Учебные заведения начального профессианального обования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 14:25, реферат

Описание работы

Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы начального профессионального образования.
Задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние системы начального профессионального образования.
2. Выявить основные проблемы НПО и попытаться найти пути их решения.
3. Выделить основные направления развития начального профессионального образования.

Содержание работы

Введение
1.История развития начального профессионального образования.
2.Реформа системы начального профессионального образования.
3.Реформа содержания начального профессионального образования.
4.Собственность и финансирование учреждений профессионального образования.
5.План развития начального профессионального образования в Государственном национальном проекте «Образование»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

нач проф обр.контрольная.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

на реализацию образовательной программы (заработная плата работников, развитие и укрепление учебно-материальной базы, приобретение сырья, расходных и горюче-смазочных материалов, приобретение или разработка учебно-программной документации);

 

на социальную защиту обучающихся (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием и предметами санитарной гигиены, санаторно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия);

 

на оплату коммунальных услуг;

 

на повышение квалификации педагогических работников, проведение аттестации.

 

Учреждения начального профессионального образования (в зависимости от статуса учредителя) финансируются из:

 

федерального бюджета - учреждения государственного федерального уровня;

 

бюджетов субъектов Российской Федерации - учреждения государственного уровня субъектов Российской Федерации;

 

муниципальных бюджетов - муниципальные учреждения;

 

собственных средств учредителя (учредителей) - негосударственные учреждения.

 

За счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять преимущественно целевое финансирование подготовки рабочих кадров и специалистов по наиболее значимым для федерального рынка труда профессиям, в первую очередь для наукоемких и высокотехнологичных производств.

 

Бюджетное финансирование может -дополняться следующими внебюджетными средствами:

 

доходы от производственной и предпринимательской деятельности, от реализации платных дополнительных образовательных услуг;

 

средства работодателей;

 

средства органов по труду и занятости;

 

средства спонсоров;

 

добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

 

Привлечение дополнительных средств не снижает финансирования за счет средств учредителя (учредителей).

 

Наиболее важными направлениями научных исследований по реализации концепции реформирования являются:

 

обоснование изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования;

 

исследования по новым профессиям в сферах обслуживания, экологии, социальной работы, рыночной инфраструктуры, подготовка по которым ранее не осуществлялась;

 

разработка теории методологии государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и их методического обеспечения;

 

разработка тестов контроля качества начального профессионального образования;

 

обоснование участия работодателей в реализации образовательной программы начального профессионального образования;

 

разработка программ по введению льготного налогообложения предприятий и организаций, инвестирующих средства в развитие учреждений начального профессионального образования.

 

Кроме того, необходимо разработать и принять федеральный закон о начальном профессиональном образовании, а также постановление Правительства о социальной поддержке учащихся.

 

 

 5.. План развития начального профессионального образования в Государственном национальном проекте «Образование»

 

 

Продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике РФ, необходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабочих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно развитых странах мира. Подготовка специалистов в учреждениях НПО предусматривает возросшую самостоятельность органов управления образованием субъектов РФ, образовательные учреждения в решении вопросов содержания и организации начального профессионального образования на региональном уровне.

 

Одной из основных задач сейчас является восстановление связей, требуют особого внимания в вопросах подготовки высококвалифицированных рабочих кадров в учреждениях НПО.

 

В рамках национального проекта «Образование», предусматривает разработку программы развития НПО примерный план который, действует с 2007 г.

 

Общий прием в учебные заведения начального профессионального образования составит примерно 505 тыс. чел., в том числе примерно 350 тыс. чел. - на базе 9 классов и около 110 тыс. чел. - на базе 11 классов по сравнению с 806,3 тыс.чел. (460 тыс.чел. и 153 тыс.чел. соответственно в 2000 г., остальной прием - из выпускников школы прошлых лет). Это приведет к соответствующему сокращению контингента обучаемых. По отношению к 2000г. оно составит около 60 %. В связи с этим имеющийся учебно-материальный и кадровый потенциал (с учетом нормативных показателей) окажется востребованным на 60 - 65 %. Для его эффективного использования определяются два основных направления. Первое заключается в создании на базе существующих профессиональных училищ и лицеев центров непрерывного профессионального образования с различным набором профессиональных образовательных программ, реализуемых в соответствии с полученной ими лицензией. При этом имеется в виду более широкая реализация программ допрофессиональной подготовки, начало реализации программ среднего профессионального образования, что позволит более полно и гибко учитывать образовательные потребности молодежи. Далее, высвобождающиеся учебно-материальная база, кадры преподавателей и мастеров могут быть направлены на расширение объемов подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослых из числа незанятого населения и высвобождающихся работников в размерах до 400 - 500 тыс. чел. в год (в 2000 г. этот контингент составил около 250 тыс.чел.) в основном за счет средств фонда занятости, работодателей и других внебюджетных источников. Этот вид деятельности приобретает особую значимость в условиях структурной перестройки производства, его технического и экономического перевооружения. Второе направление сохранения учебно-материальной базы и кадрового потенциала образовательных учреждений начального профессионального образования состоит в дальнейшем развитии процесса включения их в образовательные комплексы различного типа.

