Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 00:36, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период.
Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Психологическое и методическое обучение письму
в букварный период…………………………………………………………7
2. Требование программы по развитию умений и навыков,
которыми должны обладать учащиеся на уроках труда………………..13
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой
буквой……………………………………………………………………….17
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма……………...25
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………31
Приложение А ………………………………………………………….......34
При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудно исправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?
Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв у, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.
Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
3) писать надо красиво [2].
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес с письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.
Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и других.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
Наряду с традиционной методикой обучения письму и формирования каллиграфических умений и навыков у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыков письма. Это объясняется тем, что методика обучения письму, как и всякая другая, - является не застывшее. Она развивается. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты делают упор на то, что формулирование каллиграфического навыка должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.
Такую позицию, например, признает и методист Н.А. Федосова, соглашаясь с тем, что при обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.
Так, организуя обучение
письму, она считает, что важно
целенаправленно
- поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления первоклассников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;
- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
- становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;
- укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
- доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее) [25].
Еще одним условием успешного обучения каллиграфии, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.
Н.А. Федорова предлагает несколько советов по совершенствованию первоначального обучения каллиграфии шестилетних детей.
Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения каллиграфии, весьма полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для обучения каллиграфии на основе определенного обобщения.
На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме, причем начало движения обозначено особо.
Альбом с письменными
буквами и их элементами используется
для проведения различных аналитико-
Дети, проведя вместе с учителем анализ конфигурации буквы, познакомившись с формой конкретного ее элемента, находят его в конверте альбома. Затем, рассматривая поочередно каждую страницу, они обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путем накладывания выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется в альбоме под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети из уже знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее на образец в альбоме, проверяют себя – так они обучаются синтезу.
Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками.
Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя первоклассники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами.
Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура», путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам [25].
При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы для этого и, специальные упражнения. Важнейшее из них – штриховка, поскольку это действие не затрудняет ученика. Н.А. Федосова предлагает 4 вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений: а) раскрашивание короткими частыми штрихами; б) штриховка с возрастом; в) центрическая штриховка (штриховка от центра); г) штриховка длинными параллельными отрезками.
Таким образом, на уроках письма при обучении детей написанию букв применяются различные приемы и методы для получения определенных результатов.
4. Виды диктантов в букварный период на уроках письма
Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста [17].
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении письму значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча, произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Основной контрольной работой на уроках письма в букварный период является диктант. Для слабых детей проверочной работой может быть списывание.
Примерный объем текстов контрольных работ в 1 классе – 10–13 слов, Тексты контрольных работ должны состоять из предложений. Работы оцениваются дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей [17].
Предупредительные диктанты – в общей системе работы по формированию у учащихся орфографических умений и навыков упражнения по предупреждению ошибок занимают ведущее место.
Они могут проводиться в двух вариантах: зрительные и слуховые.
Зрительные предупредительные диктанты дают возможность сочетать предварительный анализ орфограмм с глобальным зрительным восприятием слова. При разборе текста выделяются и разбираются слова со знакомыми орфограммами.
При проведении слуховых предупредительных диктантов учащиеся выделяют из продиктованного предложения трудные для написания слова. Слова анализируются. При этом анализ может быть фонетическим, если написание слова не расходится с произношением, или орфографический, если слова пишутся в соответствии с определенным правилом. При проведении предупредительных диктантов необходимо использовать прием проговаривания слов по слогам в соответствии с их написанием. При использовании приема проговаривания в работу по запоминанию графического образа слова включается еще один анализатор – речедвигательный.
Объяснительные диктанты – проводятся тогда, когда учащиеся уже справляются с анализом текста, находящегося перед их глазами, и умеют коллективно выделять орфограммы на слух
Сущность объяснительного диктанта заключается в том, что сначала учитель диктует предложение, учащиеся его записывают, а затем объясняют каждую орфограмму. При этом дети совмещают две операции: ведут запись и одновременно осуществляют ее орфографический анализ. Используется такой прием, как подчеркивание (или любой другой прием выделения)опознанных учеником орфограмм. Причем выделение орфограмм должно происходить в момент письма, а не после его окончания. После записи предложения учащиеся разбирают написанное, называют орфограммы, формулируют правила. Прием проговаривания сохраняется и в объяснительных диктантах. Объяснительный диктант используется на третьем году обучения, при повторении материала второго класса.
Выборочный диктант проводится подобно объяснительному, с той лишь разницей, что записи подлежат только слова с орфограммами, анализ которых является целью урока. Выборочный диктант довольно сложен, так как при этом выполняются 3 операции:
1. Сосредотачивают свое внимание только на тех орфограммах, которые включают изученное правило.
2. Определяют признаки, по которым можно выделить нужную орфограмму.
3. Применяют к указанной орфограмме изучаемое правило [21].
Подготовка к этой сложной умственной деятельности должна вестись постепенно на протяжении длительного времени.
Самодиктанты. По своему характеру самодиктанты напоминают словарные диктанты. С точки зрения орфографического анализа этот вид диктантов является наиболее легким по сравнению с предыдущими. В самодиктантах слова для записи учителем не даются, учащиеся сами, исходя из смысла или рифмы стихотворения, должны найти подходящее слово и записать его, применив изучаемую орфограмму. Самодиктанты интересны тем, что кроме решения орфографической задачи, они занимательны, вносят эмоциональную разрядку в урок, развивают элементы творческой сообразительности.