Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:39, реферат
атинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе под коллективом понимается любая организованная группа людей. В том значении, которое приобрело понятие "коллектив" в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.
1.Введение
2.Учение А. С. Макаренко о коллективе
3.Заключение
4.Список литературы
Реферат:
Учение Макаренко
о коллективе
Содержание
1.Введение
2.Учение А. С.
Макаренко о коллективе
3.Заключение
4.Список литературы
Введение
Латинское слово "коллективус"
переводят по-разному - сборище, толпа,
совместное собрание, объединение, группа.
В современной литературе под коллективом
понимается любая организованная группа
людей. В том значении, которое приобрело
понятие "коллектив" в педагогической
литературе, коллективом называется объединение
воспитанников (учеников), отличающееся
рядом важных признаков. Рассмотрим их.[1]
1. Общая социально
значимая цель. Цель есть у любой группы:
ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай,
и преступники, создавшие воровскую шайку.
Все дело в том, какая это цель, на что она
направлена. Цель коллектива обязательно
совпадает с общественными целями, поддерживается
обществом и государством, не противоречит
господствующей идеологии, конституции
и законам государства.
2. Общая совместная
деятельность для достижения поставленной
цели, общая организация этой деятельности.
Люди объединяются в коллективы для того,
чтобы совместными усилиями быстрее достичь
определенной цели. Для этого каждый член
коллектива обязан активно участвовать
в совместной деятельности, должна быть
общая организация деятельности. Членов
коллектива отличает высокая личная ответственность
за результаты совместной деятельности.
3. Отношения
ответственной зависимости. Между членами
коллектива устанавливаются специфические
отношения, отражающие не только единство
цели и деятельности (рабочее сплочение),
но и единство связанных с ними переживаний
и оценочных суждений (моральное единение).
4. Общий выборный
руководящий орган. В коллективе устанавливаются
демократические отношения. Органы управления
коллективами формируются при прямом
и открытом избрании наиболее авторитетных
членов коллектива.
Отдельные из этих характеристик
могут быть присущи и другим видам
групповых объединений (ассоциации,
кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно
отчетливо они проявляются лишь
при коллективной организации.
Кроме названных
признаков коллектив отличается
и другими очень важными
Это характеристики,
отражающие внутриколлективную атмосферу,
психологический климат, отношения между
членами коллектива. Одна из таких характеристик
- сплоченность, характеризующая взаимопонимание,
защищенность, "чувство локтя", причастность
к коллективу. В хорошо организованных
коллективах проявляются взаимопомощь
и взаимоответственность, доброжелательность
и бескорыстие, здоровая критика и самокритика,
соревнование.
Группа формально
сотрудничающих людей может обходиться
без этих качеств, коллектив без
них теряет свои преимущества.
В коллективе, обладающем
всеми перечисленными признаками, формируется
иная система отношений к труду,
к людям, к своим личным и общественным
обязанностям. В дружном, сплоченном
коллективе система отношений определяется
разумным сочетанием личных и общественных
интересов, умением подчинять личное
общественному. Такая система формирует
ясную и уверенную позицию каждого члена
коллектива, знающего свои обязанности,
преодолевающего субъективные и объективные
препятствия.[2]
Наиболее стабильное
звено в официальной структуре
школьного коллектива - коллектив
класса, в рамках которого протекает
основная деятельность школьников - учение.
Именно в классном коллективе между
школьниками образуется густая сеть
межличностных связей и отношений.
В силу этого он выполняет роль того
своеобразного фундамента, на базе которого
формируются различные школьные коллективы.
Проецируя на школьный
класс выделенные признаки коллектива,
приходим к выводу, что ученический
коллектив - это «группа учеников,
объединенная общей социально значимой
целью, деятельностью, организацией этой
деятельности, имеющая общие выборные
органы и отличающаяся сплоченностью,
общей ответственностью, взаимной зависимостью
при безусловном равенстве всех
членов в правах и обязанностях».[3]
Виднейшим представителем
отечественной педагогики, разрабатывавшим
теорию коллектива, был А.С. Макаренко.
Его перу принадлежат многочисленные
педагогические и художественные сочинения,
в которых детально разработана
методика коллективистского воспитания.
Целью данной работы
является: раскрыть сущность учения А.
С. Макаренко о коллективе.
Учение
А.С. Макаренко о
коллективе
Учение А.С. Макаренко
содержит подробную технологию поэтапного
формирования коллектива.
Чтобы стать коллективом,
группа должна пройти нелёгкий путь качественных
преобразований. На этом пути АС. Макаренко
выделяет несколько стадий (этапов).[4]
Первая стадия - становление
коллектива (стадия первоначального
сплочения). В это время коллектив
выступает прежде всего как цель воспитательных
усилий педагога, стремящегося организационно
оформленную группу (класс, кружок и т.
