Уровень воспитанности младших школьников, воспитательный потенциал учебного процесса и учебников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:58, доклад

Описание работы

Ещё В.А. Сухомлинский писал о том, что возраст младшего школьника – это тот фундамент, на котором строится здание нравственной личности, а ее эстетическим идеалом, лежащим в основе патриотического чувства, является образ Родины. Системообразующим компонентом культуры личности является внутреннее принятие сложившихся в общественном сознании нравственных ценностей и следование им. Основные функции личной нравственности – в содержательном наполнении, регулировании, совершенствовании отношений индивида к важнейшим сторонам действительности: другим людям, самому себе, различным видам деятельности, общественным интересам, природе, мировоззрению, смыслу жизни.

Файлы: 1 файл

Уровень воспитанности младших школьников.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Уровень воспитанности младших  школьников, воспитательный потенциал  учебного процесса и учебников    

 

Остапчук  Е.В.

СШ № 1, г. Пружаны

 

 

 

Педагогическая  наука нашей республики за последнее  время  предложила практикам целый  ряд программ, цель которых воспитание гражданственности, патриотизма и духовности (программа «Гражданин», «Ориентир» и др.). Все они  так или иначе  решают  проблемы гуманизации воспитательного процесса, без решения  которых  невозможно развитие  интеллекта и формирование  гражданской позиции школьника, его нравственных чувств – чувства долга, чувства Родины, его представлений об идеалах красоты, добра и правды.

 

 

 

Ещё В.А. Сухомлинский  писал о том, что возраст младшего школьника – это тот фундамент, на котором строится здание нравственной личности, а ее эстетическим  идеалом, лежащим в основе патриотического чувства, является образ Родины. Системообразующим компонентом культуры личности является внутреннее принятие сложившихся в общественном сознании нравственных ценностей  и следование  им. Основные функции личной нравственности – в содержательном наполнении, регулировании, совершенствовании отношений индивида к важнейшим сторонам  действительности: другим людям, самому себе, различным видам деятельности, общественным интересам, природе, мировоззрению, смыслу жизни.

 

Во все  времена нравственное воспитание было для воспитателей делом чрезвычайно  энергоемким, требующим большой  духовной самоотдачи.

 

Это сложный  динамический процесс приобщения молодежи к духовным  и культурным ценностям, выработанным человечеством. Родители, учителя  и общество  в целом  должны  знать  о результатах воспитания, успешности своих усилий и вовремя  корректировать свою деятельность. Таким образом, нравственное воспитание  можно рассматривать как сложную информационную  систему, состоящую из ряда этапов, взаимосвязь между которыми может дать желаемые  результаты:

 

I этап –  разработка программ нравственного  развития и воспитания  подрастающего  поколения.

 

II этап –  изучение факторов и условий,  влияющих на эффективность используемых  мер по реализации выработанных  программ, и их учет  в практической деятельности.

 

III этап  – практическая работа семьи  и школы, которая может быть  результативной при эффективном  информационном обеспечении, цель  которого - дать родителям и учителям характеристику промежуточных результатов воспитанности учащихся.

 

IV этап –  на основе срезов, проведенных  на промежуточных этапах  развития  личности, отрабатываются коррекционные   методы, позволяющие  исправить  недостатки в организации нравственного опыта детей, взаимоотношений в микросреде,  информировать родителей и учителей об уровне  нравственной воспитанности учащихся и путях улучшения микроклимата в семье и школьном коллективе.

 

Критериями  качества  воспитательной  системы школы являются:

педагогическое  целеполагание  и принципы эффективного

функционирования системы;

воспитательные  отношения  в  процессе педагогического 

взаимодействия;

управление процессом воспитания;

организационно-воспитательная  деятельность;

открытость воспитательной системы.

 

Качество  условий организации  воспитания определятся  нормативным,  методическим и ресурсным обеспечением  воспитательного процесса.

 

Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих, известных и  привычных работникам образования показателях, каждый из которых может быть оценен. Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может  быть выражена следующими индикаторами:

Показатель не обнаружен.

Показатель не достаточно  выражен.

Показатель  выражен.

Показатель ярко выражен.

 

При этом могут использоваться разные методики: анкетирование, педагогическое и психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индивидуальной самооценки, наблюдения, беседы, методики педагогической диагностики и другой инструментарий. Перечисленные методы позволяют получить объективную информацию о состоянии воспитательной  деятельности  и результатах, оценить  целесообразность тех или иных действий, идей и принять необходимые решения.

