Учитель новой школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Учитель - профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле - Человек.

Файлы: 1 файл

эссе.docx

— 35.81 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской государственный  университет имени Н. А. Некрасова

 

Факультет Технологии и Сервиса

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Основы профессиональной деятельности в сфере образования

 

 

 

 

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  I курс заочный

                                                                                                                       ТС-1205

                                                                                                                                   Буков С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2012

Практическое задание  №6

Эссе на тему «Учитель новой школы»

 

 

«Самым важным явлением в школе, самым

поучительным предметом, самым

живым примером для ученика является

сам учитель.

Он — олицетворенный метод обучения,

само воплощение принципа воспитания».  

 

 

   Учитель - профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле - Человек. 

       Меняются эпохи, сменяются поколения. На смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребенка, для которого учеба должна быть не мукой, а увлекательным, желанным занятием. Ученики будут идти за той информацией и теми знаниями, которые преподносятся им на их языке. Считаю, что прошло время, когда учитель работал на уровне педагогической интуиции. Сегодня учителю невозможно работать без научного осмысления собственной профессиональной деятельности. Учителю необходимо использовать в своей работе инновации, различные методики, всегда наблюдать за новшествами в своей области, интегрировать свой предмет с другими науками. Видеть свой урок с позиции учащихся и стремиться разнообразить его.  

Я считаю, что учитель новой школы - это педагог-профессионал, психолог, исследователь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность и ученика. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен не учитель-информатор, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь. Он должен уметь прийти на помощь в трудных жизненных ситуациях своим словом, личным примером, поступком, подвижничеством укрепить в ученике веру в себя. Тем самым, современный учитель дает надежду ученику, вдохновляет его живым словом наставника, тренера, воспитателя, укрепляя в нем дух, силу воли, трудолюбие для достижения новых побед, вселяет в человека уверенность, способность к самосовершенствованию, делает ученика самостоятельным и ответственным. В нем должны соединяться такие качества как ответственность, чуткость, твердость и коммуникабельность, желание учиться и меняться.

Главная задача учителя новой  школы – разбудить в каждом ребенке величайшего гения и  творца, воспитать человека с современным  мышлением, способного реализоваться  в жизни. «Все дети талантливы! В каждом ребенке – чудо!» - вот девиз учителя новой школы.

Учитель должен понимать,  что перед ним могут пройти  тысячи детей, но у детей он один.  Педагог должен уметь  не допускать и решать конфликты – это одна из важных его задач. Того кто посвятит себя школьной жизни, у кого хватит сил идти вперёд и вести за собой, умеет вдохновлять и оправдывать надежды учеников, быть бескорыстным, будет верить в добро и гуманность, можно назвать учителем. В моем представлении учитель 21 века - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек.

Образно выражаясь -задача педагога состоит в том, чтобы подвести к двери, дать ключ и научить ученика пользоваться этим инструментом.  Никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний. 

    Учитель должен понимать,  какая ответственность лежит на его плечах, какой хрупкий материал - эти МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание  №2

Составить профессиограмму  учителя.

 

Проблема совершенствования  образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной школы любой специальности.  Документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.   

 

Профессионально обусловленные  требования к личности педагога. Совокупность профессионально обусловленных  требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы  учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных  и дополняющих друг друга: общегражданские  качества; качества, определяющие специфику  профессии учителя; специальные  знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании  профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств  ума, чувств и воли личности.

Черты характера, выражающие гражданскую и профессионально-педагогическую направленность:

  • патриотизм, верность духовному историческому наследию России, ориентированному, в частности, на христианские ценности, на служение Отечеству;
  • любовь к детям, гуманизм, демократизм;
  • гражданственность, сознание и чувство общественно-педагогического долга в отношении просвещения молодежи и народа;
  • общественно-педагогическая активность;
  • принципиальность в отношении общечеловеческих ценностей и милосердного отношения к воспитанникам и их родителям;
  • коллективизм;
  • профессиональное новаторство, чуткость к инновациям и активное творчество в педагогической работе;
  • профессиональная работоспособность;
  • общительность, толерантность, стремление к сотрудничеству, миролюбие по отношению к людям разных национальностей и религиозных вероисповеданий.

 

Интеллектуальные  черты характера:

  • профессиональная педагогическая эрудиция, характеризующаяся объемом, глубиной и системностью знаний;
  • педагогическая    внимательность;
  • педагогическая наблюдательность;
  • оперативная и долгосрочная педагогическая память;
  • сообразительность;
  • глубина, широта, гибкость, решительность, оригинальность ума;
  • критичность, ясность, логичность, самостоятельность ума;
  • педагогическая любознательность;
  • способность анализировать педагогические ситуации и правильно решать встающие задачи;
  • развитость речи.

