Требования к уроку
в специальной (коррекционной) школе
VIII вида
- Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
- Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
- На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
- Излагаемый материал должен быть научным, достоверным,
доступным, должен быть связан с жизнью
и опираться на прошлый опыт детей.
- На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
- На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
- Урок должен быть оснащен:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
- На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
- Необходимо введение в обучение компьютеров.
- На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
- Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
При подготовке к уроку следует
помнить:
- Тема урока.
- Тип урока.
- Основная цель урока.
- Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
- Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
- Формы и методы обучения.
- Оценка учащихся.
- Анализ урока.
Типы уроков
- Урок изучения нового материала.
- Урок закрепления знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок проверки и оценки знаний.
- Комбинированный урок.
- Урок-игра.
- Урок-экскурсия.
- Урок-диалог.
Этапы урока
- Организация начала урока.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знаний.
- Закрепление знаний.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и проверка знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании и выставление оценок.
Наличие того или иного этапа
урока зависит от типа урока.
Образовательные задачи:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить….
Коррекционно-развивающие
задачи:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля,
усидчивости и выдержки, умение выражать
свои чувства…;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное
отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать
и т.п.)
Формулировка задач на урок зависит
от темы урока, подобранных заданий
и типа урока. Например, на уроке
изучения нового материала – дать
понятия, познакомить, на уроке закрепления
знаний – закрепить, повторить и т.п.
Методы обучения:
- объяснение;
- рассказ;
- демонстрация;
- наблюдение;
- работа с книгой;
- игра;
- упражнение;
- лабораторно-практическая работа;
- практическая работа;
- самостоятельная работа;
- применение технических средств обучения;
- программированное обучение;
- проблемное обучение.
Прием – это часть метода.
Например, при использовании метода упражнений
применяются следующие приемы: сообщение
условий задания, запись условий, выполнение
задания, анализ результатов выполнения
задания, контроль за правильностью выполнения
задания.
Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Задачи урока:
- образовательная;
- коррекционно-развивающая;
- воспитывающая.
Оборудование урока
1) Организационный этап
Цель – подготовка учащихся к
работе на уроке. Содержание этапа (возможные
ва-рианты):
- по звонку найти свое место;
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного, определение отсутствующих;
- запись числа;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место,
рабочая поза, внешний вид);
- сообщение темы и цели урока.
2) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность
и осознанность выполнения домашнего
задания, определить типичные недостатки,
выявить уровень знаний учащихся,
повторить прой-денный материал, устранить
в ходе проверки обнаруженные пробелы
в знаниях. Воз-можные варианты проверки
домашнего задания:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос с вызовом к доске;
- фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
- индивидуальный письменный опрос;
- уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
- практическая работа;
- программированный контроль;
- проверка тетрадей;
- технические средства обучения.
3) Подготовка учащихся к усвоению
нового материала
Цель – организовать познавательную
деятельность учащихся. Сообщить тему,
це-ли и задачи изучения нового материала,
показать практическую значимость изучения
нового материала, привлечь внимание и
вызвать интерес к изучению новой
темы. Ввод нового понятия возможен
разными способами:
- загадка;
- ребус;
- кроссворд;
- игра "Четвертый лишний";
- словарная работа (связь с новым материалом);
- проблемный вопрос.
4) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное
представление об изучаемом вопросе,
правиле, явлении и т.п. Сообщение нового
материала возможно:
- в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, по-следовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
- самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения
и ис-пользования учебника;
- вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
- чередование беседы и рассказа;
- применение ТСО.
5) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения,
необходимые для самостоятельной
работы уча-щихся по новому материалу,
учить применять знания в сходной ситуации.
Используе-мые методы:
- беседа;
- работа с учебником;
- работа с тетрадью;
- практическая работа;
- программированные задания;
- дидактические игры;
- ТСО;
- таблицы, схемы, тесты;
- самостоятельная работа.
6) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и
подвести итог, как работал класс
на уроке, отметить работу учащихся, выяснить,
что нового узнали учащиеся на уроке.
- выводы;
- вопросы на понимание изученного материала;
- разбор и запись домашнего задания;
- оценка работы учащихся.
Показатели
степени обученности (по В.П. Симонову)
- "Различение" (распознавание), или уровень
знакомства. Характеризует низшую степень
обученности. Ученик отличает данный объект,
процесс, явление и т.п. от их аналогов,
только тогда, когда их предъявляют ему
в готовом виде, демонстрируя только лишь
способность узнавания. Написать, объяснить,
решить, применить на практике не может.
На вопросы дает односложные ответы, наблюдается
попытка "угадать" правильный ответ.
- "Запоминание". Учащийся может пересказать
содержание текста, правила и т.п. без глубокого
осознания. Учащийся отвечает на вопросы
только репродуктивного плана и часто
при их определенной последовательности.
- "Понимание". Учащийся не только воспроизводит
формулировку, но может объяснить, привести
пример. Сущность вопроса им понята, а
не просто формально закреплена в сознании.
- "Применение" (репродуктивный уровень). Ученик
может применить на практике теоретические
знания в простейших заданиях. Простейшие
умения в процессе их применения переходят
в простейшие навыки.
- "Перенос". Ученик умеет творчески применить
полученные теоретические знания на практике,
в новой нестандартной ситуации.
Анализ и оценка открытого урока
(по В.П. Симонову)
Оценивая эффективность проводимого
занятия, следует учитывать ряд
показателей:
I Оценка основных личностных
качеств педагога
- Знание преподавателем учебного предмета и его общая эрудиция.
- Уровень педагогического и методического мастерства преподавателя.
- Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая грамотность.
- Позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его так-тичности и демократичности в общении
с учащимися.
- Внешний вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.