 

Государственная поддержка начального профессионального образования.

 

В чем суть данного направления национального проекта?

 

С 2007 года национальный проект «Образование» пополнился новым направлением - ежегодная государственная поддержка на конкурсной основе подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

 

По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в настоящее время от 60 до 80% вакансий на рынке труда составляют вакансии рабочих профессий. При этом средний возраст российского рабочего в настоящий момент составляет 53-54 года. Таким образом, статистика говорит о тяжелой ситуации с воспроизводством квалифицированных рабочих кадров. Уже в самое ближайшее время острый дефицит рабочих кадров может стать тормозом развития российской экономики.

 

Для решения этой проблемы разработан ряд мер по качественной модернизации, в связи, с чем появилось соответствующее направление в рамках национального проекта «Образование».

 

В рамках данного направления предполагается выявить и поддержать государственные учреждения НПО, внедряющие инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств. Результатом реализации данного направления станет: для сферы образования - создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального профессионального образования для молодежи, а для работодателей - повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений этого уровня.

 

Предполагается, что инновационные учреждения НПО смогут стать ресурсными центрами, «точками роста» всей системы профессионального образования.

 

Отбор учреждений НПО, внедряющих инновационные образовательные программы, проводится на конкурсной основе по аналогии с отбором инновационных вузов. В конкурсе могут участвовать все государственные образовательные учреждения НПО [Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы].

 

На конкурс в форме заявки представляются инновационные образовательные программы, предусматривающие:

 

* комплексность мероприятий по  введению в образовательную практику  новых и качественно усовершенствованных  образовательных программ, отвечающих требованиям работодателей;

 

* применение новых, в том числе  информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных методов  организации образовательного процесса, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню;

 

* высокое качество обучения, обеспечиваемое  в рамках современных систем  управления качеством;

 

* интеграцию образования и производства;

 

* формирование у выпускников  профессиональных компетенций, обеспечивающих  их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

 

 

Заключение

 

национальный профессиональный образование программа

 

Важнейшим условием для успешного экономического развития страны является высококвалифицированная рабочая сила. Для молодежи, а иногда и людей среднего поколения, меняющих сферу своей деятельности, профессиональное образование становится стартом для продолжительной трудовой жизни.

 

Целью профессионального образования является создание условий для удовлетворения образовательных потребностей личности, обучения необходимых обществу и государству специалистов различных квалификаций и квалифицированных рабочих массовых профессий. Профессиональное образование осуществляется на основе общего среднего или базового образования. В течение многих десятилетий в стране функционируют и в соответствии с законом «Об образовании» приобрели четкий статус следующие уровни профессионального образования: начальное профессиональное; среднее профессиональное (ранее - среднее специальное); высшее профессиональное; послевузовское профессиональное образование.

 

Начальное профессиональное образование, осуществляемое в профессионально-технических училищах, профессиональных лицеях, направлено на подготовку квалифицированных рабочих и вспомогательное служащих.

 

Отличительная характеристика профессионального образования в сравнении с общим образованием - большое разнообразие профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной документации, так как содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда. Причем имеет место следующая закономерность: для младших ступеней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для старших (например, для рабочих, имеющих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего дело с научно-техническими основами и методами проектирования техники и технологии).

 

Таким образом, основной характеристикой системы профессионального образования сегодня является формирование доступной, открытой и непрерывно развивающейся системы обучения, призванной обеспечить высокий уровень квалификации граждан, позволяющей максимально удовлетворять потребности экономики и социально-культурной сферы в квалифицированных кадрах, непрерывно совершенствовать их профессиональное мастерство, продолжить образование на более высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Болотов В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9, 2000.

 

2. Маленкова Л.И. «Методика и  техника планирования воспитательной  работы» Народное образование  №1, 2006.

 

3. Программа развития педагогического  образования на 2001-2010 годы.

 

4. Программа развития системы  непрерывного педагогического образования  России на 2001-2010 годы.

 

5. Радовская А.И. «Система начального  профессионального образования - инновационное  развитие» Профессиональное образование  №5, 2001.

 

6. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося» Педагогика №5, 2002.

 

7. Ферцев А.С. «Критерии оценки  уровня воспитанности учащихся»  Профессиональное образование №2 2005.

 

 

 


Информация о работе Учебные заведения начального профессианального обования