Усложнение детского труда с возрастом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Труд – основной вид деятельности человека. Производительный труд направлен на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Труд – право и обязанность каждого нормального члена общества; труд является общественным видом деятельности, как по своей организации, так и по своим результатам. Он предполагает умение согласовывать свои действия с действиями других участников труда.

Содержание работы

Введение 3
1. Виды и содержание детского труда. 4
1.1 Формы организации труда 5
2. Усложнение детского труда с возрастом. 6
2.1 Самообслуживание. 6
2.2 Хозяйственно-бытовой труд. 7
2.3 Труд в природе. 9
2.4 Ручной труд. 12
Заключение. 16
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТРУД ПЕДАГОГИКА.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание

 

   Введение                                                                                         3

1.  Виды и содержание детского труда.                                          4

1.1 Формы организации труда                                                         5       

2. Усложнение детского труда с возрастом.                                  6

    2.1 Самообслуживание.                                                                6                           

    2.2 Хозяйственно-бытовой труд.                                                 7

    2.3 Труд в природе.                                                                       9

    2.4 Ручной труд.                                                                          12

    Заключение.                                                                                  16

    Список литературы                                                                     17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

Труд – основной вид деятельности человека. Производительный труд направлен на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Труд – право и обязанность каждого нормального члена общества;  труд  является общественным видом деятельности, как по своей организации, так и по своим результатам. Он предполагает умение согласовывать свои действия с действиями других участников труда. Для того чтобы успешно прийти  к намеченной цели при совместной деятельности, каждый из участников должен исполнять свои обязанности независимо от ситуативного настроения: каждый должен быть организованным и ответственным. [5,112]

Радость труда – одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимание трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело и т.д. [7, 5]

 Главная задача трудового  воспитания – формирование правильного  отношения детей к труду. Она  может быть успешно решена  только на основе учета особенностей  этой деятельности в сравнение  с игрой, занятиями, на основе  учета возрастных особенностей  ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставит цель, находить пути для  ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. [1,6]

 

                       ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКОГО  ТРУДА.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. [2,281]  

  Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты  по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. [2,282]

Труд ребенка в природе направлен на растения и животных - объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Малыш видит, что если забыл полить цветок, то он засох; если не напоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней. [8,52]

  Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.  Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. [2,284]

                      ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.

 Поручение как наиболее принятая  типичная форма организации индивидуального труда детей, характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат и способы его достижения. Но поручение малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Дежурства как форма организации труда, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Общий, совместный, коллективный труд. Различия в понятиях. Общий труд — это труд, который выполняют несколько (или все) детей по единой цели. Формы организации — объединение в подгруппы и индивидуальный труд; занятия проводятся одновременно для всех детей. Совместный труд — труд по подгруппам. В каждой подгруппе — свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. При такой организации не обязательно участие всех детей группы. Коллективный труд может быть и общим, и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат. Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т. е. специально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаимоотношений. [6,32]

                 УСЛОЖНЕНИЕ ДЕТСКОГО ТРУДА С ВОЗРАСТОМ.

                      Самообслуживание. 

Младшие группы – содержание ориентировано на удовлетворение потребности младших дошкольников в самостоятельности в повседневной жизни детского сада и семьи, развития чувств самостоятельности, положительной самооценки, доверия к миру как основы становления личности в период дошкольного детства.

Дети осваивают первоначальные представления о содержании, способах выполнения отдельных действий, затем – процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи и т.д. Расширяются представления детей о предметах одежды и обуви, а также предметах, которые используются в процессе самообслуживания. Возникает понимание того, что к вещам личного пользования (носовому платку, полотенцу, расческе, одежде и обуви) надо относиться бережно, не отдавать их другим, не использовать чужие вещи. [3,12]  

Средняя группа – содержание самообслуживания ориентировано на дальнейшее развитие самостоятельности и освоение позиции субъекта детского труда как главного педагогического условия для вхождения ребенка в реальные трудовые связи, соответствующие его возрастным возможностям на данном этапе взросления и социального становления.

Дети получают представления о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения.[3,14]

Старшая группа – содержание самообслуживания ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, воспитание основ культуры потребления в процессе использования разнообразных материалов для детской продуктивной деятельности и художественного труда.             

Подготовительная группа – содержание самообслуживания и детского труда детей седьмого года жизни ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, воспитание основ культуры потребления в процессе использования разнообразных материалов для детской продуктивной деятельности и художественного труда.

Самообслуживание детей требует самостоятельности и добросовестности, качественного выполнения обязанностей  (чистка одежды и обуви соблюдения правил гигиены и т.д.).  [3,17]     

           Хозяйственно-бытовой  труд.

Первая младшая группа – у ребенка на третьем году жизни формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности: представления о бытовом труде взрослых. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их все же приобщают к хозяйственно-бытовому труду: у малышей развивают интерес к труду взрослых, их вовлекают в совместную с ними посильную работу, дают поручения, которые они могут выполнить.

Выполнение даже элементарных трудовых поручений воспитатель связывает с заботой о других людях – сверстниках, няне, родителях, дворнике. Вместе с тем педагог воспитывает желание помогать взрослым, выполнять их поручения, соблюдать чистоту и порядок: старательно вытирать ноги, не сорить, не лить воду на пол при умывании, не разбрасывать игрушки.[1,68]

Вторая младшая группа – систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду начинается с этой группы.

У детей от 3 до 4 лет предусматривается дальнейшее расширение и углубление знаний о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель обращает внимание на трудовые операции, на действия, необходимые в работе.

Основное внимание педагог направляет на более широкое вовлечение детей в хозяйственно-бытовой труд. Малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья на место, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, подметают на веранде пол, собирают листья на участке, сметают со скамеек снег. Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении и на участке. [1,70]   

Средняя группа – содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счет увеличения количества процессов этого труда. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпкой стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.п.

В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирают кукольную одежду, моют игрушки, накрывают на стол, подготавливают материалы к занятиям).

Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, проявление заботы друг  о друге, оказание услуги взрослым, стремление сделать для них что-то приятное.[1,74]

Старшая группа - повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода, оборудованием труда: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «каждой вещи – свое место». Дети должны замечать беспорядок в группе и устранять его.

На шестом году дети осваивают последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда.

У детей формируется умение дежурить: накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты. Они выполняют некоторые постоянные обязанности (убирать свою постель, накрывать на стол).

Одновременно с поддержанием у детей интереса и уважения к бытовому труду взрослых воспитатель решает задачу формирование обобщенных представлений о том, что каждый должен трудиться для других. [1,78]

Подготовительная группа – хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно-бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда. Для седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий: работать быстро, ловко, аккуратно, легко, умело обращаться с предметами. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование. Осуществляются также программные задачи воспитания положительных взаимоотношений детей в труде (работать дружно, согласованно, оказывать помощь друг другу), формирования таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, активность и др. Таким образом, в подготовительной к школе группе в процессе хозяйственно-бытового труда решаются задачи не только развития самой трудовой деятельности, но и воспитание личности дошкольника. [1,79]

                                      Труд в природе

Первая младшая группа – возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе.

Информация о работе Усложнение детского труда с возрастом