Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:00, реферат

Описание работы

Возникновение марксизма и его роль в развитии педагогической науки.
Классовый характер воспитания в классовом обществе..
Учение о формировании человеческой личности и о всестороннем ее развитии.
Требования пролетариата в области народного образования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

Политехническое образование.

Политехническое образование является одной из составных частей учения о всестороннем развитии личности. Маркс, говоря о техническом (или политехническом) образовании, считал, что оно должно знакомить с основными принципами всех процессов производства и в то же время давать ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств.

К. Маркс установил, что крупная машинная промышленность требует всесторонне развитых рабочих, пригодных к многообразным видам труда, к перемене труда. Эта тенденция становится вполне ясной уже при капитализме. Однако лишь при социализме и коммунизме человек из придатка к машине становится сознательным властелином машин, который умеет с ними обращаться, хорошо разбирается во всей системе современного производства и сравнительно легко переходит от одной отрасли труда к другой.

На основе тщательного изучения развития промышленности в Англии Маркс пришел к выводу, что соединение обучения с производительным трудом на индустриальной основе в условиях капитализма уже является зародышем воспитания будущего. Под этим углом зрения он высоко оценивал опыт Р. Оуэна в Нью-Лэнарке.

К. Маркс показал в «Капитале», что благодаря фабричному законодательству в Англии происходит соединение с фабричным трудом только элементарного обучения. Но «не подлежит никакому сомнению, что неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так и практического».

Таким образом, только в обществе будущего возможно осуществление в полной мере политехнического образования. В социалистическом обществе подрастающее поколение должно получить глубокие знания в области механики, физики, химии, которые помогут ему понять общие научные принципы основ индустриального производства.

Политехническое обучение предполагает наряду с теоретическим знакомством с основами производства наличие навыков обращения с простейшими орудиями всех производств, так как в основе всех, даже самых сложных, машин лежат общие, хотя и различным образом сочетающиеся, простые орудия.

В социалистическом обществе, где создаются все предпосылки для уничтожения противоположности между умственным и физическим трудом, подрастающее поколение должно с определенного возраста участвовать в общественном производстве. По словам Энгельса, «в социалистическом обществе труд и воспитание будут соединены и таким путем подрастающим поколениям будет обеспечено разностороннее техническое образование...».

Физическое воспитание.

Всесторонне развитый человек должен получить надлежащее физическое воспитание. Разделение труда в капиталистическом производстве сделало физическое развитие рабочих односторонним: в зависимости от профессии упражнялись или одни, или другие группы мышц. Лишь правильно организованная гимнастика как средство физического воспитания устранит эту односторонность. Маркс в «Капитале» неоднократно подчеркивал значение гимнастики как средства воспитания; большое значение он придавал и военным упражнениям.

В статье «Может ли Европа разоружиться?» Энгельс обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодежи. Он рекомендовал обучение в школах гимнастике и военному строю, считая, что это разовьет учащихся в физическом отношении и будет способствовать их военной подготовке, а решение тактических задач во время военных прогулок будет способствовать и умственному развитию школьников.

Основоположники марксизма, выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое, сильное и смелое молодое поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боев сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции.

Нравственное воспитание.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в учении основоположников марксизма о происхождении и сущности морали.

В отличие от буржуазных философов, которые рассматривают мораль как совокупность вечных и неизменных норм, присущих человеческому сознанию, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что мораль есть продукт исторического развития и, как все формы идеологии, обусловлена определенными общественными отношениями. В условиях классового общества мораль носит классовый характер.

В своем произведении «Анти-Дюринг» Энгельс писал, что в буржуазном обществе сосуществуют три вида морали: мораль отживающая, оставшаяся в наследство от феодализма, — мораль аристократического класса; мораль господствующего класса — буржуазная мораль и, наконец, мораль пролетарская — та мораль, которой принадлежит будущее. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс вскрыли классовую сущность буржуазной морали, в основе которой лежит интерес накопления капитала — «голый чистоган». В буржуазном обществе идет непрерывная война всех против всех.

