- вежливость;
- обходительность;
- предупредительность;
- уважительность;
- тактичность;
- ласковость
Волевые черты
характера
Воля – способность человека осуществлять
саморегуляцию своих психических процессов
и деятельности. Основными функциями воли
являются: выбор мотивов и целей, регуляция
побуждений к действиям при недостаточной
или избыточной их мотивации, организация
психических процессов в адекватную выполняемой
человеком деятельности систему, мобилизация
физических и морально-психических сил
для достижения поставленных целей (А.В. Петровский).
Ведущими волевыми
чертами характера личности учителя
являются:
- социально значимая мотивация предпринимаемых речемыслительных и предметно-практических действий;
- целеустремленность, наличие, разработанность оперативных (сиюминутных), тактических и стратегических целей педагогической работы;
- уверенность в своих силах и возможностях;
- организованность, собранность;
- самообладание, выдержка;
- решительность, смелость в форме оправданного педагогического риска;
- упорство в доведении начатого дела до конца, исполнительность.
Эмоциональные черты
характера
Эмоции – психические явления, выражающие
отражение и переживание человеком своего
отношения к окружающим явлениям и ситуациям.
Эмоции учителя связаны с переживанием
своего отношения к социально-педагогическим
фактам и событиям в форме моральных, интеллектуальных,
эстетических чувств. Они проявляются
в настроениях, аффектах, страстях, стрессах
и других эмоциональных состояниях {Л.И. Уманский, А.Н.
Лутошкин).
Ведущими эмоциональными
чертами характера учителя явлются:
- эмпатия, то есть способность сопереживать учащихся и их родителей, принимая близко к сердцу их радости и горе;
- оптимизм, бодрость, веселость;
- необидчивость, нераздражительность;
- доброжелательность, разумная доверчивость;
- относительная удовлетворенность успехами в работе.
Знания – это воспринятая, переработанная
в сознании (осмысленная), сохраненная
в памяти и воспроизводимая в нужный момент
для решения теоретических или прикладных
задач информация.
- Знание того учебного предмета (его Госстандарта), который педагог преподает.
- Знание векторов инновационных процессов, происходящих в настоящее время в школах разных типов. Знание Закона Российской Федерации «Об образовании».
- Знание сущности воспитания, его общих и конкретных целей, задач, организационных форм, средств, методов развивающего воспитания.
- Знание сущности процесса развивающего обучения, особенностей содержания регионального компонента в образовании, принципов, средств, методов и организационных форм обучения. Знание основ проблемного и программированного обучения, технических средств обучения и их использование в практической работе; компьютерная грамотность.
- Знание психологических основ обучения и воспитания.
- Знание анатомо-физиологических, возрастных и психологических особенностей школьников; знание основ личной и общественной гигиены.
- Знание методов определения уровней воспитанности школьников (их групп и коллективов), методов определения уровней сформированности навыков и умений.
- Знание содержания, форм и методов работы классного руководителя во внеурочное время.
- Знание содержания, форм и методов работы с родителями учащихся, со спонсорскими организациями в условиях демократизации и гласности.
- Знание содержания, форм и методов управления самовоспитанием учащихся.
- Знание методов научно-педагогического описания и анализа педагогических фактов, явлений, процессов, педагогических систем и их структур.
- Знание содержания, форм и методов планирования (прогнозирования) педагогического процесса, планирования работы педагогической системы.
- Знание основ педагогического управления образовательными учреждениями. Знание границ и возможностей предпринимательской деятельности.
Общепедагогические
навыки
- Навыки воздейственной выразительной речи.
- Навыки грамотного красивого письма.
- Навыки счета.
- Навыки общения.
- Навыки целесообразных движений, мимики, жестов.
- Навыки демонстрационные (демонстрации отдельных объектов и самого себя).
- Навыки распределения внимания.
- Навыки ориентации во времени.
- Навыки работы с книгой, учебником, пособием, газетами.
- Навыки библиографические.
- Навыки использования записей, планов.
- Навыки владения простейшими орудиями труда.
- Навыки использования технических средств обучения (ТСО).
- Навыки личной и общественной гигиены.
- Навыки, используемые в спортивных играх и судействе.
- Навыки художественно-эстетической деятельности.
- Навыки педагогической графики (рисунки на доске и т.д.).
На уровнях бакалавра
и магистра эти навыки формируются
с меньшей и большей прочностью и в разных
объемах.
Общепедагогические
умения
Общепедагогические умения
проявляются в деятельности учителей
всех специальностей.
Общепедагогические умения
представляют собой сложные психологические
образования, в состав которых входят
научные знания, сформированные навыки,
а также эвристические мыслительно-практические
действия по решению педагогических задач
различного типа, класса и уровней.