 

Черты научного стиля  мышления:

системность мышления – способность охватить явления многоаспектно, выделить комплексы их взаимосвязанных компонентов в подсистемах, получить объемное знание для решения задач;

детерминизм мышления – способность устанавливать причинно-следственные связи, черты характера;

 схватывать зависимости между явлениями в педагогической системе;

вероятность мышления – способность выявлять и прогнозировать возможные пути развития   учебно-воспитательного процесса, действия личностей, групп, коллективов;

конкретность  мышления – способность переносить (использовать) общие положения теории для объяснения текущих фактов и ситуаций; способность анализировать их и делать оперативные выводы;

перспективность мышления – способность видеть перспективу событий; способность к анципации, моделированию «зоны ближайшего развития»;

экономичность мышления – способность выбирать пути наименьших затрат сил и времени, кратчайшие пути решения задач;

рефлексивность  мышления – способность оценивать свою деятельность «со стороны», как бы глазами учащихся;

эвристичность мышления – способность ставить и проверять гипотезы,   фильтровать альтернативы на основе разных критериев,   генерировать информацию, делать выводы.

Нравственные  черты характера

В каждой фразе и в каждом поступке учителя (как и вообще любого человека) проявляется нравственность или  безнравственность, добродетель или  порок. Всегда налицо этот определенный альтернативный выбор.

Нравственность – одна из форм общественного и индивидуального  сознания, отражающая. отношение людей к Родине, к окружающей природе, к собственности, к труду и другим видам деятельности, отношения людей друг к другу, отношения полов (сексуальные отношения).

Учитель всегда находится  в системе «человек – человек», а поэтому все его слова и действия должны утверждать в общении с воспитуемыми вечные общечеловеческие ценности.

Главными из них являются:

    • Космос и Земля – среда обитания живой природы и людей;
    • Родина – колыбель рода, места жизни прошедших, настоящих и будущих поколений;
    • Семья – как союз людей для воспроизводства рода, для собственной радости и счастья детей;
    • Человек как высшая ценность; его   дошкольное,   младшее школьное, среднее и старшее школьное детство, в организации которого вместе с родителями участвуют педагоги;
    • Мир без войн, миролюбивые отношения народов, людей разных национальностей и религий; сотрудничество между людьми на честной, справедливой основе;
    • Знания, необходимые для решения всех жизненных проблем;
    • Труд и возможность создавать материальные и духовные блага для жизни; труд как основная форма самореализации личности, ее способностей и возможностей;
    • Личная собственность, нажитая честным трудом;
    • Национальные культуры и планетарная культура с их религиями;
    • Время как интервал (или период) для самоосуществления целей и смысла жизни человека.

Несмотря  на то что в реальной действительности эти ценности часто попираются и кое-кем не признаются, учитель должен верить в них, быть носителем их, внедрять их в души юных.

Нравственные  черты характера, выражающие отношение  педагога к воспитанникам:

  • любовь и заботливость, основывающаяся на этом индивидуализированная педагогическая помощь; доброта;
  • душевность, доброжелательность;
  • доверие, отзывчивость, выдержка;
  • внимательность, разумная требовательность, справедливость;
  • снисходительность, терпеливость.

Черты и качества, выражающие отношение к коллективу:

  • моральная активность, сотрудничество;
  • демократизм, товарищество готовность к взаимопомощи;
  • толерантность (терпимость) к коллегам, самообладание.

Черты и качества, выражающие отношение к себе и  своим профессионально-личностным качествам:

  •   сознание и чувство собственного достоинства;
  •   совстливость, разумное самообладание

Черты и качества, характеризующие педагога с точки  зрения  нравственного регулирования  регулирования поведения:

  • сознание и чувство честности, правдивость;
  • порядочность;
  • искренность; прямота;
  • развитая и чуткая совесть;
  • моральная чистота.

Черты и качества, отражающие отношение педагога к  труду, к профессиональной деятельности:

  • трудолюбие, самообладание в труде;
  • добросовестность, обязательность;
  • предприимчивость, деловитость, инициативность, целеустремленность;
  • организованность, собранность, бережливость;
  • способность разумно оценивать результаты проделанной работы

Черты и качества, характеризующие высокую культуру педагогического общения:

Информация о работе Учитель новой школы