Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:17, доклад
Застраховаться от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к возникновению напряженности. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников.
1.Почему возникают конфликты?
Застраховаться от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к возникновению напряженности. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников. Примером такой ситуации может служить проведение аттестации в коллективе, когда работников не поставили в известность об изменении системы отбора и возможных сокращениях. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является весьма существенной причиной для развития споров. Существовали и будут существовать коммуникативные или поведенческие причины, включая поведение сотрудников, несоответствующее ожиданиям окружающих, а также вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.
Методы управления конфликтами
В современных техниках и методиках управления конфликтами прослеживаются два основных направления. К первому относятся разработанные индивидуально для каждой организации целенаправленные воздействия по минимизации причин, породивших конфликт. Второе направление - коррекция поведения участников противостояния и обучение всех сотрудников организации навыкам цивилизованного общения.
Разработкой программы мероприятий по управлению конфликтами обычно занимаются психологи, состоящие в штате организации, или консультанты по конфликтологии, приглашенные из консалтинговых фирм, тренинговых центров, компаний по сопровождению бизнеса. Кем бы ни была разработана программа мероприятий, ее основная цель - поддержание допустимого уровня конфликтности, позволяющего организации развиваться и не выходящего за контролируемые пределы. Для эффективного достижения поставленных целей необходимо вести работу в обоих направлениях.
Организационные мероприятия по минимизации причин, порождающих конфликт
Данная группа мероприятий корректирует неправильное распределение полномочий, неэффективную организацию труда, систему стимулирования и т. д.
Любая организация - это прежде всего люди. Поэтому особое внимание стоит уделить коррекции и правильной постановке системы подбора кадров. А чтобы грамотно сформировать критерии отбора специалистов, необходимо сформулировать и зафиксировать основные цели, ценности компании, принципы работы и правила поведения, принятые в данной структуре. Через эту призму критериев и просматривают сотрудников, желающих трудоустроиться. Помимо классической работы с документами уместно провести 2-3 расширенных собеседования, на которых не только выявляются профессиональные навыки и определяются личностные характеристики кандидатов, но и с помощью положительно зарекомендовавших себя методик определяются цели и ценности сотрудника, свойственные ему стратегии поведения в повседневных ситуациях, тестируются его способности реагирования в кризисные моменты. Если прослеживается совпадение полученных данных о сотруднике с ценностями организации, то его можно рассматривать как кандидатуру на заполнение вакансии. Если нет, то вероятность того, что разность позиций породит конфликт, очень велика.
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. "Я возлагаю на вас большие надежды и хочу, чтобы вы работали хорошо", - говорит руководитель. Однако при такой постановке вопроса он имеет все шансы разочароваться в подчиненном. Чтобы этого не произошло, для каждого сотрудника придется расшифровать слово "хорошо", то есть четко определить критерии оценки его труда, сформулировать обязанности, обозначить зону ответственности и пределы полномочий. Причем все это закрепляется системой стимулирования труда.
Система стимулирования сама по себе хороший метод управления конфликтами. Но ее использование должно быть просчитано, дабы не получить результаты, прямо противоположные ожидаемым. Наиболее часто встречающаяся ошибка, когда менеджеров отдела сбыта премируют только за объем продаж. Это может вызвать противоречие с намеченным уровнем получения прибыли: сбытовики начнут повышать продажи за счет увеличения скидок, что приводит к снижению среднего уровня прибыли компании. Налицо серьезные расхождения между ожиданиями руководства и действиями менеджеров по сбыту.
Возникающие раздоры между отделами (например, сбыта и маркетинга, весьма часто конфликтующих) нейтрализуются постановкой общих целей для всей этой структуры, а не порознь для каждого отдела. Хорошие результаты дает изменение системы оценки работы. Так, деятельность отдела сбыта лучше оценивать не только по количеству реализованной продукции, но и по объему и качеству информации, предоставленной отделу маркетинга. Или по тому, как реализуются специальные мероприятия, рекомендованные маркетологами для сбытовиков.
Хорошо сближают сотрудников и корпоративные праздники, где общение в неформальной обстановке способствует сближению, нахождению общих интересных тем, не связанных с работой.
В последнее время в нашей
стране получил широкое
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам.
Отношение руководства к конфликтам в априори негативное. Считается, что они нагнетают напряженность в коллективе, снижают показатели работы каждого сотрудника или целых отделов. Дабы умерить желание сослуживцев спорить между собой, в некоторых, особенно западных, фирмах вводятся весьма солидные штрафы, взимаемые с участников конфликта "за совершение действий, ведущих к экономическим потерям компании ".
С одной
стороны, конфликты, безусловно,
вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку,
нестабильности, замедляют принятие решений.
С другой они имеют очень серьезное позитивное
значение, которое часто не берут в расчет.
Помните философский закон единства и
борьбы противоположностей, без которого
не возможен прогресс? Так вот именно по
этому закону конфликты в организации
являются источником инноваций, стимулируют
к изменениям. Запретить конфликт значит
запретить компании расти и развиваться.
