Вальдорфская педагогика как гуманистическая модель воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 05:38, курсовая работа

Описание работы

Обзор педагогической системы Штайнера хорошо представлен в ряде книг:
«Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), «Москва», 1993.
«Обучение в вальдорфской школе» (сборник статей), «Москва», 1995.
«Вальдорфская педагогика» (антология), под ред. А. А. Пинского, «Просвещение», 2003.
Основные положения вальдорфской педагогической системы представлены также на сайтах вальдорфских школ России и СНГ.

Содержание работы

Понятие Вальдорфская педагогика
Понятие Гуманистическая модель воспитания
Основные качества современных педагогических технологий
Классификация педагогических технологий
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология свободного труда (С.Френе)
Технология саморазвития (М.Монтессори)

Файлы: 1 файл

курсач 2007.DOCX

— 62.89 Кб (Скачать файл)

нет ошибок - бывают недоразумения, разобравшись в которых совместно  со всеми, можно их не допускать;

нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы;

нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно  с детьми;

педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении  общих проблем;

нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общежития;

нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения;

нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.

Особенности методики

Метод проектов. Группа выстраивает  коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это  мегут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.

Класс - открытая для общения  и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.

Самоуправление. В школе  создается кооператив, во главе которого стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших - реже, по мере надобности.

Культ информации. Важно  иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных  и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации.

Самовыражение личности ребенка  также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают  клише, издают книжки.

Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских  свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует  его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку.

Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создал прообраз программированного обучения - обучающую ленту, к которой прикреплялись последовательно карточки с информацией, с упражнением, вопросом или задачей и контрольным заданием. Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все виды его работы.

Культ труда. В школе создается  школьный кооператив, членами которого являются все учащиеся. В режиме дня предусмотрена работа в мастерских, саду, скотном дворе. Кооперативом руководит  выборный совет, раз в неделю проходит общее собрание. Большое внимание уделено гласности. Каждый заполняет  четыре колонки общего листа-газеты: «Я сделал», «Я хотел бы», «Я хвалю», «Я критикую».

Культ здоровья. Забота о  здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методики натуральной медицины; высшая планка здесь — гармония отношений с  природой.

Примечание. Свои практические рекомендации С.Френе адресовал малокомплектной сельской начальной школе. Однако идеи, пафос борьбы с рутиной и косностью традиционной системы обучения делают технологию Френе актуальной для всех видов учебных заведений.

В настоящее время во Франции  «по Френе» работают тысячи школ. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.

 

Технология саморазвития (М. Монтессори)

 

Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору  развития: биогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: СУМ + СУД + СДП.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

Всестороннее развитие.

Воспитание самостоятельности.

Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

Обучение должно проходить  совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

Обращение ребенка к учителю  «Помоги мне это сделать самому* - девиз педагогики Монтессори.

Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.

Учет сензитивности и спонтанности развития.

Единство индивидуального  и социального развития.

В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

Отказ от миссии обучать  детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет  дидактики - организовать окружающую среду  для такого «впитывания».

Особенности содержания

Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребенке, но они могут  не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается, прежде всего, сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори—материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы представляют, по Выготскому, психологические орудия, инструменты опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя; манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок - строитель  самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость... Воспитывающая среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу...

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в  исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут  можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений  окружающего мира (дидактические  материалы яркие, наглядные). Здесь  и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры  из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у  ребенка к 8 годам. К этому времени  педагогическая среда включает буквы  алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как  конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни  коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

0-3 года: предметно-чувственная  ориентировка;

3-6 лет: сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных  действий;

9-12 лет: завершение первого,  начального концентра школы;

12-18 лет: гимназическая  и старшая ступень.

Особенности методики и организации

В Монтессори-садике игрушки не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек.

Главная задача здесь - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. Как указывает исследователь технологии М. Монтессори Е. Хилтунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» - самостоятельная деятельность с предметами.

Школьный период. Единых программ обучения не существует, каждый осуществляет данный природой и Богом  уникальный путь развития.

В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса и приблизиться к проблеме.

После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам  выбирает, чем он будет заниматься - математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или  физические опыты. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит  доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.

Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно  получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.

Детям никто не дает никаких  заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная  работа основана на абсолютном доверии  к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных  открытий.

В середине дня бывает еще  одно общее занятие, которое у  старших детей чуть длиннее. Это  погружение в предмет. Минут на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному  предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический  материал, выслушиваются и обсуждаются  доклады и сообщения.

Структура любого дидактического материала полностью соответствует  внутренней логике формирования определенного  понятия. Расположение материала в  среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную  в специально разработанных учителями  учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному  языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори). Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, переводит материальное в абстрактное, уточняет и систематизирует свои знания.

Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей  среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.

Позиция ребенка: «Помоги  мне это сделать самому».

Примечание. Технология М. Монтессори богата частными идеями, которые используются сегодня во многих других локальных технологиях и частных методиках. Примером такого использования является методика Е.Н. Потаповой «Оптимизация обучения 6-7-летних детей письму». Она использует буквенные трафареты М. Монтессори и включает три этапа:

тренировку мелкой мускулатуры  рук путем творческого рисования  произвольных фигурок с помощью  инженерной линейки и с последующей  штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности, в отличие, например, от арабской);

запоминание правописания буквы  не только при помощи ее зрительного  восприятия, но и путем включения  тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон);

многократное написание  букв сначала через буквенный  трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него.

Благодаря методике Е.Н. Потаповой  дети научаются каллиграфически  писать, у них повышается орфографическая  зоркость и экономится 20—30 часов  учебного времени.

 


Информация о работе Вальдорфская педагогика как гуманистическая модель воспитания