Умственное развитие и умственное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство.

Содержание работы

Введение
Понятие об умственном развитии и умственном воспитании
Задачи умственного воспитания
Сенсорное воспитание
Развитие мыслительной деятельности
Становление речи
Воспитание любознательности и познавательных интересов
Формирование системы знаний об окружающем мире
Средства умственного воспитания

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 28.86 Кб (Скачать файл)

Ребенок пользуется речью  для того чтобы выразить свои мысли, чувства, воздействовать на окружающих людей это предъявляет требования к его выразительности, эмоциональности, связности.

На этапах раннего и  дошкольного возраста решаются важнейшие  задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического  строя, развитие связной речи. Следует  также формировать культуру диалогической  речи: умение говорить четко, выразительно, по существу, слушать собеседника, стараться  его понять не перебивать; не перескакивать  с предмета на предмет.

Воспитание любознательности познавательных интересов

Дети - пытливые исследователи  окружающего мира. Эта особенность  заложена в них от рождения. Любопытность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

 Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью.

Познавательный  интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой обхвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Под влиянием познавательного оказывается способен к более длительной устойчивой сосредоточенности внимания проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках и других видах творческой деятельности.

Издавна вопросы ребенка  считались основной формой проявления любознательности познавательных интересов. Вопросы делят на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные  вопросы ребенок задает, чтобы  привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ним контакт. («Ты, когда  был маленький, боялся ходить в темную комнату?») Такие вопросы возникают  у детей в минуты тревоги, радости, страха.

В основе многих детских  вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Пик вопросов проходится на возраст  с 4,5- 5,5 лет.

Формирование  системы знаний об окружающем мире

Знания сами по себе еще  не обеспечивают полноты умственного  развития, но без них последнее  невозможно. Поэтому основу умственного  воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания.

Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное  развитие ребенка дошкольного возраста, - одна из традиционных проблем педагогики. В истории отечественного детского сада круг необходимых для развития ребенка знаний очерчивался программа  воспитания. Условно эти знания делились на знания о природе, о предметном мире, о труде и профессиях, о  явлениях общественной жизни (революции, вожди).

В последние годы разработано  много новые программ, где определен  круг знаний об окружающем мире. Общим  для всех программ является попытка  поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек  и его личность, человек и другие люди).

Любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить  по-разному: в виде представлений, в  виде понятий (обобщенные знания о целой  группе предметов), в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых, в  виде объяснения.

На протяжении дошкольных лет ребенок овладевает двумя  категориями знаний. Первую категорию  составляют те знания, которые он усваивает  без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко  хаотичны и порой искажено отражают действительность. Более сложные  знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают  самостоятельно.

Средства умственного  воспитания

Условно средства умственного  воспитания распределяют на две группы: деятельность детей и произведения духовной имматериальной культуры.

Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного  возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности благоприятно для сенсорного развития. Умываясь, дети различают теплую и холодную воду, познают другие свойства воды. В процессе выполнения режимных процедур дети упражняются в пространственных ориентировках. Временная определенность режима детей помогает им усвоить первые представления о частях суток.

Дети узнают название посуды, знакомятся с материалом, из которых  они приготовлены, с правилами  пользования ими. У опытного педагога ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической  деятельности.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень: переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.

Продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации.

Умственное воспитание в  трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под  влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система  знаний о материалах, о орудиях  труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций.

Труд в природе имеет  особую познавательную основу, т.к. знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в сою очередь, помогает установлении причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Таким  образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического  мышления.

В жизни ребенка рано входят как важнейшие средства умственного  развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособие, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного  искусства.

За рубежом, а в последние  годы и в нашей стране как комплексное  средство умственного воспитания детей  используются музей. Многие музеи организуют на своей базе кружки для детей  дошкольного и младшего дошкольного  возраста, развертывают специальные  экспозиции.

Список литературы

1. Артемова Л. В. Театрализованные  игры дошкольника - М., 1991

2. Венгер Л. А., Венгер  А.Л. Домашняя школа.- М., 1994

3. Воспитание и труд/Под  ред. Р.С.Буре. - М., 1987

4. Аргайл М. Психология  счастья: перевод с англ. - М  1991

5. Давидчук А.М. Развитие  дошкольников конструктивного творчества. - М 1976


Информация о работе Умственное развитие и умственное воспитание