Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.
Цель: Создание условий способствующих развитию творческого мышления у младших школьников.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много  неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального  развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

В современном  мире очень важны креативные и  неординарные способы решения проблем, востребованность людей, умеющих мыслить нестандартно, творчески. Чтобы быть успешным в дальнейшей жизни очень важно развивать неординарность мышления как можно раньше, и тогда будет больше возможностей достичь большего в жизни.

Значительный  вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.

Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается  в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому мы и выбрали для своей работы тему: Развитие творческого мышления у младших школьников.

Цель:

Создание условий  способствующих развитию творческого  мышления у младших школьников.

Гипотеза: развитие оригинальности, беглости, гибкости, воображения, выразительности, артистизма способствует развитию творческого мышления у младших школьников.

Задачи:

1. Изучить психологическую  литературу посвященную проблеме  креативного развития личности.

2. выявить уровень креативности мышления у младших школьников.

3. Разработать  программу развивающих занятий,  направленную на развитие творческого  мышления у младших школьников.

4. Провести развивающие  занятиями с младшими школьниками.

5. Повторно исследовать  проявления творческого мышления младших школьников, ощенить эффективность развивающей программы. Предмет исследования: условия, влияющие на развитие творческого мышления у младших школьников.

Объект исследования: творческое мышление младших школьников. Метод: эксперимент, анализ литературных источников, наблюдение. Методики: Графический тест нестандартности мышления Ясюковой; тест креативности, Торранса (краткий невербальный). Выборка: Обучающиеся третьего класса. Общеобразовательной школы № 16 г. Осинники......человек в возрасте.....лет. Из них......мальчиков, ....Девочек.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого  мышления у младших школьников

1.1 Понятие творческого мышления

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают  с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность[34].

Среди них:

1) беглость мысли  - количество идей, возникающих в  единицу времени;

2) гибкость мысли  - способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых  взглядов;

4) любознательность - чувствительность к проблемам  в окружающем мире;

5) способность  к разработке гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность ответа  от реальности при наличии  логической связи между стимулом  и реакцией;

8) способность  решать проблемы, то есть способность  к анализу и синтезу;

9) способность  усовершенствовать объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих  креативность:

- легкость - быстрота  выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число  переключений с одного класса  объектов на другой в ходе  ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения  заданий.

Особый тип  мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее  время широко изучается англо-американскими  учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной  психологии так же широко разрабатываются  проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного  мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании  того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует  творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность[27].

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное  с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого  мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный  психологи считают основным признаком  мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом[9].

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи  подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак  творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого  мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь  в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением  сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В качестве «ментальной  единицы» измерения творческости мыслительного  акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный  перенос знаний и умений в новую  ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других[34].

Овладев этими  чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

Д.Б. Богоявленской  была выделена (1983 г.) единица измерения  творчества, названная «интеллектуальной  инициативой». Она рассматривается  как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

В.А. Крутецкий  структуру творческого мышления в математике представляет следующим  образом:

- способность  к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

- способность  к логическому мышлению в сфере  количественных и качественных  отношений, числовой и знаковой  символики, способность мыслить  математическими символами;

- способность  к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

- гибкость мыслительных  процессов в математической деятельности;

- стремление  к ясности, простоте, экономичности  и рациональности решения;

- способность  к быстрой и свободной перестройке  направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на  обратный ход мысли;

- математическая  память (обобщенная память на  математические отношения, типовые  характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

- математическая  направленность ума.

Так же к творческому  мышлению В.А. Крутецкий относит  следующие «не существенные»  компоненты: быстрота мыслительных процессов  как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Структура творческого  мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

Итак, в отечественной  психологии исследования творческого  мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное  с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателем, характеризующим  творческое мышление и на которые  я буду основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного  процесса - это переключение с одной  идеи на другую. Способность найти  несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность - минимальная частота данного  ответа к однородной группе.

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия; 3) генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

Мы в своей  работе будем придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Однако и в  этом подходе существует несколько  направлений. В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым  для развития творческого мышления:

- отсутствие  регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца, регламентированного поведения;

- наличие позитивного  образца творческого поведения;

- создание условий  для подражания творческому поведению  и планированию проявлений агрессивного  и деструктивного поведения;

- социальное  подавление творческого поведения.

Они выделяют между  условиями и повседневной жизни  индивида и достигнутым им уровнем  творческого мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается  в том, что развитию творческого  мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.

Дж. Вулвилл и  Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта.

П.Я. Гальперин  разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального  научения (А. Бандура) заключается в  том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

Информация о работе Творческое мышление