Также к позитивным функциям подобного
противостояния относятся разрядка напряженности
между конфликтующими сторонами, диагностика
возможностей оппонентов, выявление управленческих
проблем в организации, появление новых
правил поведения, сплочение коллектива
при противоборстве с внешними трудностями.
Читайте далееhttp://www.hr-portal.ru/
2. КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ:
критерии эффективности.
Почему дипломы
не прогнозируют и не гарантируют
профессиональную эффективность их
обладателей в роли руководителей?
Чтобы получить ответ на этот вопрос
необходимо его переформулировать:
являются ли знания необходимым и
достаточным основанием для профессиональной эффективности
или для этого требуется еще что-то?
Организационный консультант Школы управления
DIRECTORICA Анатолий ТОЛОПИЛО, излагает свою
точку зрения.
· Возможность карьерного
роста для многих специалистов является
стимулом к повышению их профессиональной
эффективности. Также доказано, что наличие
в компании примеров движения по карьерной
лестнице благотворно влияет на лояльность
персонала и корпоративную культуру компании.
Однако существует аспект, который зачастую
останавливает руководителей от использования
внутреннего кадрового резерва. Дело в
том, что сотрудник, претендующий на позицию
руководителя, может обладать знаниями,
но не обладать характеристиками, необходимыми
для успешной деятельности в новой роли.
· Самый простой способ решения
проблемы, который используют в компаниях,
– направление кандидата на дополнительное
обучение. Предложения на рынке образования
варьируются от однодневных семинаров
и интенсивных курсов по переподготовке
до получения степени MBA или повышение
квалификации в престижных ВУЗах. Однако
в большинстве случаев предлагаемая система
образования носит традиционный характер
и основывается на передаче знаний и умений
в виде информации, с задачей их полного
усвоения. Качественным критерием такого
усвоения является максимально точное
воспроизведение данной информации в
устной или письменной форме. Подобный
формат обучения имеет преимущества, одним
из которых является фундаментальность
получаемых знаний. И всё же такая система
имеет существенный минус, на который
уже в 70-е годы прошлого века указывали
представители американских и европейских
бизнес – школ. При данном обучении, полученные
дипломы и аттестаты, не прогнозировали
и не гарантировали профессионального
успеха выпускникам, успешно завершившим
данное обучение. Таким образом, получение
профессионального диплома по управлению,
не является для руководителя гарантированным
основанием того, что специалист, прошедший
переподготовку, станет хорошим управленцем.
Возникает вопрос: Почему дипломы не прогнозируют
и не гарантируют профессиональную эффективность
их обладателей, ведь они свидетельствуют
об эффективном усвоении полученных знаний?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте
сформулируем его немного по-другому:
являются ли знания необходимым и достаточным
основанием для профессиональной эффективности?
Многолетний практический опыт и современные
научные исследования в области менеджмента
говорят о том, что успешность руководителя
определяется целым комплексом характеристик,
которыми он должен обладать помимо знаний.
Это означает, что полученных знаний, соискателю
руководящей должности, недостаточно.
Наиболее детальное и полное своё выражение
этот подход получил в теории «компетенций»,
основоположником которой принято считать
Дэвида К. МакКлелланда. В 1973 году он опубликовал
свою работу «Testing for Competence Rather Than Intelligence»
которую можно считать началом движения
«компетенций». В статье рассматривались
исследования, доказывавшие, что традиционные
академические тесты способностей и тесты
на знание предмета, равно как и школьные
уровни и дипломы не прогнозировали эффективное
выполнение работы. Эти выводы привели
МакКлелланда к тому, что он стал искать
методы определения переменных «компетенций»,
способных прогнозировать этот уровень.
Первые апробации новых методов были проведены
сотрудниками дипломатической информационной
службы Государственного Департамента
США и работниками социального обслуживания
штата Массачусетс. К 1991 году метод оценки
компетенций использовался уже более
чем в 24 странах мира.
Сегодня существует несколько десятков
определений термина «компетенция». Я
предлагаю называть компетенцией любую
измеряемую характеристику человека,
которая позволяет ему быть эффективным
в определённом виде деятельности. А набор
необходимых компетенций формируют профессиональную
компетентность.
Исходя из данного определения, понятно,
что такими характеристиками являются
не только управленческие знания, умения
и навыки, чаще всего используемые в российской
бизнес - практике при оценке и обучению
управленческой компетентности. Ключевыми
компетенциями, определяющими эффективность
человека в качестве руководителя, выступают
как раз не профессиональные, а личностные
характеристики, связанные с его мотивацией,
убеждениями и психофизиологическими
особенностями.
Исследования американских специалистов
в области менеджмента показали, что лучшие
менеджеры, независимо от специфики деятельности
и уровня управления имеют практически
единый профиль компетенций. То есть они
обладают одними и теми же характеристиками,
которые, по сути, и являются причиной
и основой их успешности. На первом месте
указана способность воздействовать и
оказывать влияние на людей. Лучшие менеджеры
обладают общей способностью оказывать
влияние на окружающих с целью повышения
эффективности их деятельности и функционирования
компании в целом. При этом, важной особенностью
этого влияния является то, что они это
делают не для личной выгоды и не любой
ценой.