Основоположники марксизма обосновали учение о коммунистической морали. Для коммуниста самое важное, указывали они, чтобы революционизировать существующий мир, выступить против сложившегося положения и изменить это положение. В процессе борьбы за новый общественный строй формируются и элементы новой морали. Пролетариат ставит своей задачей уничтожение деления общества на классы. Поэтому пролетарская мораль, которая получит свое полное развитие после победы рабочего класса и будет отвечать интересам всего человечества, станет общечеловеческой моралью. Уничтожение частной собственности приведет к освобождению всех человеческих чувств и свойств. В новом обществе человек станет общественным существом и будут достигнуты подлинно человеческие отношения между людьми. Там, по словам Энгельса, прекращается борьба за отдельное существование. «Тем самым человек теперь — в известном смысле окончательно — выделяется из царства животных и из звериных условий существования переходит в условия действительно человеческие».

Пролетариат в условиях капитализма не имеет отечества, но, вырвав отечество из рук буржуазии, став во главе его, рабочий класс создаст свое государство, свое «действительное отечество, действительный очаг». И в случае, если враждебные коммунизму государства станут воевать с социалистической страной, то пролетариат «будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью...», защищая свое отечество, писал Ф. Энгельс в 1845 году в «Эльберфельдских речах». В то же время они тесно связывали социалистический патриотизм с пролетарским интернационализмом. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — ведущий лозунг коммунистов.

Важнейшей чертой новой морали К. Маркс и Ф. Энгельс считали коллективизм. В буржуазном обществе существует лишь мнимая коллективность, так как на самом деле там подлинной свободой пользуются лишь представители господствующего класса. Только в социалистическом обществе будет настоящий коллективизм. И только в коллективе получит индивидуум средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастье всему человечеству. Только коммунистическое воспитание — подлинно нравственное воспитание.

Карл Маркс о просветительной политике Парижской коммуны.

Основоположники марксизма считали Парижскую коммуну первым опытом установления диктатуры пролетариата. Коммуна впервые в истории, говорил Маркс, «была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда».

Как известно, Коммуна просуществовала всего лишь 72 дня, но в эти дни были проведены подлинно революционные преобразования, в том числе и в области народного образования. Передовым французским рабочим, многим руководителям Коммуны были известны произведения Маркса и Энгельса. Среди коммунаров было немало участников I Интернационала, знакомых с положениями основоположников марксизма. Это наложило определенный отпечаток на мероприятия Коммуны и в области просвещения. Коммуна декларировала бесплатное светское и всестороннее образование. Рассматривая охрану материнства и младенчества как важнейшую государственную задачу, Коммуна разработала проект организации яслей, создала ряд закрытых учреждений для детей-сирот — жертв франко-прусской и гражданской войн. Воспитанники были окружены большой заботой. В них стремились развить любовь к родине, преданность революции, любовь к труду. В пределах возможного была перестроена и школа, она стала демократической. На первое место была выдвинута идея научного и всестороннего образования. Из школьных программ был исключен религиозный материал, школа была отделена от церкви, стала светской. Коммуна приняла меры к осуществлению идеи соединения обучения с производительным трудом.

Коммунары стремились сделать науку доступной всем трудящимся. Как показывает просветительная деятельность Парижской коммуны, строительство просвещения в интересах народа возможно только после завоевания пролетариатом политической власти. К. Маркс о просветительной политике Парижской коммуны писал, что она «немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного угнетения, «силу попов»... Все учебные заведения стали бесплатными для народа и были поставлены вне влияния церкви и государства. Таким образом, не только школьное образование сделалось доступным всем, но и с науки были сняты оковы, наложенные на нее классовыми предрассудками и правительственной властью».

Парижская коммуна была предтечей республики Советов, установленной после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Значение учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании.

