Управление образовательными системами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 06:02, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей информационного обеспечения управления образовательным учреждением.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
• изучить сущность информационного обеспечения в управлении образовательным учреждением;
• проанализировать особенности использования информационных систем для решения задач управления образовательным учреждением.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы разрыботки информационного обеспечения образовательного учреждения……………………………….…………………..4
1.1 Сущность информационного обеспечения в управлении образовательным учреждением……………………………………………………………….…..4
1.2 Особенности использования информационных систем для решения задач управления образовательным учреждением…………………………………9
Заключение………………………………...……………………….…………….13
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 6.docx

— 66.57 Кб (Скачать файл)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы разрыботки информационного обеспечения образовательного учреждения……………………………….…………………..4

    1. Сущность информационного обеспечения в управлении образовательным учреждением……………………………………………………………….…..4
    2. Особенности использования информационных систем для решения задач управления образовательным учреждением…………………………………9

Заключение………………………………...……………………….…………….13

Список литературы………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Использование информационных технологий необходимо на всех уровнях образования. Эту  необходимость диктуют высокие  требования, предъявляемые к уровню квалификации работников на всех ступенях управления. Присутствие современных  технологий в образовательном процессе предоставляет возможность не только получение информации, и ее применение в своей профессиональной сфере, но и во всех областях жизни современного общества. В конечном итоге это способствует расширению возможностей по повышению квалификации, карьерному росту и росту общего благосостояния людей. [2,29]

     Информационное  обеспечение управленческих решений  должно способствовать повышению качества образовательного процесса, так как  развитие школы в современных  условиях рассматривается как процесс  изменения, повышения качества образования.

     Объектом  работы выступает управление образовательным учреждением.

     Предмет работы - информационное обеспечение управления образовательным учреждением.

     Целью работы является изучение особенностей информационного обеспечения управления образовательным учреждением.

     В соответствии с целью определены следующие задачи:

  • изучить сущность информационного обеспечения в управлении образовательным учреждением;
  • проанализировать особенности использования информационных систем для решения задач управления образовательным учреждением.

 

     

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

     1.1 СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

     Необходимым условием управления образовательным учреждением является его информационное обеспечение, которое состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние ее образовательной системы. [8,3]

     Основные  функции, которые выполняет система  информационного обеспечения управления образовательным учреждением, состоят в следующем:

  • удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и ее структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии;
  • информировать о состоянии образовательного пространства в образовательном учреждении, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей;
  • передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно направленные им;
  • систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся;
  • информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.

           Управленческая практика показывает, что определение состава  функций правления подобным образом  позволило добиться единообразных  подходов субъектов правления к отбору и обработке сведений, которые подлежат передаче на все уровни управления. В образовательном учреждении имеется возможность варьировать информационное обеспечение в зависимости от индивидуальных потребностей тех или иных участников образования.

     Существуют  два канала информационного обеспечения  руководителей:

  • формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содержанию и времени представления информация, обладающая достаточной степенью достоверности);
  • стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное количество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отражающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные обращения или ответы).

     В практике управления образованием пока превалирует второй канал.   Важно, чтобы обеспечение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентированной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения, поступающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала. [11,42]

     Промежуточное положение в системе информационного  обеспечения руководителей системы  образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемая по их заданию  специалистами по тому или иному  вопросу в виде справок, аннотаций, целевых анализов. При правильной организации информационного обеспечения  потребность в них значительно  уменьшается.

     Логическая  структура информационных потоков  в общем случае не связана с  физической структурой транспорта информации и связи. [3, 95]

     Для осуществления транспорта информации в системе мониторинга используют следующие каналы связи:

  • интернет-каналы - для передачи данных от коммуникационного сервера региональной образовательной сети в Министерство образования, а также из районных и городских органов управления образования и общеобразовательных учебных заведений, находящихся в регионе вне регионального центра, связь с которыми по коммутируемым телефонным каналам (внутриобластным) оказывается слишком дорогостоящей и недостаточно надежной и устойчивой;
  • коммутируемые каналы для связи в черте регионального центра и передачи данных субъектами мониторинга на коммуникационный сервер региональной образовательной сети, а также для передачи данных общеобразовательными учебными заведениями в районах местным провайдерам Интернет;
  • при небольшой скорости передачи данных из малооснащенных школ в сельских районах информация может передаваться на дискете в районный орган управления образованием с курьером для последующей отправки на коммуникационный сервер региональной образовательной сети;
  • в отдельных случаях (при отсутствии проводной телефонной сети) для передачи данных могут использоваться радиосредства - радиомодемы, однако, при высокой стоимости и сравнительно небольшом радиусе действия такие средства остаются неэффективными.

     Проблема  ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляющих - этический аспект; аспект доверия.

  • Этический аспект связан с возможностью использовать полученные данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личностные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образовательных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценки могут принести значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен. В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выделяя те или иные типологические группы.
  • Аспект доверия. Как правило, обследование проходит в конкретном образовательном учреждении или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации. Попав к руководителю более высокого уровня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательному учреждению или его руководителю.

     Вся информация, накапливаемая в школе  подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

  • Внешняя - директивы и нормативные документы о системе управления в городе, округе, школе (приказы, распоряжения и др.), учебные планы и программы, общественно политическая и научно-педагогическая информация.
  • Внутренняя информация помогает представить состояние и результаты обучения, воспитания и развития учащихся, сведения о руководителях школы и учителях, их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связях школы и других учреждениях. [7,86]

     Вся информация еще делится по времени  на оперативную и стратегическую (тематическую и школьную).

  • Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении. Это те данные, которые нужны руководителю школы, чтобы оценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть. [4,72]
  • Стратегическая информация - это данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплексные программы развития школы, директивные документы государственной Думы, постановления правительства и др. Тематическая и оперативная информация как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию являются составной частью итоговой информации.

     В последнее время в управлении большое распространение получает использование телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении, что позволяет более оперативно осуществлять:

  • дифференцированный подход к обучению;
  • разрабатывать новые системы контроля;
  • проводить групповые занятия;
  • организовывать интерактивное общение для обобщения и обмена мнениями с педагогами других регионов;
  • обучаемые получат возможность с помощью компьютера связаться с учителем-консультантом (тьютором), участвовать в международных олимпиадах, конференциях. [6,3]

     Дистанционное обучение станет хорошим инструментом как для повышения квалификации, так и для самообразования учителя, воспитателя и руководителя школы. Технологии управления школой приобретает новую модель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

           При формировании информационного обеспечения управления образовательным учреждением необходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать ее сбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова лишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизационных задач и принятия управленческих решений. [4, 64]

     Улучшению качества информации способствует ее упорядочение. А упорядоченная совокупность фактов и статистических данных и  формирует тот самый информационный массив, который мы используем для  анализа и принятия управленческих решений.

     Основным  инструментом создания системы информационного обеспечения управления образовательным учреждением, является педагогический мониторинг, ставший основой для педагогического коллектива школы для практической реализации идеи дифференциации в рамках школы с дифференцированным подходом к обучению. [5,74]

     В связи с необходимостью отслеживать  эффективность дифференцированного  подхода одним из важнейших аспектов явился выбор системы сбора информации и обеспечение системы управления образовательным учреждением (рисунок 1).

Директор школы

Заместитель директора школы по

учебной работе

Заместитель директора школы по воспитательной  работе 

Заместитель директора школы по научно-методической работе 

Информация о работе Управление образовательными системами