Учебные заведения начального профессианального обования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:25, реферат

Описание работы

Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы начального профессионального образования.
Задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние системы начального профессионального образования.
2. Выявить основные проблемы НПО и попытаться найти пути их решения.
3. Выделить основные направления развития начального профессионального образования.

Содержание работы

Введение
1.История развития начального профессионального образования.
2.Реформа системы начального профессионального образования.
3.Реформа содержания начального профессионального образования.
4.Собственность и финансирование учреждений профессионального образования.
5.План развития начального профессионального образования в Государственном национальном проекте «Образование»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

нач проф обр.контрольная.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

 

1.История развития начального  профессионального образования.

 

2.Реформа системы начального  профессионального образования.

 

3.Реформа содержания  начального профессионального образования.

 

4.Собственность и финансирование  учреждений профессионального образования.

 

5.План развития начального  профессионального образования  в Государственном национальном  проекте «Образование»

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству начального профессионального образования (НПО), предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества практически невозможно без совершенствования НПО, без его перехода на новый уровень. Начальные профессиональные учебные заведения становятся одним из основных каналов подготовки молодого поколения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.

 

Решение проблем жизнеобеспечения заставляет руководителей учебных заведений обменивать изготовленную продукцию на необходимые материалы и оборудование, что часто приводит к невыплатам заработной платы учащимся за проделанную работу. Учреждения начального профессионального образования вынуждены заниматься предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных и транспортных услуг, сдача в аренду помещений, доход от собственной столовой и др. Все заработанные средства расходуются в основном на поддержание жизнедеятельности учреждения: оснащение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспечение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.

 

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях возникают проблемы не только финансово-экономического обеспечения учреждений образования, но и проблемы соответствия перечня профессий требованиям рынка труда и образовательных услуг, стандартизации образования, кадрового обеспечения. В основном все из них зависят от внутреннего потенциала системы образования в целом и входящих в нее учреждений.

 

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений начального профессионального образования (НПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.

 

Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

 

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

 

Таким образом, данную тему исследования я считаю наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как именно от НПО зависит уровень развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

 

Как же адаптировать систему начального профессионального образования к новой политической, социальной и экономической реальности? Как решить проблему финансово-материального обеспечения ОУ? Как совершенствовать существующую систему и как стратегически спланировать деятельность ОУ? Эти и другие вопросы особенно волнуют в настоящее время.

 

Объектом моей контрольной работы является: система начального профессионального образования.

 

Предметом является: современное состояние и тенденции развития начального профессионального образования.

 

Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы начального профессионального образования.

 

Задачи:

 

1. Охарактеризовать современное  состояние системы начального  профессионального образования.

 

2. Выявить основные проблемы  НПО и попытаться найти пути  их решения.

 

3. Выделить основные направления  развития начального профессионального образования.

 

1. История развития начального  профессионального образования

 

 

В России история развития начального профессионального образования складывается в середине 17 века с появлением посольских школ. Начальное профессиональное образование в современном его понимании - заслуга Петра I. После своих заграничных поездок Петр I предпринимает активные действия по созданию профессиональных школ различного типа и направления подготовки. Профессиональное образование в петровской школе отличалось направленностью на подготовку корабельных инженеров, артиллеристов и т.п.

 

Уже как особая ступень история развития начального профессионального образования продолжается и формируется в начале 20 века под влиянием развития крупного машинного производства. Учреждения начального профессионального образования в России в это время испытывали отраслевую диспропорцию и территориально располагались достаточно неравномерно. К началу Октябрьской революции 1917 года в России насчитывалось примерно 250 коммерческих училищ и около 20 сельскохозяйственных учреждений начального профессионального образования.

 

История развития начального профессионального образования в СССР началась в 1929 году, с открытия первой школы фабрично-заводского ученичества в г. Астрахани. В свое время эту школу окончил Маршал авиации Скоморохов Николай Михайлович. Официально история развития начального профессионального образования на начальном этапе была закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г. «О государственных трудовых резервах Союза ССР». Этим приказом при получении начального профессионального образования вводилось двухлетнее обучение в ремесленных и железнодорожных училищах.

 

За годы советской власти в стране развилась достаточно стройная система начального профессионального образования, в которую входили профессионально-технические училища и начальные специальные учебные заведения. История развития начального профессионального образования характеризуется к этому моменту организацией фундаментальной практической подготовки по выбранной специальности. Система начальной профессиональной подготовки помимо теоретического изучения материала, включала в себя и учебную и производственную практику на базах промышленных предприятий соответствующего профиля.

 

К настоящему моменту история развития начального профессионального образования продолжается. Начальное профессиональное образование в России реформируется наряду с другими уровнями профессионального образования. Начальное профессиональное образование обеспечивает получение доступного массового профессионального образования, которое направлено на подготовку специалистов начального звена.

 

 

Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

 

Данное образование входит в систему непрерывного профессионального образования в Российской Федерации. Учреждения начального профессионального образования реализуют программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности.

К современным учреждениям начального профессионального образования относятся:

 

профессиональные училища;

 

профессиональные лицеи;

 

технические школы.

 

Профессиональные училища:

 

осуществляют реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.

 

Профессиональные училища являются основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наибольшая массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

 

 Профессиональный лицей: центр непрерывного профессионального образования, осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

 

Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение профессионального образования:

 

осуществляют программу переподготовки, а также подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме.

 

2.Реформа системы начального  профессионального образования

 

Учреждения начального профессионального образования предполагается разделить на четыре группы:

 

1) государственные федерального  уровня;

 

2) государственные уровня субъектов  Российской Федерации;

 

3) муниципальные;

 

4) негосударственные.

 

Учреждения федерального уровня должны готовить рабочие кадры и специалистов для наукоемких производств и высокотехнологичных отраслей экономики; на их базе будут проводиться исследования по совершенствованию профессионального образования.

 

Уровень субъектов Российской Федерации должен стать основным в системе начального профессионального образования. На нем будут реализовываться образовательные программы по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.

 

Муниципальные образовательные учреждения призваны обеспечить потребности в рабочих кадрах и специалистах для муниципальных предприятий бытового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства.

 

Негосударственные учреждения могут осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций.

 

Указанная дифференциация действующих образовательных учреждений начального профессионального образования предопределяет необходимость передачи управления ими, их собственности и финансирования с федерального уровня на соответствующий.

 

В целях более рационального использования учебно-материальной базы, педагогических кадров, а также финансовых ресурсов и повышения качества образования возможно укрупнение структур на основе реорганизации (объединения) учреждений начального профессионального образования одного уровня.

 

Предполагается изменить профессионально-квалификационную основу подготовки рабочих кадров и специалистов, включив новые профессии для непроизводственной сферы в Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. № 1362.

 

3.Реформа содержания  начального профессионального образования

 

Первоочередным шагом при осуществлении этой реформы является разработка государственных образовательных стандартов начального профессионального образования с новой профессионально-квалификационной структурой подготовки кадров, которая носит вариативный характер и отражает 3 уровня подготовки - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный. Это позволит решить проблемы включения выпускников в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня.

 

Введение государственных стандартов основывается на их адаптации к потребностям общества и контроле качества подготовки выпускников.

 

Чтобы обеспечить государственные стандарты примерными образовательными программами, учебными планами, учебниками, методическими и дидактическими материалами, разрабатываются долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, используются возможности самоокупаемых форм учебно-методического обеспечения за счет средств субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений.

 

Для работы по стандартам начального профессионального образования проводится переподготовка и повышение квалификации педагогических работников и вносятся соответствующие изменения в учебные планы.

 

В учреждениях начального профессионального образования предполагается реализовывать единую образовательную программу среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) со сроком обучения три года.

 

Единая программа позволит изменять объем содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения профессии.

 

4.Собственность и финансирование  учреждений начального профессионального  образования

 

Учреждения начального профессионального образования могут находиться:

 

в федеральной собственности;

 

в государственной собственности субъектов Российской Федерации;

 

в муниципальной собственности;

 

в частной собственности.

 

 

Органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Российской Федерации), реализуя гарантированное Конституцией РФ право граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, осуществляют протекционистскую финансовую политику в отношении дотационных субъектов Российской Федерации и муниципалитетов через выделение целевых трансфертов, ссуд и т. п.

 

Бюджет учреждений начального профессионального образования рассчитывается на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов и должен учитывать расходы:

Информация о работе Учебные заведения начального профессианального обования