Основоположники марксизма разработали учение о воспитании, которое является неразрывной составной частью научного коммунизма. Они вскрыли сущность воспитания как общественного явления, выявили его роль в общественном развитии в различных исторических формациях: при капитализме и при социализме; установили классовый характер воспитания в классовом обществе и подвергли глубокому критическому анализу воспитание в буржуазном обществе, показали его противоречия.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали подлинно научное учение о формировании человеческой личности и всестороннем развитии человека. Они разработали проблему умственного образования и нравственного воспитания, впервые выдвинули и подробно обосновали теорию политехнического образования, глубоко осветили вопросы физического воспитания. Ими была разработана программа борьбы пролетариата за улучшение воспитания трудящихся при капитализме и намечена программа осуществления воспитания и образования подрастающих поколений при социализме.

Учение основоположников марксизма о воспитании вооружило пролетариат всего мира на борьбу за просвещение и школу для народа. Впервые неполно оно было осуществлено Парижской коммуной. Творчески развитое В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза применительно к новым историческим условиям учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании претворено в жизнь в СССР и других социалистических странах.

 

 

 

Оценить/Добавить комментарий:

Имя:

 

Оценка:

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Комментарии:

неплохо !

23gor 13:42:39 17 марта 2007 Оценка: 4 - Хорошо

 

Работы, похожие на Реферат: Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании

Что такое философия?

` Что такое философия? ` Краткий очерк истории философии ` Философская картина мира ` Философия  человека ` Философия деятельности ` Задачи и ...

Такому пониманию философии отдавали дань К. Маркс и Ф. Энгельс Они считали, что философия как "шагреневая кожа" все время сжимается, постепенно из нее выделяются разные дисциплины.

А над материальным базисом надстраиваются такие формы общественного сознания как наука, культура, искусство, политика, право, мораль, философия, религия и т. д. По Марксу история ... Раздел: Рефераты по философии

Тип: книга Просмотров: 5827 Комментариев: 0 Похожие работы

Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

Укрепление международного положения СССР в 1924-25 годах

Экономическое развитие России в начале XX века. Внешняя политика СССР в 20-30 годы. Экономическое развитие России на рубеже двух веков. Общая хар-ка ...

Расстановка социальных сил (3лагеря): правительственный (самодержавие: помещики, царская бюрократия, крупная буржуазия), либеральный (буржуазия, часть крестьян, служащие ...

У истоков марксизма Маркс (1818-1883) и Энгельс (1820-1895). Раздел: Рефераты по истории

Тип: реферат Просмотров: 6035 Комментариев: 8 Похожие работы

Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать

Культурология

1.2 Культура и цивилизация  Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых  многозначных, имеющих разнообразные  толкования. Впервые слово ...

К. Маркс и Ф. Энгельс впервые обратили внимание на гносеологические (познавательные) основы религии.

В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации" [6, с. 7 ... Раздел: Рефераты по культуре и искусству

Тип: учебное пособие Просмотров: 4876 Комментариев: 2 Похожие работы

Оценило: 2 человек Средний балл: 3.5 Оценка: неизвестно     Скачать

Социальные ограничения: содержание, структура, функции

СОЦИАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. Данная работа посвящена исследованию такого явления как социальные ограничения. Все мы ...

Так как буржуазия не была занята ручным трудом, то получалось, что она дальше отстояла от человеческого архетипа, чем пролетариат, была ближе к обезьяне и поэтому господствовала ...

У К. Маркса и Ф. Энгельса решение этих вопросов представлено в искажённой и мистифицированной форме, так как всестороннее развитие человека и его способностей предполагается там ... Раздел: Рефераты по социологии

Тип: реферат Просмотров: 1890 Комментариев: 0 Похожие работы

Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

Политический портрет В. И. Ленина

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет Кафедра Истории Отечества и Культуры Политический портрет В. И. Ленина Студентка ГМУ 115 ...

Информация о работе Учение К.Маркса и Ф.Энгельса о воспитании