 

Целью воспитания является развитие  и саморазвитие  личности. Новая система воспитания основана на принципах гуманизма, демократии, индивидуализации и т. д.

 

Здесь очень важна позиция учителя  начальных классов,  его отношение  к воспитанию, стремление  к инноватике в учебно-воспитательном процессе. Для того, чтобы помочь учителю организовать воспитательный процесс,  обеспечить целостность, интеграцию воспитательных  воздействий, коллективом ученых  и учителей-практиков под руководством профессора Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина М.П. Оси-повой была разработана модель школьно-семейного воспитания "Ориентир".

 

Данная технология воспитательного  процесса основывается на системно-деятельностном подходе к воспитанию, обеспечивает личностно-ориентированную направленность.

 

Один из основных показателей эффективности развивающей системы школьно-семейного  воспитания – единство ребенка со школой.

 

Модель воспитания «Ориентир» направлена на воспитание человека, который находится  в конкретных исторических условиях. Эта система школьно-семейного  воспитания является средством не только развития учащихся, но и социально ответственных  взрослых, так как  жизнь и тех и других наполнена едиными  целями и задачами, решением их – общей совместной деятельности на радость, пользу себе и людям.

 

Структурные проекты  в модели школьно-семейного воспитания являются ориентирами, определяющими содержание  воспитывающей деятельности.

 

Это структурный проект:

«Здоровый образ жизни»,  целью  которого  является  организация  здоровой окружающей среды воспитания, воспитание привычки к здоровому образу жизни и т.п.;

проект «Школа  вежливости и  человечности» - цель которого  воспитание уважительного отношения к родному  краю, развитие у детей культуры взаимоотношений;

проект  «Радость познания» - цели  этого  проекта воспитание интереса к книге, как к средству познания мира и самих себя.

проект  «Природа наш дом» - цель которого формирование умений видеть и устанавливать причинно-следственные связи в природе, между природой и обществом, прогнозировать последствия  своего поведения в природе, умения осуществлять анализ и оценку своего поведения других  людей по отношению к природе с позиции экологической целесообразности и нравственных норм.

проект  «Труд на радость себе и людям» - цель которого формирование социальных мотивов труда, воспитание умений сотрудничать, справедливо распределить общую работу, стремление помогать окружающим людям.

проект  «Экономическая азбука» - цель которого воспитание экономической культуры учащихся, формирование умения оперировать  экономическими понятиями, развитие представлений о значении в жизни человека экономических явлений.

проект  «В гармонии с природой и искусством» - цель которого способствовать формированию у младших школьников эстетической культуры, помочь приобщению детей  к миру прекрасного.

 

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. В курсе «Литературное чтение» воспитывается интерес к предмету и процессу обучения в целом, воспитывается потребность пользоваться  всем языковым богатством, совершенствовать свою речь. Идет воспитание у учащихся высоких нравственных качеств, развитие творческих способностей. Литературное чтение в начальных классах закладывает основы   самовоспитания, саморазвития, готовит к систематическому  изучению  курсов литературы и языка в средней школе. Поэтому урок в начальной школе должен быть таким, чтобы развивалось образное мышление детей, творческое воображение, эмоциональная среда и гражданские чувства,  культура речи, совершенствовалось нравственное, эстетическое воспитание младших  школьников.

 

Учитель должен способствовать процессам самопознания и самосозидания личности, создавать  условия развития задатков личности.

 

Ведущей целью  учебного курса «Человек и мир» является воспитание личности младшего школьника как саморазвивающего представителя природы и общества. Изучение  курса «Человек и мир» направлено на воспитание  бережного  отношения  к средствам  и результатам  труда, на воспитание и развитие уважения и любви к Отечеству, родному селу,  городу, краю, государству, традициям, воспитание национального самопознания, чувства человеческого и гражданского достоинства. В то же время курс «Человек и мир» занимает ведущее место в гуманистическом становлении личности, её социализации, формировании общечеловеческих и национальных ценностей, воспитание культуры общения. В разделе «Природа и здоровье» воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируются умения принимать ценные  для здоровья решения. Знание о себе, как развивающей личности, учащиеся получают в разделе «Человек и общество», уясняют необходимость воспитания (самовоспитания) высших  нравственных качеств: доброты,  сопереживания,  милосердия, ответственности. Учебный материал предмета «Мая Радзіма - Беларусь» помогает  воспитывать любовь к своей Родине, формировать национальное самосознание младших школьников. Формы гражданского воспитания  младших  школьников  включают  организацию  и проведение уроков на темы: «Родина начинается с меня», «Город, в котором я живу» и др., конкурсов на лучший рассказ, рисунок о Беларуси и т.п., экскурсии, тематические недели, месячники и т.д.

