Труд детей в природе и его своеобразие в младших группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 00:51, контрольная работа

Описание работы

В последнее время в связи с нарастающим глобальным экологическим кризисом стал более значимым и актуальным вопрос экологического образования детей. В дошкольных учреждениях активизировалась работа по формированию у детей начал экологической культуры. Экологическое образование является частью общего образования. Это важное средство всестороннего развития ребёнка и формирования его нравственных чувств. Ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу;

Содержание работы

Введение………………………………………………2
Формы организации труда дошкольников в природе……………………………………………….3
Технология руководства трудом детей в младших группах………………………………………………...4
Рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы для младших групп….8
Первая младшая группа
Вторая младшая группа
Заключение………………………………………..….9
Список используемой литературы……………….10

Файлы: 1 файл

Труд детей в природе и его своеобразие в младших группах.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

    1. Введение………………………………………………2
    2. Формы организации труда дошкольников в природе……………………………………………….3
    3. Технология руководства трудом детей в младших группах………………………………………………...4
    4. Рекомендации по руководству повседневным трудом в уголке природы  для младших групп….8
    1. Первая младшая группа
    1. Вторая младшая группа
    1. Заключение………………………………………..….9
    1. Список используемой литературы……………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время в  связи с нарастающим глобальным экологическим кризисом стал более  значимым и актуальным вопрос экологического образования детей. В дошкольных учреждениях активизировалась работа по формированию у детей начал  экологической культуры. Экологическое  образование является частью общего образования. Это важное средство всестороннего  развития ребёнка и формирования его нравственных чувств. Ввести ребёнка  в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и  беречь природу; сформировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к  природным явлениям и объектам, навыки ухода  за животными и растениями – важная задача и долг педагогов и родителей.        

 Наиболее благоприятные  условия для активного формирования  и  проявления качеств личности представляет труд в целом и особенно труд в природе. Он должен приносить каждому человеку, и взрослому, и ребёнку моральное удовольствие.         

 Начиная с дошкольного  возраста, каждый ребёнок обязательно  должен принимать участие в  труде, и те несложные обязанности,  которые он выполняет в детском  саду и в семье, должны стать  повседневными. Только при этом  условии труд оказывает на  детей определённое воспитательное  воздействие и подготавливает  их к осознанию его нравственной стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы организации  труда дошкольников в природе.

 

Труд детей в природе  организуют в форме поручений, дежурств, коллективного труда, также распространённой формой организации детского труда  в природе служат занятия.

 

Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде.

Наиболее приемлемыми  формами для решения воспитательных задач считают организацию труда  в форме различного рода поручений: индивидуальных и подгрупповых. Они  могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

 

Поручения, по мнению В.Г. Нечаевой и А.Д. Шатовой, это первая и самая доступная форма организации детского труда, это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое задание. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Существуют и более длительные индивидуальные поручения по уходу за каким-либо растением, животным.

 

 

 Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе.

 

 

 Коллективный  труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы.

 

 

Технология руководства  трудом детей в младших группах.

 

Умственному и трудовому  воспитанию детей младшего возраста в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и формирование наблюдательности.

Задачи по ознакомлению детей  с природой и обучение трудовым действиям  могут быть выполнены в этом возрасте только при наглядно-действенном  способе обучения. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует  у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи (что делать). Объясняя и показывая  материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как  делать), направляет деятельность детей  на достижение результата, используя  при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Например, при ознакомлении с растениями, привлекая ребенка к обследованию (покажи стебелек, проведи — какой длинный, а листики маленькие, цветок круглый, как шар, — покажи цветок, понюхай его и т. д.), воспитатель помогает лучше понять особенности этого растения.

Во время наблюдений за животными детям дают простейшие поручения по уходу за ними (насыпать крошек, зерен для птиц на участке, покормить рыбок). Например, воспитатель  может сказать ребёнку: «Ты мне  поможешь кормить рыб. Это корм для  них. Положим его в кормушку». Воспитатель кладёт корм сам и  предлагает ребенку сделать то же. Познавательная деятельность ребенка  формируется и проявляется в  содержательной трудовой деятельности. Давая поручения, надо учитывать  особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дают несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Детям, умеющим доводить начатое дело до конца, дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.).

Воспитатель должен организовать дело так, чтобы действия детей стимулировали  нужные проявления живого объекта (например, предлагает покормить попугая, рыбок, котенка, обращая внимание детей  на их повадки).

Дети помогают воспитателю  в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять  готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее  приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель  поочередно привлекает к нему всех детей. Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд  рядом» - дети не испытывают никакой  зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку  действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. Возможна организация  труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает листья растения, или  сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда  в природе детям второй младшей  группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей проходит при участии воспитателя  или под его наблюдением. Воспитатель  помогает детям, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился  с порученной работой. Оценка воспитателя  всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Дети младшего дошкольного  возраста с помощью воспитателя  кормят рыб, птиц, кроликов, поливают комнатные  растения и растения на грядках.

При выполнении даже небольших  эпизодических поручений воспитатель  связывает их с заботой о живых  существах: «Птичку покормим, чтобы  она пела»; «Польем это растение, а то листочки засохнут». Во время  прогулки детей приучают не рвать  цветы на клумбах. У детей воспитывают  интерес к работе по выращиванию  растений, уходу за животными и  обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев  крупных семян, полив растений, кормление  животных и др.) были для детей  источником радости.

