Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:00, реферат
Описание работы
Возникновение марксизма и его роль в развитии педагогической науки. Классовый характер воспитания в классовом обществе.. Учение о формировании человеческой личности и о всестороннем ее развитии. Требования пролетариата в области народного образования.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали,
что люди являются производителями своих
представлений, идей и т. д., «но речь идет
о действительных, действующих людях,
обусловленных определенным развитием
их производительных сил и — соответствующим
этому развитию — общением...». Установив,
что «обстоятельства в такой же мере творят
людей, в какой люди творят обстоятельства»,
они выдвинули положение о том, что люди
в процессе своего активного воздействия
на природу и общество одновременно изменяют
свою собственную природу.
В третьем тезисе о Фейербахе
К. Маркс писал: «Совпадение изменения
обстоятельств и человеческой деятельности
может рассматриваться и быть рационально
понято только как революционная практика».
Тем самым он подчеркнул важное положение
об активной роли людей как в изменении
окружающего мира, так и в переделке их
собственной природы, сделал вывод, что
в своей революционной практике люди коренным
образом преобразуют существующие общественные
отношения и изменяют самих себя.
К. Маркс также показал несостоятельность
французских материалистов и социалистов-утопистов
в том, что они хотели избавить людей от
всех их пороков и слабостей, порожденных
общественными отношениями, только путем
воспитательного воздействия.
Социалисты-утописты считали,
что посредством правильного воспитания
можно выработать у людей «рациональные
характеры» в рамках порочного капиталистического
общества. Основоположники марксизма
показали, что для формирования людей
на новой основе необходимо революционное
изменение самих общественных отношений
в результате классовой борьбы пролетариата,
что только активное участие людей в революционной
перестройке старого мира приведет к их
перевоспитанию. Они считали, что «революция
необходима не только потому, что никаким
иным способом невозможно свергнуть господствующий
класс, — но и потому, что свергающий класс
только в революции может сбросить с себя
всю старую мерзость и стать способным
создать новую основу общества».
Отмечая положительное влияние
социалистической общественной среды
на людей, Маркс и Энгельс считали решающим
фактором формирования новой личности
планомерно организованную в новом обществе
систему воспитания всесторонне развитых
людей. Они выявили огромное значение
и историческую необходимость всестороннего
развития подрастающих поколений, установили,
что крупная машинная промышленность
обладает революционным техническим базисом:
применение машин и химических процессов
вызывает постоянные технические изменения
производства. Их следствием являются
изменения и в функциях рабочих, возрастающая
многосторонность, которая обусловливает
необходимость всестороннего развития.
Основоположники марксизма
указали на глубокое противоречие, которое
имеется между потребностью крупной промышленности
во всесторонне развитых людях и капиталистической
системой производства, превращающей
рабочего в придаток машины. Но это противоречие
может быть устранено только новым, социалистическим
способом производства, который осуществляется
в плановом порядке и в общественных интересах.
Развитие науки и техники в этих условиях
должно сопровождаться организацией воспитания
всесторонне развитых людей. В «Принципах
коммунизма» Энгельс пишет: «чтобы поднять
промышленное и сельскохозяйственное
производство ...недостаточно одних только
механических и химических вспомогательных
средств. Нужно также соответственно развить
и способности людей, приводящих в движение
эти средства». В результате дальнейшего
развития коммунистического общества
на высшей его стадии будет окончательно
устранена господствующая в капиталистическом
обществе противоположность между умственным
и физическим трудом; каждый человек сможет
всесторонне развивать все свои силы и
способности и всесторонне применять
их в жизни.
Требования пролетариата в
области народного образования.
Марксизм вооружил пролетариат
программными требованиями борьбы за
народное образование при капитализме
и наметил необходимые положения, которые
должны явиться основой для решения вопроса
о построении народного образования при
социализме.
Основоположники марксизма
считали, что в условиях буржуазного общества
пролетариат должен организованно бороться
за знания. Все начинания рабочих, направленные
на создание пролетарских просветительных
учреждений, они высоко ценили и считали
необходимым, чтобы пролетариат добивался
издания законов, обеспечивающих молодежи,
работающей на фабриках, заводах и других
капиталистических предприятиях, возможность
получения образования.
Фабричное законодательство
в Англии Маркс рассматривал как первую
скудную уступку, вырванную у капитала.
Он указывал на положительное значение
закона 1834 года, который ограничивал рабочий
день детей в возрасте от 9 до 13 лет восемью-девятью
часами физического труда и вводил для
них обучение в течение двух часов в день.
«Как ни жалки, — писал он, — в общем статьи
фабричного акта относительно воспитания,
они объявили начальное обучение обязательным
условием труда. Их успех впервые доказал
возможность соединения обучения и гимнастики
с физическим трудом, а следовательно,
и физического труда с обучением и гимнастикой».
