Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 05:38, курсовая работа
Обзор педагогической системы Штайнера хорошо представлен в ряде книг:
«Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
«Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
«Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
Основные положения вальдорфской педагогической системы представлены также на сайтах вальдорфских школ России и СНГ.
Понятие Вальдорфская педагогика
Понятие Гуманистическая модель воспитания
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
Вальдорфская педагогика как гуманистическая модель воспитания
Содержание:
Понятие Вальдорфская педагогика
Понятие Гуманистическая модель воспитания
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
Обзор педагогической системы Штайнера хорошо представлен в ряде книг:
Основные положения
«Школа в интересах ребенка» — это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» Задача такой школы:
Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы — души, мысли, чувства, воли — ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на интеллект, но на всего человека в целом. Интеллект — лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням.
Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо, прежде всего, глубокое знание человеческой природы.
Р. Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.
Обучение построено на
Важные принцип обучения — «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях. Это экономичный принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются — место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.
Каждый учебный день в каждом классе начинается с т. н. «главного урока» (у нас — 1 час, 40 минут). В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, но в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т. д.). Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно — своего рода метод погружения.
Предметы, которые требуют постоянных упражнений, — языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия — выстраиваются по недельному графику.
Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений. Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т. о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. Рассказ учителя — законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение музыкальных произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т. п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т. д. В начале ХХ века Р. Штайнер почувствовал исходящую от возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас — тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов — связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной.
Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя. До 7—8 класса, классный учитель (т. е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т. д.) ведет по возможности большинство предметов.
Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединений разных дисциплин, осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга.
Вальдорфская школа — это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах ребенка», когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т. е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль- оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция.
Гуманистическая модель
стремится учитывать личностные и
индивидуальные особенности воспитанника.
Задачей воспитания, базирующегося
на идеях гуманизма, является помощь
становлению и
Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы
школ сегодня существует множество
вариантов учебно-
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.
• По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционые (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправлящих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
По характеру содержания
и структуры называются технологии:
обучающие и воспитывающие, светские
и религиозные, общеобразовательные
и профессионально-
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
• По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических систем):
классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
обучение с помощью
аудиовизуальных технических
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
Информация о работе Вальдорфская педагогика как гуманистическая модель воспитания