В труде удовлетворяются эстетические
потребности детей. Посильная и
интересная работа доставляет им радость,
а это — основа для воспитания в дальнейшем
желания трудиться, устойчивого интереса
к труду.
Труд лишь в том случае имеет
воспитательно-образовательное значение,
если его организация и содержание
отвечают определенным педагогическим
и гигиеническим требованиям.
Важнейшим педагогическим требованием
является организация разнообразного
по содержанию труда. Только разнообразный
труд вызывает у детей интерес, желание
в нем участвовать.
В процессе труда необходимо формировать
практические навыки и умения в единстве
со знаниями. При такой организации труда
ребенок приобретает не только навыки,
но и знания, необходимые ему в дальнейшей
трудовой деятельности.
Важным педагогическим требованием
является осознанность труда, что предполагает
раскрытие перед ребенком его
цели, результатов и способов их достижения.
Трудовая деятельность детей должна
систематически усложняться. Усложняются
навыки, обогащается круг знаний, развиваются
наблюдательность, планирующие умения
детей.
Трудовая деятельность должна быть
регулярной. Воспитателю важно приобщить
к ней каждого ребенка.
Труд детей должен быть посильным.
Физические усилия, затраченные ребенком,
не должны вызывать переутомления. В
противном случае у него возникает
отрицательное отношение к трудовым
заданиям. Продолжительность труда
зависит от его характера и возраста детей:
в младшей группе — в пределах 5—7 мин,
в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом
в зависимости от характера труда, в старшем
дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом
на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную
позу детей в труде. Важно, чтобы
дети не находились долгое время в
одной и той же позе. С этой
целью следует чередовать один вид
работы с другим. Орудия труда должны
быть абсолютно безопасны и соответствовать
росту и силам ребенка, но вместе
с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный,
а настоящий.
Труд детей организуют в форме
индивидуальных поручений, коллективного
труда и дежурства.
Индивидуальные поручения применяются
во всех возрастных группах детского
сада, но особое значение имеют в младших
группах, где трудовая деятельность только
осваивается. При индивидуальной форме
весь процесс труда ребенок выполняет
сам. Это дает возможность воспитателю
научить малыша трудовым действиям, оказать
ему помощь, проконтролировать выполнение
трудовых операций, оценить деятельность,
учесть индивидуальные особенности. Все
это помогает формировать трудовые навыки
и умения, способствует воспитанию ответственности
за порученное дело, настойчивости, аккуратности,
привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд дает возможность
формировать трудовые навыки и умения
у всех детей группы. Коллективная
работа объединяет ребят, формирует
умения принимать общую цель труда,
договариваться, сообща планировать
действия, согласовывать их, помогать
друг другу, оценивать работу.
По своей структуре коллективный
труд может быть организован как
труд общий (в труде участвуют
несколько детей или вся группа,
каждый ребенок при этом получает
отдельное задание; результаты труда
всех детей объединяются в один
общий результат, например: каждый ребенок
в уголке природы протирает листья у растений,
в результате все вместе сделали растения
чистыми) и труд совместный (в труде участвуют
несколько детей; процесс труда разделен
на несколько операций, каждую из которых
осуществляет один из участников или группа
детей; каждый участник труда делает свою
операцию и передает объект дальше, например:
одни дети перекапывают землю, другие
ее разравнивают, третьи делают грядки).
Дежурства являются одной из наиболее
распространенных форм организации
труда детей в детском саду. Дежурство
предполагает поочередное выполнение
детьми постоянного и определенного круга
обязанностей. По уголку природы дети
начинают дежурить в старшей группе. В
ходе дежурств у них совершенствуются
навыки труда в природе, формируются общественные
мотивы труда и т. д.
Список использованной литературы
- /Стадиальность развития индивидуального
сознания и труд. /Ананьев Б.Г. М.: 2004
- /Учите детей трудиться./ Буре Р.С.,
Година Г.Н. – М., 1983
- /Воспитание дошкольника в труде
/ Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1983
- /Что можно сделать из природного
материала: Пособие для воспитателя дет.
сада. /Гульянц Э. К., Базик И. Я.— М.: Просвещение,
1984
- /Как знакомить дошкольников с природой
/Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1983
- Макаренко А. С. Соч., т. 4, стр. 398
- /Уголок природы в детском саду./Марковская
М.М. – М., 1989
- /Наблюдение и труд детей в природе.
/Пособие для воспитателей дет. сада. Изд.
3-е, перераб. и испр. М., «Просвещение»,
1976
- /Сердце отдаю детям./Сухомлинский
В. А. Киев, 1973, с. 258
- /Воспитатель и дети/ Буре Р.С., Островская
Л.Ф. М. Просвещение 1985
- /Воспитание культуры поведения у
детей дошкольного возраста/ Петерина
С.В. М. Просвещение 1986 г.
- /Воспитывать тактичного собеседника/
Д/в №8-85 г.
- /Ребенок и сверстники/ Д/в №9-88 г.
- /О воспитании культурно-гигиенических
навыков/ Яковенко Т., Ходонецких З. Д/в
№8-79 г.
- /Об опрятности и аккуратности/ Теплюк
С. Д/в №9-88 г.
- /Дошкольная педагогика// Учебное
пособие для студентов среднего педагогического
учебного заведения/ Козлова С.А., Куликова
Т.А. -М.,Изд. «Академия»,1998
- /Нравственно- трудовое воспитание
детей в д/с. // под ред.Р.С.Буре-М.,1987.
- /Воспитание трудолюбия у дошкольников
//Маркова Т.А. -М.,1991
- /Воспитание детей дошкольного возраста
в процессе трудовой деятельности//
Сергеева Д.В. - М.,1987
- /Трудовое воспитание детей д/в
//под ред.Васильевой-М.,1984
- /Формирование опыта коллективной
деятельности/Буре Р.С. М.,1991
- /Растим трудолюбивых //Буре
Р.С.,Островская Л.Ф. Воспитатель и дети-М.,1985
1
Б.Г. Ананьев Стадиальность развития индивидуального
сознания и труд. М.: 2004
2
Макаренко А. С. Соч., т. 4, а 380
3
Макаренко А. С. Соч., т. IV, а 398
4
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
Киев, 1973, с. 258
5
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться.
– М., 1983
6
Воспитание дошкольника в труде / Под ред.
В.Г. Нечаевой. – М., 1983