Трудовое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Задачи трудового воспитания.
Виды и содержание детского труда в разных возрастных группах детского сада.
Значение трудовой деятельности в речевом развитии и умственном воспитании детей.

Файлы: 1 файл

ЖЖЖЖЖЖTrudovoe_vospitanie_doshkolnikov.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


Трудовое воспитание.

 

  1. Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Задачи трудового воспитания.
  2. Виды и содержание детского труда в разных возрастных группах детского сада.
  3. Значение трудовой деятельности в речевом развитии и умственном воспитании детей.

 

1. Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Задачи трудового воспитания.

 

 

Если ребенок  вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком.

В.А. Сухомлинский

 

Труд детей дошкольного  возраста имеет своеобразные черты, которые необходимо учитывать в работе:

    1. Труд дошкольника тесно связан с игрой. В игре отображаются элементы трудовой деятельности. Игра – это школа для трудовой деятельности. В игре отражается труд взрослых, дети берут на себя роли, игра отображает взаимоотношения, которые складываются в процессе трудовой деятельности между взрослыми.

Взаимосвязь труда с игрой проявляется в разных формах:

      • Игра отражает труд взрослых;
      • Элементы трудовых действий отражаются в игре;
      • Трудовая деятельность может осуществляться ради будущей игры (изготовление атрибутов, сооружений, построек);
      • Игровые действия могут быть включены в процесс труда (вымоем посуду, приготовим обед).
    1. В ходе игры трудовые усилия детей проявляются по-разному: младшим детям интересен сам процесс, а не результат. У старших дошкольников трудовой процесс имеет мотивацию (для чего он это делает). Младшие дети часто заменяют трудовые действия воображаемыми (напоить куклу). У старших дошкольников труд постепенно отделяется от игры. Дети в свою деятельность начинают включать мотив общей пользы (если не интересно, но полезно).

Как мы уже отмечали, для  трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий (разложил ложки, начинает раскладывать по второй).

    1. Дошкольников необходимо последовательно обучать навыкам трудовой деятельности. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под воспитательским воздействием у детей постепенно развивается способность ставить цели, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до получения результата.

Трудовая  деятельность дошкольников развивается по трем направлениям:

    1. обособление труда от игры и оформление ее как самостоятельной деятельности;
    2. становление компонентов трудовой деятельности – овладение трудовым процессом; выделение цели, результата, планирование трудовых действий, формирование мотивов труда, умений и навыков;
    3. становление различных видов труда: самообслуживания, хозяйственно-бытовой (поддержание порядка вокруг себя); труд в природе, ручной труд (старшая группа), учебный труд (важен для подготовки детей к школе).

Дошкольная  педагогика выделяет следующие задачи трудового воспитания:

      1. ознакомление с трудом взрослых: формирование представления о сути и значении трудовых действий, положительного отношения к труду, осознания его собственной значимости. Однако отношение к труду может быть формальным, если в трудовые действия не включаются сами дети;
      2. обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
      3. воспитание интереса к труду (труд должен приносить радость);
      4. воспитание трудолюбия и самостоятельности. Важно не завышать требования к ребенку, иначе непосильные требования породят феномен ухода от деятельности;
      5. воспитание общественной направленности мотивов труда. Это достигается через осознание значимости результата труда;
      6. коррекционные задачи: развитие движений, развитие речи, коррекция физического развития, умственной и познавательной деятельности; повышение уровня социализации детей;

Определяя содержание и  последовательность обучения детей  трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

 

2. Виды и содержание детского труда в разных возрастных группах детского сада.

 

Для осуществления задач  трудового воспитания дошкольников используются следующие средства:

      1. широкое ознакомление с трудовой деятельностью, ее видами, основами ее организации;
      2. трудовое обучение;
      3. непосредственное участие в трудовой жизни общества, выполнение доступных видов труда.

Требуется использование  всех средств трудового воспитания в комплексе, во взаимодействии, с учетом того, что каждое из этих средств имеет свое значение и место в системе трудового воспитания дошкольников.

Прежде чем ребенок сможет включиться в трудовые процессы, ему необходимо выделить и осознать основные компоненты труда, освоить необходимые трудовые умения.

Детям нужно объяснить структуру трудового процесса: цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия, результат, правила организации трудового процесса (отобрать нужное, удобно расположить его, убрать рабочее место после труда). Детям с речевой патологией трудно вычленить результат труда, трудовые действия, не могут без специального обучения поставить цель и отобрать необходимый материал. Для предотвращения этого необходимо, чтобы цель и результат труда были мотивированы практическими потребностями детей: практическая необходимость результата труда направляет внимание детей на цель труда (сшить кукле шапочку, чтобы ее можно было взять на улицу). Кроме того, цель труда должна быть наглядно представлена в виде образа (рисунок, аппликация) предмета, расчленение выполнения замысла на ряд этапов (картинный план). Отбор соответствующего материала и оборудования полезно проводить совместно с детьми. Это помогает привлечь их внимание. Важна демонстрация трудового процесса поэтапно с фиксацией внимания на промежуточном результате и невозможности его использования.

Выкроили шапочку, но она не держится на голове – ее надо сшить; сшили, но она снова не держится на голове – пришьем завязочки – ее можно использовать. Результат должен быть значимым, его можно использовать в игре и т.д.


