Уровень воспитанности младших школьников, воспитательный потенциал учебного процесса и учебников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:58, доклад

Описание работы

Ещё В.А. Сухомлинский писал о том, что возраст младшего школьника – это тот фундамент, на котором строится здание нравственной личности, а ее эстетическим идеалом, лежащим в основе патриотического чувства, является образ Родины. Системообразующим компонентом культуры личности является внутреннее принятие сложившихся в общественном сознании нравственных ценностей и следование им. Основные функции личной нравственности – в содержательном наполнении, регулировании, совершенствовании отношений индивида к важнейшим сторонам действительности: другим людям, самому себе, различным видам деятельности, общественным интересам, природе, мировоззрению, смыслу жизни.

Файлы: 1 файл

Уровень воспитанности младших школьников.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

6. Учитель дает сравнение прошлых  и настоящих достижений ученика 

7. Поощрение соразмерно усилиям,  которые затратил ученик 

8. Учитель связывает успехи со  стараниями учащегося. 

9. Учитель стимулирует внутреннюю  мотивацию: ученик выполняет задание  либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить какое-либо умение и получить удовольствие.

10. Учитель обращает внимание  ученика на то, что продвижение  в работе завися от усилий  самого ученика. 

11. Учитель способствует проявлению  заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.

 

Неэффективное поощрение 

1. Осуществляется от случая к  случаю.

2. Делается в общих чертах.

3. Учитель проявляет минимальное,  формальное участие в успехах  ученика. 

4. Дает учащемуся сведения о  его достижениях, не подчеркивая их значимость.

5. Учитель ориентирует ученика  на сравнение своих результатов  с результатами других, на соревнование.

6. Достижения ученика оцениваются  в сравнении с другими. 

7. Поощрение не зависимо от  усилий, затраченных учеником.

8. Учитель объясняет успех ученика  его способностями, удачей.

9. Учитель опирается на внешние  стимулы: ученик старается лучше  выполнить задание, что бы заслужить  похвалу учителя или победить  в соревновании, получить награду. 

10. Учитель обращает внимание ученика на то, что прогресс в учебе зависит от усилий учителя.

11. Учитель вторгается в процесс  работы, не дает сосредоточиться. 

 

Придерживаясь стратегии эффективного поощрения, учитель не только способствует установлению благоприятного эмоционального климата в классе, но и помогает ребенку почувствовать себя активным участником всего того, что происходит в школе. Личность младшего школьника

 

Развитие личности начавшиеся в  дошкольном детстве в связи с  соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается младшем школьном возрасте.

Но младший школьник находится  в других условиях — он включен  в общественно значимую учебную  деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими и взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика зависит в этот период развитие его личности.

 

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет  учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия. Более того, в классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

 

Важный аспект учебной мотивации  — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок  в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит у него развивается учебная мотивация, связанная с содержанием учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

 

Мотивация достижения в начальных  классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью  ярко выражена мотивация достижения успеха, желание хорошо, правильно  выполнить задание, получить нужный результат, мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.

 

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой  и лидерскими наклонностями. Она  побуждает ученика учиться лучше  одноклассников, выделиться способностями, глубокая неуверенность в себе, наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается, появляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать низкой отметки своей деятельности и тех последствий, которые могут за ними последовать, — недовольства учителя, санкций родителей. Мотивация избегания неуспеха сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

 

Развитие самосознания младших  школьников, проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в младшем школьном возрасте. Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников «хорошими» или «плохими» учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

 

Учебная деятельность является основной для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Для развития у детей адекватной самооценки и  чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки, содержательно  оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующее пояснение), доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, поощрять малейшее продвижение в учении.

 

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями, тем что больше всего заботит родителей, если, скажем, родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («что вам давали на завтрак?» «в классе из окна дует?»), или вообще мало волнует — школьная жизнь почти не обсуждается, в самосознании школьника смещаются акценты. Ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в 1 классе и расходятся к 4 классу. К концу обучения в начальной школе ученик начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе — более обоснованными.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Уровень воспитанности младших школьников, воспитательный потенциал учебного процесса и учебников