Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 06:02, реферат
Целью работы является изучение особенностей информационного обеспечения управления образовательным учреждением.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
• изучить сущность информационного обеспечения в управлении образовательным учреждением;
• проанализировать особенности использования информационных систем для решения задач управления образовательным учреждением.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы разрыботки информационного обеспечения образовательного учреждения……………………………….…………………..4
1.1 Сущность информационного обеспечения в управлении образовательным учреждением……………………………………………………………….…..4
1.2 Особенности использования информационных систем для решения задач управления образовательным учреждением…………………………………9
Заключение………………………………...……………………….…………….13
Список литературы………………………………………………………………15
Заведующие
кафедрами
Руководитель
валеологической службы
Руководитель службы практических
психологов
Классные руководители,
социальные
педагоги
Учителя-предметники
Оперативная информация и отчетность
Массив
А
Ученик Учитель
Массив B
Здоровье и
физическое
развитие
школьников Массив C
Ученик в системе воспитательных
отношений
Массив
D
Рисунок
1 - Схема распределения
Любая деятельность в сфере информационно-компьютерных технологий основывается на ряде объективных предпосылок, делающих эту деятельность возможной. Желания видеть конечный продукт интеллектуальной деятельности одного, или даже нескольких людей не достаточно для появления данного продукта. Требуется ряд объективных и субъективных предпосылок. [1,174]
Нововведения в основных видах управленческой деятельности и в процессе создания оптимальной системы информационного обеспечения управления школой.
Эффективность управления во многом зависит от качества управленческой информации, которой владеет руководитель. Качество управленческой информации определяют:
Создание комплексного банка управленческой информации, модель которого представляет собой матрицу, где номера строк определяют виды информации по функциям управления (нормативно-правовая, научно-методическая, планово-прогностическая, контрольно-аналитическая информация), а номера столбцов обозначают виды информации по содержанию управленческой деятельности, позволяет реализовать все указанные требования и тем самым значительно повысить эффективность управления школой.
Сбор и хранение управленческой информации в соответствии с этой моделью облегчает процесс анализа деятельности педагогического коллектива и администрации школы, т. к здесь уже установлены логические (причинно-следственные) связи. Результат (уровень обученности и развития учащихся) зависит от социально-правовой защиты детей и качества образовательного процесса. А образовательный процесс, в свою очередь, зависит от ресурсов (от кадров, их квалификации и материально-финансового обеспечения школы). И все это в конечном счете определяет эффективность системы управления. [10, 47]
Сбор информации по данной схеме возможен как в компьютерном, так и безмашинном вариантах. Современные компьютеры (а также дополнительные приборы типа "сканнер") позволяют легко и оперативно вносить в память компьютера не только контрольно-аналитическую информацию о состоянии дел в школе, но и содержание всех важных нормативно-правовых документов, необходимых научно-методических разработок, планов, концепций, программ развития. В компьютер вводится как внешняя, так и внутренняя информация.
Разработка
Современная педагогическая практика встречается с вполне очевидным противоречием между необходимостью обеспечения систематизированной, адресно-направленной и доступной для всех участников образовательного процесса информацией и неразработанностью организационно-педагогических основ для создания эффективных информационных моделей, позволяющих всем субъектам управления школой принимать обоснованные решения в меру своих компетенций, что наиболее важно при планировании развития школы и проведении школьных преобразований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление любой социальной системой – это процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. Школа - типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования. [12, 127]
Особенности современной ситуации таковы, что самое низшее звено системы управления образованием - образовательные учреждения - приходят к выводу о необходимости использования информационных систем управления в образовательном процессе. Параллельно этому процессу, идет активный процесс накопления статистической информации и формирование баз данных на муниципальных и региональных уровнях. [11, 40]
В связи с этим остро встает вопрос об интеграции существующих и создаваемых баз данных в единую информационную сеть, позволяющую получить и проанализировать объективную информацию "из первых рук" на всех уровнях: от федерального до муниципального. При подобном варианте внедрения информационных систем управления, необходимо будет лишь дополнить существующие базы необходимой информацией. [8, 5]
Можно констатировать наличие в управлении современной школой несоответствия, противоположностей и противоречий между:
Анализ актуальности и противоречий позволяет определить проблему, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения, способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя школы. [6, 11]
Современная педагогическая
практика встречается с вполне очевидным
противоречием между необходимостью обеспечения
систематизированной, адресно-направленной
и доступной для всех участников образовательного
процесса информацией и неразработанностью
организационно-педагогических основ
для создания эффективных информационных
моделей, позволяющих всем субъектам управления
школой принимать обоснованные решения
в меру своих компетенций, что наиболее
важно при планировании развития школы
и проведении школьных преобразований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