Усложнение детского труда с возрастом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Труд – основной вид деятельности человека. Производительный труд направлен на создание общественно полезных продуктов – материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству. Труд – право и обязанность каждого нормального члена общества; труд является общественным видом деятельности, как по своей организации, так и по своим результатам. Он предполагает умение согласовывать свои действия с действиями других участников труда.

Содержание работы

Введение 3
1. Виды и содержание детского труда. 4
1.1 Формы организации труда 5
2. Усложнение детского труда с возрастом. 6
2.1 Самообслуживание. 6
2.2 Хозяйственно-бытовой труд. 7
2.3 Труд в природе. 9
2.4 Ручной труд. 12
Заключение. 16
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТРУД ПЕДАГОГИКА.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

Умственному и трудовому воспитанию детей третьего года жизни в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и начало формирования наблюдательности.

Практические действия, знакомство с растениями своего участка обогащает опыт детей, упорядочивает, уточняет представления о растениях (трава, дерево, цветы). Они накапливают новые впечатления и знания. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых; с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, кроликов, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. [1,90]

Вторая младшая группа -  у детей четвертого года жизни воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.) были для детей источником радости.

С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними. Выполнение несложных поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель намечает, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все упражнялись в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить по  местам предметы ухода за животными и растениями.

Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, так как эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям. [1,92]

Средняя группа -  у детей этого возраста воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными.

Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так, наблюдая за птицами на участке, дети отмечают: холодно, метель, корма нет ― птицы голодные, их нужно подкармливать. В этой группе изменяются формы организации труда детей; наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка.

Уже с начала года воспитатель систематически привлекает  ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Вначале к работе он привлекает по желанию 2―3 детей, а затем они работают поочередно. [1,97]

Старшая группа – круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. Труд каждого ребенка оценивается не только с точки зрения отношения его к тем или иным обязанностям, но и с точки зрения усвоения ребенком навыков ухода (умение наметить последовательность действий, мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять принятое решение).

В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже с некоторым запасом знаний, имеют навыки ухода за животными и растениями, осознают свои обязанности. Поэтому воспитатель имеет возможность с начала года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых заданий.

Уход за обитателями уголка природы осуществляют дежурные. Они могут сами договариваться, кто за какими объектами будет ухаживать. [1,102]

Подготовительная группа -  трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать с помощью воспитателя связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности. 

 В этой группе расширяется  круг трудовых обязанностей. Детей  приучают к более сложным формам  трудовой деятельности, воспитывают  чувство ответственности за порученное  дело, развивают интерес и любовь  к труду, стремление настойчиво  добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной  трудовой деятельности наравне  со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается  желание браться за работу  по собственному почину, а не  только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы.

Дети подготовительной к школе группы имеют уже значительный чувственный опыт, четкие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь решаются задачи совершенствования навыков работы в уголке природы. [1,114]

                                        Ручной труд

В «Программе воспитания в детском саду» ручной труд выделяется как самостоятельный вид деятельности со старшей группы. Программные задачи по ручному труду прямо требуют от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных поделок для игры, подарков, сувениров.

Первая младшая группа – дети этой группы должны различать, а к концу года и называть такие строительные детали, как куб, кирпичик, пластина; знать детали не только по форме, но и по величине; понимать, что устойчивость постройки зависит от положения форм (кирпичики и пластины лежат более устойчиво на широкой грани, менее устойчиво – на узкой, неустойчиво – на узкой короткой).

Детей учат создавать более сложные постройки, комбинируя детали по-разному.

Примерная тематика построек: дорожка узкая и широкая, поезд, забор, башня, лесенка, мебель, горка, дом. [4,16]

Вторая младшая группа – детей четвертого года жизни продолжают учить различать и называть такие строительные детали, как куб, кирпичик, пластина, сооружать элементарные постройки путем комбинирования знакомых форм строительного материала, знакомят с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости.

