Творческие способности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
- Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
- Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей.

Содержание работы

Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии
1.1 Понятие творчество и творческие способности
1.2 Компоненты творческих способностей
1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей
2.2 Развитие качеств творческого мышления
2.3 Развитие творческого воображения
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Творческие способности детей дошкольного возраста.docx

— 61.95 Кб (Скачать файл)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку  картинку: "Сейчас я тебе дам эту  картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка  психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного  типа, перечисление деталей рисунка,  находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего  типа: сохранение целостности изображения  при сгибании рисунка, включение  нарисованного персонажа в новую  ситуацию ("Утка нырнула", "Утка  заплыла за лодку"), построение  новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

3. Методика "Как  спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности  и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е р и а л: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе  располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются  характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности  к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом  виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая  доска, а волшебная: ее можно сгибать  и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это  сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает  его и спрашивает: "Что у  тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как  еще можно сложить? На что она  стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок  не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается  количество неповторяющихся ответов  ребенка (называние формы получившегося  предмета в результате складывания  доски ("гараж", "лодочка" и  т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Приложение 2. Результаты диагностики универсальных творческих способностей дошкольников (в баллах)

э/ц  «Букварёнок» ДДК (г. Тольятти)

группа  «Радость»

Фамилии детей

Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть целое  раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Эксперименти-рование

Беляева Людмила

2

15

1

10

Бородай Владимир

3

10

1

16

Вакулов Павел

3

10

3

13

Елисеев Сергей

2

12

3

16

Еремина Александра

2

15

3

14

Жидких Станислав

2

10

1

24

Кольцова Евгения

3

15

1

6

Лапина Юлия

1

15

1

10

Макарова Анна

2

13

3

13

Никитин Алексей

3

15

1

17

Прокопова Ксения

1

14

3

8

Симакова Анастасия

3

15

1

17

Уразова Анна

2

10

2

10


Общие результаты диагностики  универсальных творческих способностей по группе

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Реализм воображения

61,5%

38,5%

0%

Способность видеть целое  раньше частей

0%

30%

70%

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

54%

8%

38%


Приложение 3. Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят  за дверь, а остальные участники  игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок  обязательно отталкиваясь от первого  наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

"Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают  несколько клякс: на середину листа  выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Игра "Словоассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

- с хлебобулочными изделиями.

- с созвучными словами:  барон, бекон.

- с рифмующимися словами:  кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно  развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно  вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Приложение 4. Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

- Нравится, что красный.  Не нравится, что тонкий.

- Хорошо, что он длинный;  плохо, что он остро заточен  - можно уколоться.

- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане  - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

- Хорошо, если утром. Быстро  просыпаешься и бодрым себя  чувствуешь. Но плохо, если ночью  - мешает уснуть.

Не следует бояться  затрагивать в этой игре такие  категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание  детьми противоречивости свойств, заключенных  в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или  иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в  критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности  логично оценить свои действия и  выбрать из множества различных  свойств объекта те, которые соответствуют  выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

- Сидеть дома - плохо, скучно;

- Можно пригласить гостей - и т.д.

Одним из возможных вариантов  игры "Хорошо - плохо" стала может  быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) толстый , ленивый - (?) трудолюбивый , острый - (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Приложение 5. Системность мышления

Игра "Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери фигурки"

Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

"Нелепицы"

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев  И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой  личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов В.  Развивать творческое мышление (ТРИЗ  в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь к  развитию творчества. - Дошкольное  воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое  мышление и творчество. - Вопросы  психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение  и творчество в дошкольном  возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса  Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

Информация о работе Творческие способности детей дошкольного возраста