А. Умения этапа
педагогической диагностики и целеполагания
(У1)
- Умение наблюдать за учащимися для их изучения.
- Умение беседовать с учащимися для их изучения.
- Умение проводить интервью для изучения учащихся.
- Умение анализировать творческие работы учащихся для их изучения.
- Умение использовать свои социально-нравственные и психолого-педагогические знания
- для выяснения и оценки психологического состояния конкретных учащихся, уровней их воспитанности и обученности.
- Умение использовать свои социально-нравственные и психолого-педагогические знания для выяснения психологического состояния групп (коллективов) учащихся и для последующего принятия решений.
- Умение проводить педагогический эксперимент для изучения учащихся.
- Умение определять близкие цели воспитания (обучения) в конкретных ситуациях, оперативные цели.
- Умение определять средние (тактические) цели воспитания и обучения.
- Умение определять дальние (стратегические) цели воспитания и обучения.
- Умение изменять цели воспитания в связи с появлением новых, ранее непредвиденных факторов.
Б. Умения этапа решения
педагогических задач на уровне планирования
учебно-воспитательного процесса (У2)
- Умение мысленно ставить себя в ситуацию школьников, представлять и понимать их психологическое состояние, учитывать это в процессе планирования учебно-воспитательной работы.
- Умение обнаруживать и точно формулировать возможно более полную систему задач в связи с поставленной целью в учебно-воспитательной работе.
- Умение точно определять главную задачу в конкретной ситуации, за ней вторую и так далее по порядку их значимости.
- Умение правильно определять основные (объективные и субъективные) условия решения задач.
- Умение прогнозировать (предсказывать) возможные варианты развития воспитуемых (их групп, коллективов).
- Умение осуществлять методический отбор и разработку педагогической информации, планировать ее.
- Умение отбирать необходимые средства для предстоящей работы, планировать их использование.
- Умение выбирать оптимальные формы образовательной и воспитательной работы.
- Умение оптимально планировать методы обучения и воспитания.
- Умение оптимально планировать работу отдельных учащихся.
- Умение правильно представлять и планировать взаимоотношения учащихся друг с другом, свои отношения с ними.
- Умение оформлять свои планы в соответствующие школьные документы.
- Умение соотносить свое планирование с общешкольным.
- Умение определять и оценивать деятельность других педагогов (вообще субъектов педагогической деятельности), находящихся в конкретной воспитательной системе, в своем плане.
- Умение использовать опыт других педагогов для планирования своей работы.
В. Умения этапа
практической работы по претворению в
жизнь намеченного плана(У3)
- Умение передавать, сообщать информацию учащимся.
- Умение доказывать, убеждать, вести дискуссию.
- Умение использовать целесообразное содержание учебной и воспитательной работы.
- Умение использовать разнообразные средства учебной и воспитательной работы.
- Умение использовать эффективные формы организации учебной и воспитательной работы.
- Умение оказывать педагогические воздействия на учащихся показом личного примера и демонстрацией наглядного материала.
- Умение оказывать педагогические воздействия на учащихся, стимулировать их деятельность путем показа разнообразных приемов выполнения той или иной работы (показ, как надо выполнять определенные задания).
- Умение давать учащимся поручения, задания.
- Умение стимулировать коллективную учебную и общественную работу школьников.
- Умение оперативно оказывать разностороннюю духовную и психотерапевтическую помощь учащимся, создавать ситуации успеха.
- Умение осуществлять в процессе общения со школьниками их внутреннюю координацию (регулирование отношений, согласование их деятельности друг с другом, ликвидация локальных конфликтов).
- Умение осуществлять на практике внешнюю координацию (связь со спонсорами, родителями).
- Умение поддерживать с учащимися сотрудничество, высокие нравственные отношения, располагать их к себе в процессе практической работы.
- Умение оказывать помощь ученическому коллективу, не связывая его самодеятельности.
- Умение осуществлять контроль за текущим ходом работы; объективно оценивать количество и качество работы, выполненной учащимися.
- Умение стимулировать самовоспитание учащихся.
Г. Умения этапа анализа
выполненной педагогической работы, определения
нового состояния воспитанников и постановки
новых педагогических целей (У4)
- Умение определять степень достижения поставленной цели.
- Умение определять появившиеся у учащихся новые знания, навыки, умения, опыт, появившиеся новые качества в сознании и поведении, сравнить, что было и что стало.
- Умение устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности, причины неэффективного решения педагогических задач, ошибки.
- Умение соотносить свой опыт с педагогической теорией, методическими рекомендациями.
- Умение строить программу своего профессионального самовоспитания и самообразования, программу изменения своей деятельности, если это необходимо.
- Умение использовать результаты анализа выполненной работы для того, чтобы! ставить новые цели обучения и воспитания; планировать новый этап практической деятельности по управлению педагогической системой.