Трудовое обучение предполагает формирование общетрудовых и специальных умений.

Общетрудовые связаны с организацией, планированием и осуществлением любого трудового процесса и вида труда (поставить цель, спланировать этапы работы, организовать рабочее место, контролировать и анализировать свою деятельность).

Специальные – специфические трудовые действия с различными инструментами и материалами (намыливание, пришивание, приклеивание).

В младшей  группе основным содержанием трудового обучения является постепенное освоение детьми отдельных результативных действий по самообслуживанию, имеющих ярко выраженный результат (раздевание: расстегнуть, снять, аккуратно сложить или повесить одежду; одевание; умывание; мытье посуды; игрушек).

В средней  группе трудовое обучение направлено на освоение основных процессов хозяйственно-бытового труда (сервировка стола к обеду), труда в природе (посадка растений, протирание листьев).

В старшей  группе осваиваются процессы ручного труда и конструирования (поделки из бумаги и природного материала), ухода за растениями и животными.

Трудовое обучение осуществляется на занятиях и в повседневной жизни, может быть индивидуальным и групповым. (Занятия можно проводить во второй половине дня, в часы, предназначенные для трудовой деятельности).

Основными формами организации труда детей могут быть :

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта и коррекционно-воспитательные задачи. Могут быть кратковременными или длительными (разложи ложки). Формируют интерес к труду, чувство ответственности. В младшей группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат одно–два действия. Поручение помогает воспитателю индивидуализировать приемы работы (помочь, научить, показать).

В средней  группе поручения усложняются (постирать одежду куклы, подмести дорожки), т.е. задания включают элементы самоорганизации. Поручения могут быть для нескольких детей, что готовит их к дежурству. В старшей группе большинство поручений становятся групповыми, объединяющими два–шесть человек (убрать полки с игрушками). Дети сами распределяют операции, следят за работой.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Достигается систематичность работы детей. В младшей группе дежурств нет. В средней группе вводятся дежурства по столовой (взрослый помогает, следит и оценивает работу) – на один стол один дежурный. Во второй половине года – дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 человека и сам распределяет между ними работу, оказывает помощь, учит доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старшей  группе вводятся дежурства по уголку природы. Дежурят 2 человека, учат их оказывать помощь друг другу; соизмерять свои действия с действиями партнера. В старшей группе особое место занимает коллективный труд (уборка групповой комнаты или участка, оформление зала к празднику, сбор семян).

Чтобы дежурить, дети должны знать, что делать и как, каким  инвентарем пользоваться. Объем работы постепенно расширяется.

Дежурства приобщают  детей к труду в природе. Сначала – наблюдение за действиями взрослого (кормим рыбок, поливаем цветы). Дети в старшей группе привлекаются к посадке, поливке, прополке, смена воды в аквариуме, работа в цветнике. Занятия можно проводить на участке (ознакомление с окружающими).

Занятия по ручному труду предусматривают работу с природным, бросовым материалом, изготовление поделок, конструирование из бумаги. Эта работа должна быть мотивирована, по времени должна занимать для детей 4-х лет – 10 минут, 6-7 лет – до 20 минут. В группе должно быть специальное оборудование – хозяйственно-бытовой уголок (фартуки, платочки на голову, ведерки, тазики, веники и т.д.). На участке должно быть отведено специальное место для хранения инвентаря.

 

3.Значение трудовой деятельности в речевом развитии и

умственном  воспитании детей

 

Работу по трудовому  воспитанию организуем с учетом физического состояния детей (часто нарушена координация движений, их объем, снижена мышечная сила, трудность в тонких дифференцированных движениях).

Речь необходимо включать в каждое трудовое действие. Наращивается словарный запас детей, совершенствуется умение строить предложение. Весь ход трудового процесса оречевляется.

Особенно эффективно в устранении заикания по методике Н.А. Чевелевой. Лепка, рисование, конструирование могут быть использованы в коррекционных целях для активного устранения заикания через оречевление своих действий (сопровождающая речь, завершающая, предваряющая и самостоятельная).

На занятиях по ручному труду имеет место решение задачи развития сенсорного восприятия и развития речи детей с ТНР. Внимание детей обращается на свойства и качества материалов, с которыми они работают (качества бумаги, ее толщина, цвет, свойства картона и их сравнение). Используя бросовый материал кроме трудовых навыков дети знакомятся с его свойствами (формой, цветом, величиной). Природный материал формирует представления о цвете, качестве поверхности, свойствах, предназначениях и т.д. (ягоды шиповника, рябины, шишки, листья, мох, их свойства и качества).

Дети знакомятся со свойствами и качествами атрибутов трудовой деятельности: клей, кисть, ножницы.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами земли (сухая, влажная, впитывает воду), изучают свойства глины, сравнивают ее с песком.

 

Изучая сезонные изменения  в природе, дети устанавливают, что  уносить желтые сухие листья легче, чем зеленые.


При уборке: влажной  тряпочкой нужно протирать неполированные поверхности.

Кроме того, наращивается пассивный и активный словарь детей, формируются коммуникативные умения.

В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. Ребенок не только может обходиться без взрослых, но у него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

Информация о работе Трудовое воспитание дошкольников