С обитателями уголка природы  дети знакомятся в течение года, поэтому знания об их жизни могут  быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в  уходе за ними. Выполнение несложных  поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель  должен наметить, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все дети упражнялись  в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить на место предметы ухода за животными и растениями.  Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, так как эта работа доступна детям второй младшей группы по содержанию и физическим усилиям. Воспитатель объясняет детям, как надо ухаживать за птицами: кормить зернами, травой, поить чистой водой, учит насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку свежую воду и ставить её в клетку.        

 При уходе за рыбками  дети под наблюдением воспитателя  набирают ложечкой корм и осторожно  насыпают в кормушку, чтобы не  загрязнять аквариум; могут мыть  камешки при смене воды в  аквариуме.

Обучение детей уходу  за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приемов  этой работы: правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки  упираться в край горшка. Воспитатель  учит ребенка отличать сухую почву  от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать  необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при  отсутствии влаги растения (листья, стебель) теряют упругость, поникают. Поливать растения нужно тонкой струйкой до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Дети этого возраста могут поливать растения, не разветвленные в нижней части стебля. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь  уже систематический характер. Время  от времени воспитатель объединяет детей для общей работы по выращиванию  растений и уходу за ними, например обмывание листьев растения. 

Для воспитания осознанного  отношения к трудовым процессам  очень важно сочетать работу по уходу  за растениями с посадкой или посевом  самих растений, игрой с природным  материалом (песком, водой, глиной, снегом) и давать ребятам возможность  разнообразно действовать с ним. При организации деятельности детей  необходимо учитывать особенности  материала (песок сыпучий; он бывает сухой и сырой, из сырого песка  можно строить; глина вязкая, крепкая; снег холодный, тает; в теплую погоду он липкий, из него можно лепить домик, снеговика, горку и др.).

Когда на участке нет зелени и цветов, детей особенно радуют растения в уголке природы, выращенные ими самими, например появление ростков  овса. Эта цель общая для всех детей: вырастить зеленую травку для нашей птички, чтобы птичка была здоровой и весело пела. В начале работы воспитатель ставит перед  детьми цель, показывает выросший овес, дает детям возможность покормить  травкой птичку. Показ результатов  труда позволяет детям понять цель, вызывает желание выполнить  ее. Посев можно провести несколько  раз. Повторные посевы углубляют  представления и совершенствуют умения детей. Сеют дети самостоятельно, каждый в свою коробочку, втыкая семена в землю. Работа эта удобна тем, что  ее результаты не зависят от темпа, детям не нужно координировать свои действия друг с другом. Вместе с  тем у детей появляется представление  о том, что в работе необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Процесс посева для детей  состоит из двух звеньев: втыкание семян в землю (этот прием требует от детей известного трудового усилия, чего нет при посеве семян вразброс) и полив. Объяснение и показ воспитателя должны быть краткими и четкими. Воспитатель проверяет качество работы, помогает засыпать семена землей, поливает вместе с детьми.

С декабря—января дети могут  сажать лук.  До их сознания  нужно доводить мысль о том, что лук зазеленеет не сразу, но поливать его надо каждый день.

С детьми надо вести наблюдения за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и  посыпанную песком площадку, кормовой столик или низко подвешенную  кормушку.

Дети участвуют и в  сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно  с воспитателем участвуют в расчистке  дорожек (сметают снег, отвозят его  на детских санках). Детям объясняют, что после уборки будет удобно играть на участке, он станет чище, красивее. Зимой внимание детей следует  направлять на заснеженные деревья  и кустарники. На участке при детях  надо окучивать деревья снегом, объясняя им, что, когда станет тепло, снег растает  и деревья смогут «напиться водички». У детей этого возраста воспитывается  устойчивый интерес к предметам  и явлениям природы, более сознательное отношение к труду по выращиванию  растений и уходу за животными  как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых  существ.        

 Ухаживая за посевами  и посадками, дети систематически  наблюдают за ними, привыкают  ответственно относиться к порученному  делу. Необходимо постепенно подводить  детей к пониманию того, что  для жизни и роста растений  нужно создавать благоприятные  условия (почва, свет, тепло, влага  и т. д.). Воспитатель должен  помочь детям понять значение  каждого процесса труда, приема  ухода и формировать у них  умение видеть и чувствовать  своевременность проведения того  или другого действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации  по руководству повседневным трудом в уголке природы  для младших  групп 

 

 

Первая младшая  группа

Задачи: формировать положительное отношение и навыки бережного обращения с ними, умение замечать красоту и неповторимость каждого живого существа.        

 Педагог привлекает  внимание малышей к правилам  поведения в природе, приучает  их к мысли, что растения  и животные как, и люди, нуждаются  в тепле, заботе, пище, воде, что  они чувствуют, как к ним  относятся люди. Дети привлекаются  к простейшей деятельности, которая  должна осуществляться с помощью  педагога, например, выращиванию зелёного  корма для птиц, живущих в уголке  природы. Взрослый показывает  и объясняет, как лучше выполнить  задание. Малышей привлекают к  выполнению разовых элементарных  поручений: вежливо и ласково  попросить принести совок, помочь  донести поддон для формочек. Правильно выполненное поручение  вызывает в душе ребёнка чувство  гордости. Поручение должно быть  реально важным. Ухаживая за растениями, педагог называет свои действия, рассказывает, как надо поливать  цветы, привлекает к этому детей.

Информация о работе Труд детей в природе и его своеобразие в младших группах