В отличие от предыдущей группы детей учат располагать кирпичики, пластины вертикально по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу, или на определенном расстоянии (загородка, забор, ворота),  изменять постройки двумя способами, надстраивая их в высоту, длину. У детей развивают желание сооружать постройки по собственному замыслу, объединять их по сюжету (дорожки, дома, улица) и обыгрывать.[4,25] 

Средняя группа – конструктивная деятельность усложняется и совершенствуется. От детей добиваются хорошего качества выполнения сооружений, их учат создавать более сложные постройки.

Дети учатся самостоятельно группировать детали, так чтобы отдельные части постройки имели определенный цвет и красиво сочетались друг с другом.

В данной группе учат различать и называть такие строительные детали, как призма, цилиндр. Брусок, обращают их внимание на то, что пластины бывают разной формы: длинные и короткие, широкие и узкие.

Со второй половины года детей начинают обучать конструированию из бумаги (на занятиях), а к концу года – конструированию из природного материала (вне занятий). [4,33]

Старшая группа – у дошкольников 5 – 6 лет возрастает интерес к конструктивной деятельности, она становится более содержательной, усложняются взаимоотношения детей друг с другом, со взрослыми. Ребенок приобретает способность не только понимать задачу, поставленную перед ним, но и самостоятельно ее реализовывать, т.е. образуются простейшие элементы учебной деятельности.

 В данной группе воспитатели продолжают знакомить детей с новыми деталями их свойствами. Например, дают представление о том, что пластины  бывают не только толстые, но и тонкие, плоские, не только прямоугольные, длинные и короткие, но и самой различной конфигурации: круглые, овальные, треугольные, квадратные, многоугольные, что бруски, цилиндры и другие детали тоже бывают разной формы: длинные, короткие, высокие, низкие и т.д. От этого зависит их конструктивное свойство.

С этого возраста дети учатся не только объединять свои постройки единым замыслом в процессе их обыгрывания, но и сооружать коллективные постройки, когда необходимо договориться, спланировать свою деятельность.

Совершенствуются умения работать с бумагой, картоном (лист сгибается не только пополам, но и в разных направлениях;  фигуры создаются не только плоские, но и объемные; вводится работа с готовой выкройкой). Начинается целенаправленное обучение (на занятиях) работе с природным материалом, по изготовлению поделок из различных использованных материалов (катушек, проволоки в оболочке, пустых коробок, поролона, пенопласта). [4,47]

Подготовительная группа – ребенок становится более любознательным, наблюдательным, у него повышается работоспособность, сенсорные способности в основном уже сформированы. Учитывая это, программа выдвигает более сложные задачи в обучении детей конструированию и ручному труду. Возрастает роль коллективной работы; в связи с этим больше требований предъявляется к умению детей распределять обязанности, планировать деятельность и работать в соответствии с общим замыслом.

В программе отдельно выделяют ручной труд. Работая с бумагой и картоном, дети учатся определять фактуру и качество бумаги и картона, делать разметку с помощью шаблона, мерки, условной линейки, а также на глаз, подбирать цвета и оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, костюмов и украшений к праздникам. Детей учат переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги (плести коврики, дорожки). Поделки из готовых объемных форм и использованных материалов становятся более сложными.

Детей продолжают учить мастерить фигурки людей, животных, птиц из различного природного материала. Большое внимание уделяется обучению передавать выразительность образца, создавать общие композиции. [4,79]

 

 

        

 
                            

 

 

 

                                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Радость труда - могучая воспитательная сила», - писал В.А.Сухомлинский. Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

 

 

 

 

 

 

 

                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В.и др.; Сост. Р.С. Буре; Под ред. В.Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с., ил.

2. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и №2002 «Дошкольное воспитание» / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416с.

3. Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе  «Детство»: учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176с.

4.  Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. – 158с.

5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских,  В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- с.1-50.

7. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.В. Русскова; Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1984. – 95с.

8.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд. стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336с.

 

 


Информация о работе Усложнение детского труда с возрастом