II Оценка основных
характеристик и поведения учащихся
- Степень познавательной активности учащихся в ходе занятия, степень их творчества и самостоятельности.
- Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии).
- Наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.).
- Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности и эмоциональности учащихся.
III Оценка содержания
деятельности преподавателя и
учащихся
- Анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации.
- Актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью.
- Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для учащихся.
- Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого нового материала).
IV Оценка способов деятельности преподавателя
и учащихся
- Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия.
- Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности
и ТСО.
- Рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.
- Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного
и фронтального подходов к учащимся.
- Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.
- Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.
- Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.
V Оценка цели и результата
занятия
- Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.
- Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели
в одно и то же время.
- Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).
- Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).
- Степень воздействия проведенного занятия на развитие
учащихся (что и в какой степени способствовало
их развитию)
Самоанализ урока учителем
- Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от
этих особенностей.
- Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
- Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые
методы и приемы работали на решение главной
цели урока и поставленных к ней задач.
Межпредметная связь и связь материала
урока с жизнью.
- Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом
только что проведенного урока демонстрирует
способность педагога к рефлексии
собственных действий, собственного
творчества и является показателем
его эрудиции. Учитель говорит
о степени достижения поставленных
целей, разъясняет причины и обосновывает
необходимость всех отклонений от намеченного
плана, объективно (а при необходимости
критично) оценивает собственные действия,
и что особенно важно, разъясняет и комментирует
те нюансы, которые гости могли не увидеть,
не понять, не оценить, так как не видели
глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить
элементам особого удовлетворения
учителя тем или иным учеником:
нередко какой-то ответ ребенка
кажется гостям верным, естественным,
обычным, в то время как для
конкретного ребенка (если учесть
его возможности) такой ответ символизирует
преодоление, подъем на новую ступень
в развитии. Специальный комментарий учителя
необходим и в том случае, если выставление
оценки тем или иным детям не вполне соответствует
реальному ответу. Учитель должен аргументировать
свои действия, оппонировать гостям, если
это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать»
возможно, несправедливые, ошибочные оценки.
Учитель должен быть готов к тому,
что конспект урока может заинтересовать
кого-то из гостей, и хорошо бы иметь
несколько экземпляров конспекта урока,
дабы раздать гостям.
При подготовке и проведении открытого
урока учителю следует избегать
ряда ошибок:
- ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться,
заменив одно задание на другое, исключив
какой-то вид работы;
- отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
- перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
- забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
- при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих,
а, прежде всего, обучать;
- появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
- недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа:
«Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала
и надеялась» и т.п.
Схема анализа урока по Т.И. Шамовой
и Ю.И. Конаржевскому
Условные обозначения:
- ТДЦ - триединая дидактическая цель;
- МО - методы обучения;
- СУМ - содержание учебного материла;
- ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
Балльные оценки:
- 2 - реализовано полностью;
- 1 - реализовано частично;
- 0 - не реализовано.
Эффективность урока: сложить все
баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
- 85% - отлично,
- 84 - 65% - хорошо,
- 64 - 45% - удовлетворительно.
Характеристика урока
- Обозначена цель урока.
- Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.
- Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.
- МО обеспечили мотивацию деятельности.
- Сотрудничество учителя и учащихся.
- Контроль и самоконтроль.
- Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.
- ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.
- Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.
- ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.
- Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.
- Воспитательный аспект.
- Развивающий аспект.
Виды работы над текстом на уроках
- Чтение всего текста (по заданию учителя).
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подго-товка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу
предложения всего предложения. (Позже
предложение можно заменять логически
законченным отрывком.)
- Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чте-ния незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов,
например: норма чтения незнакомо-го текста
составляет 40 слов, значит, домашний текст
ребенок должен прочитать с нормой 50 –
55 слов в минуту).
- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
- Нахождение предложения, с помощью которого можно
исправить допущенную ошибку.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
- Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
- Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
- Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения
учителем или учени-ком.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Установление путем чтения причинно-следственных связей.
- Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
- «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
- Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мо<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__