Вовлечение детей в общественное
производство Маркс рассматривал как
прогрессивное явление, но считал необходимым
решительно бороться с теми недопустимыми
формами, которые оно приняло при капитализме.
К. Маркс не мог лично присутствовать
на конгрессе I Интернационала, который
состоялся 3—8 сентября 1866 года в Женеве,
и составил для лондонских его участников
«Инструкцию делегатам Временного Центрального
Совета по отдельным вопросам». В этой
Инструкции Маркс подчеркивал, что при
разумном общественном строе дети с девятилетнего
возраста могут принимать участие в производительном
труде с обязательным соединением его
с обучением в школе. Он считал необходимым
установить при капитализме в законодательном
порядке предельные нормы труда детей
и подростков. По его мнению, для детей
9—12 лет следует ограничить труд двумя
часами в день; для подростков 13—15 лет
установить четырехчасовой, 16—17 лет —
шестичасовой рабочий день с перерывом
для еды и отдыха.
Маркс писал, что родителям
и предпринимателям ни в коем случае не
может быть разрешено применять труд детей
и подростков, если он не сочетается с
их воспитанием.
Под воспитанием, говорил К.
Маркс, следует понимать три вещи:
«Во-первых: умственное воспитание.
Во-вторых: физическое воспитание,
такое, какое дается в гимнастических
школах и военными упражнениями.
В-третьих: техническое обучение,
которое знакомит с основными принципами
всех процессов производства и одновременно
дает ребенку или подростку навыки обращения
с простейшими орудиями всех производств».
Распределению детей и рабочих-подростков
по возрастным группам должен соответствовать
постепенно усложняющийся курс умственного
и физического воспитания и технического
обучения. К. Маркс указывал, что «сочетание
оплачиваемого производительного труда,
умственного воспитания, физических упражнений
и политехнического обучения поднимет
рабочий класс значительно выше уровня
аристократии и буржуазии».
Борясь за право на образование
для всех работающих детей и подростков,
основоположники марксизма выступали
как решительные сторонники общественной
организации воспитания. Они пришли к
выводу, что капиталистический способ
производства разрушает пролетарскую
семью, и считали необходимым установить
общественное воспитание всех детей с
того момента, как они смогут обходиться
без материнского ухода. Рассматривая
общественное воспитание детей как прогрессивную
форму воспитания, они в то же время высоко
оценивали воспитательную роль новой
семьи при социализме.
В «Манифесте Коммунистической
партии» К. Маркс и Ф. Энгельс пишут, что
представители буржуазии утверждают,
будто бы коммунисты, заменяя домашнее
воспитание общественным, хотят уничтожить
самые дорогие для человека отношения.
«Буржуазные разглагольствования о семье
и воспитании, о нежных отношениях между
родителями и детьми внушают тем более
отвращения, чем более разрушаются все
семейные связи в среде пролетариата благодаря
развитию крупной промышленности, чем
более дети превращаются в простые предметы
торговли и рабочие инструменты».
Ряд положений по вопросам народного
образования был высказан Марксом при
критике Готской, а Энгельсом — Эрфуртской
партийной программы германской социал-демократии.
В проекте Готской программы
германской социал-демократической партии
(1875) выдвигалась идея всеобщего равного
народного образования, находящегося
в зависимости от прусской монархии. К.
Маркс назвал эти требования «демократической
трескотней». Указывая, что функции этого
государства следует ограничить отпуском
средств на народное образование, определением
квалификации учителей, установлением
программы обучения, он в то же время стремился
устранить идеологическое воздействие
буржуазного государства и церкви на школу.
Он решительно выступал также против положения
Готской программы о бесплатности повышенного
образования в буржуазном государстве,
подчеркивал, что это будет подарком имущим
классам, дети которых только и могут получать
при буржуазном строе повышенное образование;
фактически это образование стало бы осуществляться
за счет народных средств.
В Готской программе было выдвинуто
требование — запретить детский труд.
Это требование Маркс признал невыполнимым
на практике и реакционным, так как в привлечении
детей к труду, при регулировании их рабочего
времени в соответствии с возрастом и
соблюдении предупредительных мер для
их защиты от капиталистической эксплуатации,
видел одно из могущественнейших средств
для переустройства современного ему
общества.
Так же последовательно, как
Маркс, Энгельс подверг критике проект
Эрфуртской программы германской социал-демократии,
составленный в 1891 году Карлом Каутским.
В частности, он протестовал против оппортунистической
формулировки о том, что религия есть частное
дело, и требовал полного отделения церкви
от государства и школы от церкви.
Основоположники марксизма
подвергли острой критике и взгляды на
воспитание входивших в I Интернационал
анархистов, которые снижали роль науки
в образовании и рассматривали мелкоремесленный
труд как основное средство воспитания.
