Умственное развитие и умственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство.

Содержание работы

Введение
Понятие об умственном развитии и умственном воспитании
Задачи умственного воспитания
Сенсорное воспитание
Развитие мыслительной деятельности
Становление речи
Воспитание любознательности и познавательных интересов
Формирование системы знаний об окружающем мире
Средства умственного воспитания

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 28.86 Кб (Скачать файл)

План

Введение

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Задачи умственного  воспитания

Сенсорное воспитание

Развитие мыслительной деятельности

Становление речи

Воспитание любознательности и познавательных интересов

Формирование системы  знаний об окружающем мире

Средства умственного  воспитания

Список литературы

Введение

Для современной  образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно  важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие  на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно  ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем  были 30-40 лет назад, требования к  умственному воспитанию подрастающего  поколения. На первые план выдвигается  задача формирования способности к  активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области  умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей  сумме знаний, как это имело  место в традиционной системе  умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы  просвещения - от дошкольного учреждения до университетов - отмечаются, с одной  стороны, рост информированности, с  другой стороны - снижение в целом  качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных  и зарубежных ученых дошкольное детство  определятся как период, оптимальный  для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие  первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях  А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности  умственного развития детей дошкольного  возраста значительно выше, чем считалось  ранее. Ребенок может не только познавать  внешние, наглядные свойства предметов  и явлений, как это предусмотрено  в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления  об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа  и решения разнообразных задач.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки  умственных способностей заложены в  природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается  более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности  ребенка от рождения носят преимущественно  творческий характер, но не у всех получается должное развить. Оказывается, что  от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности  малыша, а тем более, - какое направление  они получат. Представьте, что ребенку  посчастливилось, и природа наградила  его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться  способность к живописи, к художественному  труду: он будет сам создавать  произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д. условия жизни, воспитания, отношение  родителей, педагогов к самому ребенку  и к его деятельности - вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются  задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности  к самостоятельному творческому  познанию. С раннего возраста у  ребенка начинает формироваться  совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию  мыслительных операций, другими словами  развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей  степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди  которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет  умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся  в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это  происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности  умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы  умственного развития, чем в последующие  возрастные периоды. Особо следует  обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные  исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой  объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно  быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей  раннего возраста страдает не от избытка  информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать  и другой крайности, когда путем  усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить  у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок  может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем  возрасте. Они оказывают отрицательное  влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка  со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается  пространственное воображение, что  может создать трудности при  изучении геометрии, овладении черчением  в школе.

Основная особенность  умственного развития ребенка дошкольного  возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения  и формирования дошкольный возраст  обладает особыми возможностями.

Для развития нравственного  облика ребенка важны представления  о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят  о любом ребенке, с которым  играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит значить  дружить? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для  оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возрастом  ребенок приобретает знания об уходе  за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Умственное воспитание, имея своей целью воздействие  на ум ребенка, благотворно сказывается  на становлении его нравственного  облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания

Основной функция  умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная  деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние  свойства предметов в их совокупности. Благодаря мышлению ребенок постигает  внутренние, скрытые свойства, между  предметами и явлениями. Между восприятием  и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

- сенсорное воспитание

- развитие мыслительной  деятельности

- становление  речи

Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы  обследования предметов, сенсорные  эталоны.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

В первые годы жизни  у детей формируются предпосылки  сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные  предэталоны. В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми  предметными эталонами. Между тем  исследования показали, что в старшем  дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как  шар.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте.

Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ребенка обращают на контур, основные части (голова, глаза, туловище, лапы, хвост, усы), их форму и цвет.

p align="left">Для обогащение  сенсорного опыта детей используют  дидактические игры. Многие из  них связаны с обследованием  предмета, с различением признаков,  требуют словесного обозначения  этих предметов («Чем похожи  и не похожи»).

Развитие мыслительной деятельности

Этот аспект умственного  воспитания рассматривается как  развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов  и способностей. Мышление возникает  на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая  горизонты последнего. На основе практических действий малыш учиться сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать. Начинает функционировать первая группа мышления - наглядно-действенное.

Постепенно у ребенка  развивается способность мыслить  не только на основе непосредственного  восприятия предметов, но и на основе образов. Формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление.

В дошкольном возрасте развиваются  и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти ребенок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления сведений, фактов.

Большое место среди познавательных процессов человека вообще, а ребенка  дошкольного возраста в особенности  занимает воображение. Воображение  заключается в создании новых  образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь  полеченных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой творческой деятельности ребенка. Первоначально у ребенка  появляется воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением  жизненного опыта и развитием  мышления формируется творческое воображение.

Становление речи

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о  предметах, признаках, действиях и  отношениях, запечатленными в соответствующих  словах. При этом он не только приобретает  знания, но и учиться мыслить. Слово - материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка  стоит образ предмета, который  это слово обозначает. Если ребенок  слышит в речи взрослых или сам  использовать слова, за которыми не стоят  образы, мыслительной деятельности не происходит. После того как ребенок  овладевает речью, окружающий мир для  него как бы удваивается. На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной  речи.

Слово удваивает мир и  позволяет ребенку мысленно оперировать  предметами даже в их отсутствии. Это  расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора.

Информация о работе Умственное развитие и умственное воспитание