Другой характеристикой этого воздействия
является такое качество, как директовность
руководителя, т.е. его настойчивость в
достижении поставленных целей и задач,
даже вопреки мнению окружающих его людей.
В русской ментальности директивность
руководителя является одной из базовых
и ожидаемых характеристик, и многие напрямую
связывают эффективность «начальника»
со степенью его директивности. Отсюда
русская тоска по «твёрдой руке». Иван
IV (Грозный) и Пётр I – наиболее жестокие
и «кровавые» русские цари вошли в нашу
историю под прозвищем «великих». Ещё
одной общей для успешных руководителей
компетенцией является ориентация на
достижения. Эта характеристика тесно
связана со стремлением к повышению, как
своей личной эффективности, так и эффективности
подчинённых. Данная компетенция ярче
всего выражается, как правило, на начальном
этапе функционирования компании, когда
её руководитель буквально заряжает энергией
всех сотрудников. По сути, она подразумевает
высокую мотивацию к качественному выполнению
работы на протяжении всего «контура управления»,
состоящего из определения целей и задач,
планирования и организации деятельности,
а также контроля над этой деятельностью
с последующим анализом её результатов.
Таким образом, данная компетенция, как
и предыдущая тесно связана со следующей
компетенцией лучших руководителей, которая
звучит, как командная работа и сотрудничество.
Командная работа и сотрудничество предполагает
эффективное делегирование полномочий,
включение других людей в достижение поставленных
целей и организацию работы группы таким
образом, чтобы сочетание этих усилий
приводило к эффекту синергии. Данный
эффект делает коллективные усилия в десятки
раз более успешными, чем простое сложение
результатов такого же количества отдельно
работающих сотрудников. Кроме чисто административных
навыков, руководитель должен обладать
способностью повышать командный дух
и моральное состояние группы, эффективно
предотвращать и разрешать возможные
в ней конфликты.
Вышеуказанные управленческие компетенции
тесно взаимосвязаны между собой и в максимальной
степени проявляются когда органично
сочетаются в одном человеке. Это и называют
кластером компетенций, который и формирует,
как уже говорилось выше компетентность
руководителя.
В кластер управленческих компетенций,
помимо трёх названных, входят также такие
компетенции, как уверенность в себе/инициатива
и концептуально-аналитическое мышление.
У лучших руководителей данная компетенция
проявляется как в качестве общей уверенности
в собственных способностях и суждениях,
так и в получении удовольствия от трудных
заданий. В бизнес практике довольно часто
встречаются примеры, когда лучшие менеджеры
несут личную ответственность за проблемы
и неудачи, которые, по мнению наблюдателя,
произошли не по их вине. В рабочих ситуациях,
инициатива может проявляться в следующих
формах:
· 1. Стремление к тому, чтобы использовать возможности, когда они появляются;
· 2. Способность быстро и эффективно разрешать критические ситуации;
· 3. Желание расширять
границы своего формального авторитета.
Во многом именно благодаря проявленной
инициативе большинство сегодняшних успешных
бизнесменов смогли сформировать свой
первоначальный капитал в условиях широких
возможностей, появившихся во время и
после перестройки. А способность быстро
и эффективно разрешать критические ситуации
помогла им выжить после «чёрного вторника»
11 октября 1994 года и дефолта 17 августа
1998 года. Концептуально–аналитическое
мышление. Последовательное и логическое
мышление – важная характеристика лучших
менеджеров. Иногда его называют стратегическим
мышлением. Оно позволяет определять причинно-следственную
взаимосвязь событий и явлений на оси
прошлое-настоящее-будущее, выявлять существующие
закономерности, препятствующие или способствующие
достижению поставленных целей. При этом
глубина и содержательность такого анализа
у успешных руководителей настолько высоки,
что выводы, к которым приходит руководитель
нередко являются неочевидными для подчинённых.
Все выше перечисленные компетенции были
выявлены в результате сравнения явно
успешных и неуспешных руководителей.
Таким образом, они являются фактическими
критериями успешности руководителя и
могут быть использованы при определении
способности или неспособности специалиста
выполнять данную роль. Это подтверждается
и наработками нашей бизнес школы, которая
уже много лет использует длительный позитивный
опыт обучения вышеуказанным управленческим
компетенциям.
3. вопрос Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров.
Две основные формы конкуренции:
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.
Различают:
Основные признаки свободной конкуренции:
1.Неограниченное число
2.Абсолютная мобильность
3.Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.) позволяет сделать правильный, наилучший выбор, например, между покупкой дома и приобретением акций (в последнем случае участнику надо знать, какие именно акции принесут ему максимальный доход).
4.Ни один участник свободной
конкуренции не в состоянии
оказать влияние на решения,
принимаемые другими
Рынок несовершенной конкуренции предполагает:
Чистая (абсолютная) монополия. Такая монополия сущ
Этой модели присущи четыре характерные черты: