода (стимульного материала, описания теста) с привлечением лингвистов и профессиональных психологов, владеющих языком оригинала. Проводится во избежание разночтений.

3) Адаптация переведенного  материала к культуре страны-пользователя (меняем знания, но смысл задания не меняется).

4) Проверка валидности и надежности – проверка основных психометрических характеристик методик.

Оцениваем насколько эти характеристики соответствуют тем, которые приводил автор методики. 
5) Разработка тестовых норм.

Проводится обследование достаточно больших выборок и указывается вариативность результатов.

Реадаптация – когда происходят изменения в рамках одной культуры (адаптация к «современности»).

II.Кроме адаптации содержания теста, необходима адаптация процедуры испытаний.

III. Оценка результатов тестирования – результаты должны быть адаптированы к среде, в которой воспитывается человек (пр: деревня, город), должны быть другие нормы.

 

4. Статистическая норма - получена статистическим путем при обследовании достаточно большой группы испытуемых, которая называется выборка стандартизации. Из популяции создаются относительно небольшие группы, соответствующие этой популяции. Выборка должна быть репрезентативна популяции. 

Раньше выборка создавалась на основе учета ряда параметров, существующих для измеряемых методикой психологических характеристик. Создавалась модель широкой популяции. Д.Векслер формировал выборки репрезентативной широкой популяции. Например, его тест рассчитан для людей от 16 до 65 лет. И он опирался на результаты переписи населения, учитывал географическое распространение населения, социоэкономический уровень, этнический состав, уровень образования, характер профессиональной деятельности. Его выборка в процентном содержании соответствовала процентному содержанию населения США.

Сейчас чаще используются репрезентативные выборки специфичные популяциям. Широкая популяция разбивается на ряд однородных подгрупп (население сельской местности или городское).  
Причины предпочтения: 

  • очень трудно создавать выборки репрезентации широкой популяции. часто очень различными получаются показатели методик по отношению к широким популяциям. Эти значимые различия делают бессмысленным объединение групп. Лучше сузить популяцию, чем утверждать, что подсчитанные нормы относятся ко всем представителям популяции. Для вычисления статистической нормы нужно обследовать всю выборку стандартизации и получить свой показатель для каждого участника группы. Эти показатели имеют некий разброс по группе. Дальше в системе координат заносятся данные и получают форму распределения, эта кривая имеет самую разную форму. Только в случае кривой нормального распределения психолог может рассчитывать статистическую норму.  
    Любое распределение имеет две основных характеристики: 

1. центральная тенденция - общее расположение распределения  по осям измерения. Три способа: 

    • мода распределения - чаще всего встречается 
  • медиана - срединное значение распределения 
    • среднее арифметическое - (формула подсчета среднего арифметического ) 

2. дисперсия - разброс величин  вокруг центрального значения. Она  определяется как среднее арифметическое  квадратов разностей между наблюдаемыми  значениями и средней величиной  
D тем выше, чем больше разброс значений. Из-за своего способа подсчета D всегда выражена в квадратных величинах.

 

 

 

5.Овладение социально-психологическими нормативами — это активный со стороны индивида процесс: стремясь занять определенное место в социуме, он сознательно осуществляет это, прилагая определенные усилия, преодолевая возникающие препятствия и пр.

 

Сходства и  различия между статистической нормой и социально-психологическим нормативом. 
Статистическая норма - это  средний диапазон на шкале измеряемого  свойства. Нормой здесь считается  близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически  среднего индивида. 

 
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который  явно или неявно считается в обществе необходимым. Наличие тестовых норм для конкретного теста является обязательным. 
 В качестве принципиальных  отличий между статистической  нормой и социально-психологическим нормативом можно рассмотреть их следующие характерологические  особенности:  
Первое отличие — особое содержание большинства заданий тестов. Авторы нормативно-ориентированных тестов опираются  на анализ продуктов деятельности и контент-анализ. В них содержатся основополагающие понятия, информация об исследуемом явлении.  
Второе отличие заключается в иных способах репрезентации и обработки диагностических результатов, основными среди которых является отказ от статистической нормы как критерия оценки индивидуальных и групповых результатов в пользу критерия приближения данных к социально-психологическому нормативу.  
Третье отличие—коррекционность. 
Отказ от статистической нормы  как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения  к критериям социально-психологического норматива является показателем того, что психологу нет необходимости, определяя, например, меру успешности какой-либо деятельности конкретным человеком, обращаться к континуму всей совокупности или выборки. 
Важный признак, отличающий статистическую норму от социально-психологического норматива: задания, ориентированные на второй, разрабатываются таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно. 
Социально-психологический  норматив реализуется в совокупности заданий, составляющих тот или иной тест. Сам тест в полном его объеме и является таким нормативом. В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий степень близости результатов к нормативу. В частности, для групповых количественных данных сотрудниками К. М. Гуревича была разработана следующая схема. 
Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100 %-ное выполнение всего теста, все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп: 
1) наиболее успешные –  10%; 2) близкие к успешным – 20 %; 3) средние по успешности – 40%; 4) малоуспешные – 20%; 5) наименее успешные – 10%. 
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных  заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идет норма  подгрупп, по оси ординат – процент  выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих  точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к  социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по результатам  как теста в целом, так и  каждого субтеста в отдельности.  
 

6. Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Свойства:

    1. Воспроизводимость рез-тов исследования.

    1. Точность измерения.

    1. Устойчивость результатов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:

    1. нестабильность диагностируемого свойства;

    1. несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);

    1. меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

    1. различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

    1. колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);

    1. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.

На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики.

К.М. Гуревич предложил толковать надёжность как:

    1. надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);

    1. стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности);

    1. константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надёжности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, - коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния Личности экспериментатора – коэффициентом константности. Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности. (Надёжность: ретестовая, параллельных форм, частей тела, по внутренней согласованности, факторно-дисперсионая).

Определение надежности измерительного инструмента. От того как составлена методика, насколько правильно подобраны задания, насколько она однородна зависит точность, объективность измерения.

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (гомогенности) используют метод расщепления. Задания делят на четные и нечетные (необходимо выполнение всех заданий), а затем результаты коррелируются между собой. Если методика однородна, то большой разницы в успешности по этим половинам не будет, коэффициент будет высоким. Можно сравнивать по частям, но лучше по четным и нечетным, т.к. этот способ не зависит от тренировки, утомления и т.д.

Методика надежна, если коэффициент не ниже 0,75 – 0,85, лучше 0,90 и выше.

7. Вали́дность (англ. validity, от лат. validus — «сильный, здоровый, достойный») — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. Более прикладное определение понятия "валидность" - мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам. Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики

Виды валидности

В различных источниках упоминаются разные названия, что может создавать определенную путаницу. В экспериментальной психологии ключевыми понятиями являются

  • Внешняя валидность
  • Операциональная валидность
  • Конструктная валидность
  • Внутренняя валидность
  • Дифференциальная валидность
  • Инкрементная валидность
  • Экологическая валидность
  • Для психодиагностики и организационной психологии более традиционной является классификация из трех основных видов валидности:
  • Конструктная валидность
  • Конвергентная валидность
  • Дивергентная валидность
  • Критериальная валидность (Эмпирическая валидность)
  • Текущая валидность
  • Ретроспективная валидность
  • Прогностическая валидность
  • Содержательная валидность
  • Очевидная валидность

Информация о работе Требования к психодиагностическим методикам