д.) превратить в коллектив, т. е. такую
социально-психологическую общность,
где отношения учеников определяются
содержанием их совместной деятельности,
ее целями, задачами, ценностями. Организатор
коллектива - педагог, от него исходят
все требования. Первая стадия считается
завершенной, когда в коллективе выделился
и заработал актив, воспитанники сплотились
на основе общей цели, общей деятельности
и общей организации.
На второй стадии
усиливается влияние актива. Теперь
уже актив не только поддерживает
требования педагога, но и сам предъявляет
их к членам коллектива, руководствуясь
своими понятиями о том, что приносит
пользу, а что - ущерб интересам
коллектива. Если активисты правильно
понимают потребности коллектива, то
они становятся надежными помощниками
педагога. Работа с активом на этом
этапе требует пристального внимания
педагога.
Для второй стадии характерна
стабилизация структуры коллектива.
Коллектив в это время
Основная цель педагога
на этой стадии - максимально использовать
возможности коллектива для решения
тех задач, ради которых этот коллектив
создается. Практически только теперь
коллектив достигает
Развитие коллектива
на этой стадии связано с преодолением
противоречий: между коллективом
и отдельными учениками, опережающими
в своем развитии требования коллектива
или, наоборот, отстающими от этих требований;
между общими и индивидуальными
перспективами; между нормами поведения
коллектива и нормами, стихийно складывающимися
в классе; между отдельными группами
учеников с различными ценностными
ориентациями и т. д. Поэтому в
развитии коллектива неизбежны скачки,
остановки, движения вспять.[5]
Третья и последующие
стадии характеризуют расцвет
Процесс развития коллектива
рассматривается не как плавный
процесс перехода от одной стадии
к другой. Между стадиями нет четких
границ - возможности для перехода
к последующей стадии создаются
в рамках предыдущей. Каждая последующая
стадия в этом процессе не сменяет
предыдущую, а как бы добавляется к ней.
Коллектив не может и не должен останавливаться
в своем развитии, даже если он достиг
очень высокого уровня. Поэтому некоторые
педагоги выделяют четвертую и последующие
стадии движения. На этих стадиях каждый
школьник благодаря прочно усвоенному
коллективному опыту сам предъявляет
к себе определенные требования, выполнение
нравственных норм становится его потребностью,
процесс воспитания переходит в процесс
самовоспитания.
На всех стадиях
развития коллектива возникают, крепнут
и сплачивают коллектив большие
и малые традиции. Традиции - это
«такие устойчивые формы коллективной
жизни, которые эмоционально воплощают
нормы, обычаи, желания воспитанников.
Традиции помогают вырабатывать общие
нормы поведения, развивают коллективные
переживания, украшают жизнь».[6]
В традициях можно
выделить большие и малые. Большие
традиции - это яркие массовые события,
подготовка и проведение которых
воспитывают чувство гордости за
свой коллектив, веру в его силы,
уважение к общественному мнению.
Малые, будничные, повседневные традиции
скромнее по масштабам, но не менее
важны по воспитательным воздействиям.
Они учат поддерживать установленный
порядок, вырабатывая устойчивые привычки
поведения. Малые традиции не требуют
особых усилий, их поддерживают установившийся
порядок, всеми добровольно принятое
соглашение. Традиции меняются и обновляются.
Новые задачи, встающие перед коллективом,
новые способы их решения становятся
со временем более или менее популярными
- это способствует возникновению
новых и стиранию старых традиций.
Особенно важным
считал А.С. Макаренко выбор цели.
Практическую цель, которая способна
увлечь и сплотить воспитанников, он
называл перспективой. При этом он
исходил из положения о том, что
"истинным стимулом человеческой жизни
является завтрашняя радость". Понятная
каждому воспитаннику, осознанная и
воспринятая им перспективная цель
становится мобилизующей силой, помогающей
преодолевать трудности и препятствия.
В практике воспитательной
работы А.С. Макаренко различал три
вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.[7]
Близкая перспектива
выдвигается перед коллективом,
находящимся на любой стадии развития,
даже на начальной. Близкой перспективой
может быть, например, совместная воскресная
прогулка, поход в цирк или театр, интересная
игра-соревнование и т. д. Основное требование
к близкой перспективе заключается в том,
что она должна опираться на личную заинтересованность:
каждый воспитанник воспринимает ее как
собственную завтрашнюю радость, стремится
к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое
удовольствие. Высший уровень близкой
перспективы - это перспектива радости
коллективного труда, когда уже один образ
совместного дела захватывает ребят как
приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива,
по мнению А.С. Макаренко, заключается
в проекте коллективного
Далекая перспектива
- это отодвинутая во времени, наиболее
социально значимая и требующая
значительных усилий для достижения
цель. В такой перспективе