Маркс и Энгельс, напротив, подчеркивали
роль науки в образовании трудящихся и
указывали на необходимость соединения
обучения с производительным трудом детей
на базе развитой промышленности.
В «Манифесте Коммунистической
партии» основоположники марксизма сформулировали
те требования, которые должны быть осуществлены
пролетариатом в области воспитания тотчас
же после завоевания им власти. Этими требованиями
являются: «Общественное и бесплатное
воспитание всех детей. Устранение фабричного
труда детей в современной его форме. Соединение
воспитания с материальным производством
и т. д.». В «Принципах коммунизма» Энгельс
выдвинул положение о всеобщем общественном
воспитании детей: «Воспитание всех детей
с того момента, как они могут обходиться
без материнского ухода, в государственных
учреждениях и на государственный счет».
Общественное воспитание детей с раннего
возраста являлось необходимым условием,
обеспечивающим женщинам возможность
участвовать в производстве и общественной
деятельности наравне с мужчинами.
В новом обществе человек будет
всесторонне развитым. К. Маркс и Ф. Энгельс
глубоко разработали вопросы умственного
воспитания, политехнического образования,
физического и нравственного воспитания.
Умственное воспитание.
К. Маркс, говоря о том, что он
понимает под воспитанием, на первое место
поставил умственное воспитание. Овладению
теорией, науке, образованию основоположники
марксизма придавали огромное значение.
Наука была для Маркса, по выражению Энгельса,
исторически движущей, революционной
силой. Такое же большое значение придавал
теории, науке и Энгельс.
В произведении «Анти-Дюринг»
Ф. Энгельс раскрывает свои взгляды на
содержание образования и методы учебной
работы. Критикуя взгляды Дюринга, считавшего,
что народная школа будущего общества
будет давать своим ученикам все, что «может
обладать привлекательностью само по
себе и принципиально важно для человека»,
он определил содержание и вопросы методики
обучения в школе.
Анализируя туманные высказывания
Дюринга о том, что в школе будут учить
детей «главным выводам наук относительно
миро- и жизнепонимания», Энгельс выдвинул
требование последовательного, систематического
обучения. Невозможно обучать детей, писал
он, только тому, что может обладать привлекательностью
«само по себе», как хотел Дюринг. Каждый
предмет имеет свою логику и последовательность,
свои трудности, которые необходимо научиться
преодолевать.
По мнению Дюринга, в народной
школе будущего детей должны обучать некоей
«математике в целом». Такое предложение
Энгельс считает совершенно неприемлемым,
справедливо полагая, что дети при таком
обучении ничему не научатся. Он подчеркивает,
что, кроме математики, в системе общего
образования большое внимание должно
быть уделено физике, механике, астрономии
и химии. Совершенно недопустимым считает
Энгельс то, что Дюринг исключил из курса
школы химию. Он протестует и против того,
что ботаника и зоология должны преподаваться
только в описательной форме и служить
предметом легкого собеседования.
Энгельс требовал глубокого
и серьезного изучения каждой науки. Он
указывал на огромные успехи естествознания,
категорически возражал против описательного
его преподавания.
Ф. Энгельс, рассматривая вопрос
о преподавании литературы, критикует,
как порочную, мысль Дюринга о том, что
в школе будущего общества будет отброшена
та художественная литература прошлого,
которая содержит «поэтический мистицизм»
(по выражению Дюринга). По этому поводу
он иронически замечает, что, видимо, самому
г. Дюрингу придется создать «поэтические
образцы» для будущего общества. Большое
значение придавал Энгельс изучению родного
и иностранных языков. Иностранные языки,
говорил он, нужны как средство международного
общения, что они помогают овладеть культурой
всего человечества. Он отмечал также
значение изучения древних языков (в частности,
латинского), как расширяющих кругозор
человека. Изучение их важно не только
как средство познания мира, но и для развития
мышления.
Знания приобретают путем настойчивого,
упорного труда, недопустим поверхностный
подход к овладению знаниями. «В науке
нет широкой столбовой дороги, — писал
Маркс, — и только тот может достигнуть
ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости,
карабкается по ее каменистым тропам».
Но К. Маркс и Ф. Энгельс предупреждали,
что важна «не наука для науки», а наука,
тесно связанная с жизнью, с борьбой за
лучшее будущее человечества. Овладение
общеобразовательными знаниями они связывали
с выработкой на их основе диалектико-материалистического
мировоззрения. Они призывали активно
бороться с религией.
В преподавании надо идти не
только индуктивным путем, но и дедуктивным,
так как индукция и дедукция связаны между
собой так же, как синтез и анализ. Необходимо
применять каждый метод на своем месте,
«а этого можно добиться лишь в том случае,
если не упускать из виду их связь между
собой, их взаимное дополнение друг друга».