 

Таким образом, воспитание  в системе начального образования  выступает средством  социализации личности в современных  условиях развития общества.

 

Список  литературы:

Программа воспитания детей и обучающейся  молодежи в Республике Беларусь. -  Мн.: НМЦентр, 2001. - 119 с.

Программы 12-летней  образовательной  школы с русским языком обучения. Подготовительный,  I – III классы. -  Мн.: НМЦентр, 2000. – С. 95 – 105.

Общее среднее образование. Основные нормативы и требования. Начальная  школа. Руководящие документы Республики Беларусь (образовательные стандарты). -  Минск,  1999. – 227 с.

Воспитание. Подготовительный класс. Под ред. М.П. Осиповой. Научно-методическое пособие. – Брест, 1999 г. – 403 с.

Бесова М.А. Организация воспитательной деятельности младших школьников.  – Мозырь: РИФ «Белый ветер»,  1998. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое общение

 

Школа — это нечто особое, где  учителя и ученики составляют единую команду.

 

Общение является важнейшей категорией психологической науки. В определенном смысле все педагогическое взаимодействие можно рассматривать через призму общения. Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, которое имеет определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися (А.А.Леонтьев).

 

Все, что происходит в школе, в  частности, взаимоотношения со сверстниками и учителями оказывает самое  непосредственное влияние на становление  личности школьника. Учитель выступает сейчас (вернее, это наиболее желательный результат) не только как носитель знаний, но и как человек, который помогает ребенку повзрослеть, научиться наиболее адекватным способам поведения, приобрести устойчивость собственной личности, сформировать Я-концепцию. Таким образом, стиль общения в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования отношений в классе.

 

Традиционно принято выделять авторитарный, демократический и либеральный стиль общения педагога. При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и контроль. Это выражается в том, что:

- часто прибегает к приказному  тону, делает резкие замечания. 

- не только сам определяет  общие цели работы, но и указывает, кто с кем будет работать.

- задания и способы его выполнения  давались поэтапно. Такой подход  снижает мотивацию, поскольку  человек не знает, какова конечная  цель его работы.

- в его глазах учащиеся характеризуются  низким уровнем ответственности и поэтому заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива как проявление нежелательного самоволия.

- субъективно оценивает работу  учеников, высказывая замечания  не столько по поводу самой  работы, сколько относительно личности ученика.

 

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оценивается  факты, а не личность. При этом главными особенностями этого стиля оказывается  то, что:

- Группа принимает активное  участие в обсуждении всего  хода предстоящей работы и  ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.

- Учитель принимает равноправную  и уважительную позицию по  отношению к ученику, воспринимает  его как равного, имеющего право  на собственное мнение и решение. Это не только способствует самораскрытию, но и воспитывает ответственность за собственные поступки.

 

Главной же особенностями попустительского стиля можно назвать:

- Самоустранение преподавателя  из учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.

- Работа скорее напоминает безответственную  игру.

Попустительский стиль оказывается  наименее предпочтительным среди перечисленных.

 

Эффективное педагогическое общение  всегда направлено на развитие позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Если, например, мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы тем самым создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле становился таковым. В противном случае наше отрицательное отношение запустит тот же механизм, только в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а мы будем продолжать планомерно закладывать основу его будущего комплекса неполноценности.

Позитивное отношение к личности учащегося учитель может проявлять  через систему поощрений. Однако само поощрение может являться как  эффективным, так и неэффективным.

 

Эффективное поощрение 

1. Осуществляется постоянно 

2. Сопровождается пояснением. Что конкретно достойно поощрения.

3. Учитель проявляет заинтересованность  в успехах ученика 

4. Дает ученику сведения о  значимости достигнутых результатов 

5. Учитель ориентирует ученика  на умение организовывать работу  с целью достижения хороших  результатов

Информация о работе Уровень воспитанности младших школьников, воспитательный потенциал учебного процесса и учебников